"Неотложка" или "скорая"?

С 1 июня в Успенском филиале областной больницы N 19 начала работать бригада неотложной помощи. До конца года такие медицинские подразделения появятся ещё в 8 поликлиниках и амбулаториях Тюменского района.

Если при слове "неотложка" возникает ассоциация со скорой помощью, это неправильно. Скорая помощь - одно, а неотложная помощь - другое. Об этом шла речь на заседании совета по реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в администрации Тюменского района. О содержании работы по организации службы неотложной помощи и этапах реализации этого пилотного для Тюменской области проекта членам совета рассказала заместитель главного врача областной больницы N 19 Наталья Чертополохова.

В своё время неотложная медицинская помощь существовала в амбулаторно-поликлинических подразделениях страны. Потом была создана единая служба скорой медицинской помощи. Однако сама жизнь продиктовала необходимость возвращения к уже известной практике. Всё обилие вызовов до недавнего времени приходилось на специалистов "скорой", которые находятся в постоянных разъездах по закреплённой территории, тратя много времени на вызовы к пациентам, проблемы которых можно решить на уровне терапевта. Иногда при этом страдают больные, нуждающиеся в экстренней помощи. Приказом областного департамента здравоохранения чётко прописаны цели создания служб неотложной помощи: с одной стороны, приближение врачебной помощи к непосредственным получателям медицинских услуг, с другой - сосредоточение усилий специалистов "скорой" на оказании экстренней помощи пациентам. "Неотложка" поможет также снизить нагрузку на участковых терапевтов и педиатров. Как показывает практика, визиты участковых врачей к пациентам не всегда являются эффективными, специалист устанавливает факт заболевания, но неотложную помощь оказать не может. У него нет с собой необходимого оборудования и медикаментов. Приказом оговорены поводы для вызова неотложной помощи, время работы этих подразделений, состав бригад и оснащение техническими и лекарственными средствами. По существу, создание служб неотложной помощи - ещё один шаг на пути оптимизации деятельности лечебных учреждений.

Именно терапевт "неотложки" сможет снять ЭКГ, измерить артериальное давление, уровень сахара в крови, оказать первую медицинскую помощь, чтобы ликвидировать, например, тот же болевой синдром. И либо оставить пациента дома и передать участковому врачу для дальнейшего лечения, либо вызвать "скорую" для госпитализации, например, при признаках инфаркта или инсульта. Кстати, кардиографы, закупаемые для служб неотложной помощи, способны передавать информацию по каналам мобильной связи. В считанные минуты кардиограмма окажется на рабочем столе у дежурного кардиолога станции "скорой помощи". Терапевт неотложки имеет право назначить лечение и выписать больничный лист, передав пациента участковому врачу. Этим он отличается от врачей "скорой помощи", которые лечение не назначают.

Как рассказала Наталья Чертополохова, неотложная служба создаётся на базе поликлиник и врачебных амбулаторий и будет работать в часы функционирования лечебных учреждений на местах, т.е. с 8.00 до 20.00, правда, кроме субботы и воскресенья, и оказывать помощь людям при наличии у них острого заболевания или обострения хронического заболевания, в случае гипертонического криза, головных болей длительного характера, болей в области брюшной полости, болевого синдрома у онкологических больных и др., не требующих срочного медицинского вмешательства. Приезд врача возможен в течение двух часов. Доктор на месте оказывает помощь пациенту, а при необходимости госпитализации вызывает "скорую".

Бригада неотложной помощи в Успенке укомплектована кадрами (врач, фельдшер и водитель-санитар), новым автомобилем и оснащена всем необходимым оборудованием. Другим филиалам областной больницы ещё предстоит решить эти вопросы. В сентябре начнут работу бригады неотложной помощи в Винзилях и Боровом, в октябре - в Борках и Новотарманском, в ноябре - в Богандинском и поликлинике N 19, в декабре - в Червишево и Онохино.

Вызвать "неотложку" на дом можно по телефону "03". Звонок поступит в станцию "скорой помощи", оттуда он будет переадресован диспетчерам службы неотложной помощи. Многое будет зависеть от профессионализма диспетчеров. Они должны будут, общаясь по телефону с больным или его родственниками, принять верное решение, какую помощь направить по указанному адресу - скорую или неотложную. Понимая важность работы диспетчерской группы, руководство областной больницы N 19, приняло решение разместить её в своём административном здании. Опыт работы диспетчеров и взаимодействия двух оперативных медицинских служб будет очень полезен другим медицинским учреждениям района и области, которые только планируют организацию службы неотложной помощи.

Итак, "неотложка" уже делает первые выезды к пациентам Тюменского района. Последние же имеют возможность оценить оперативность и качество оказания медицинских услуг. Ещё один значительный шаг по совершенствованию здравоохранения в районе сделан, за которым обязательно последуют другие.

Татьяна ЮРТИНА.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Здоровый образ жизни"

comments powered by HyperComments