Как верующие сорвали выборы в Верховный Совет СССР

Как верующие сорвали выборы в Верховный Совет

12 декабря 1937 года в Москве проходили выборы в Верховный Совет СССР. Партия большевиков планировала набрать 99,9% голосов избирателей за своих кандидатов, ведь других партий тогда в стране не существовало.

Важно, как подсчитать голоса

По факту вышло, что проголосовало только 51,5% избирателей. Выборы в СССР 1937 года проигнорировали духовенство и верующее население. Власть истинные результаты выборов скрыла от народа и разогнала избиркомы. Многих участников избирательных комиссий репрессировали. А народу объявили, что выборы прошли успешно, 99,9% проголосовали за блок коммунистов. Ведь не зря же секретарь ЦК ВКП (б) Иосиф Сталин не раз заявлял однопартийцам, что не важно, как проголосуют, главное, как подсчитают голоса. Вот и подсчитали…

В следующем году, 26 июня 1938-го, в стране планировалось провести выборы уже в Верховные Советы союзных республик. ЦК ВКП (б) еще в декабре 1937 г. принял ряд секретных директив с целью не допустить срыва этих выборов. Для чего НКВД дано было указание развернуть массовые аресты священников и верующих с целью их физического уничтожения или высылки на север в исправительно-трудовые лагеря. Началась невиданная "охота" на лиц духовного звания и обвинение их в контрреволюционной деятельности против советского государства.

Не обошли стороной те страшные события и Тюменский район, входивший в Омскую область.

Батюшка Иосаф из Космаковой

Сегодня наш рассказ о староверах деревни Космаковой. Ныне этой деревни уже нет на карте Тюменского района. Последние жители покинули ее в 1976 году.

В центре деревни Космаковой, что находилась в 7 км от Зырянки, стояла деревянная старообрядческая церковь. Она вмещала довольно много прихожан, собиравшихся из Каменки, Зырянки, Кулиги, Сорокино, Коняшино и даже Тюмени. Престольным праздником в деревне Космаковой был день Святого Николая Чудотворца.

На моем рабочем столе – записи из архивного дела N 6591, предоставленного Управлением ФСБ России по Тюменской области. По этому делу в 1938 году проходили 57 человек. Трое арестованных были жителями д. Космаковой.

Под N 17 в списке стоит Овчинников Я.И. Из анкеты арестованного: "Овчинников Яков Ильич родился 23 октября 1850 года в деревне Труфаново, Тюменского уезда, Тобольской губернии. Постоянное место проживания д. Космакова Кулигинского сельсовета, Тюменского района. Место работы – служащий религиозного культа. Социальное положение – монах, сын священника. Образование – 2 класса церковно-приходской школы. Служба в царской армии – унтер-офицер конвойного полка. Семейное положение – одинокий".

Справка, выданная Кулигинским сельсоветом 24 апреля 1938 г., гласит: "Овчинников Я.И. действительно проживает в д. Космаковой Кулигинского с/совета с 1932 года. Полезным трудом не занимается, а живет исключительно за счет прихожан молельного старообрядческого дома, в котором Овчинников проводит моления. В прошлом Овчинников монах, что и удостоверяет Кулигинский с/с. Подпись председателя и секретаря".

А вот еще один документ. Это ордер на обыск и арест монаха Овчинникова на двое суток. Выдан документ 24 мая 1938 г. Омским Управлением НКВД. В деле имеется опись вещей, изъятых из дома священника Иосафа, в миру Овчинникова Якова Ильича.

Вот этот список: "Икон – 118 штук, крестов – 4, подручников (у старообрядцев подстилка для рук и головы при земных поклонах – авт.) – 13 штук, мантии (широкий и длинный плащ, надеваемый поверх другой одежды – авт.) – 10 шт., Евангелие и церковные книги – 70 штук, денег обнаружено и отобрано 616 рублей".

Сотрудники Тюменского НКВД не очень-то церемонились со святыми отцами, отобрав последние деньги у старообрядческой общины. И почему-то не изъято, а именно отобрано.

Из показаний обвиняемого Овчинникова Я.И. от 31.05.1938 года: "Я после службы в царской армии в 1872 году проработал около года в хозяйстве своего отца в деревне Труфаново Тюменского уезда. Затем поехал в Москву в Преображенский монастырь, где поначалу был иноком, а впоследствии монахом. В монастыре жил до революции, после уехал в Казань и устроился в молитвенный дом, который содержала гражданка Шамова Агрипина Хрисафьевна. В 1926 году молитвенный дом распался. Я до 1932 года ходил по деревням, собирал милостыню и проводил моления среди старообрядцев. В 1932 году я приехал в д. Космаково Кулигинского с/с, где проживал до ареста. За то время нигде не работал, а существовал на молитвенные подношения, где проводил обряды моления".

По сути, Яков Овчинников выполнял в храме деревни Космаковой обязанности священника старообрядческого прихода. Поэтому старообрядцы его называли не иначе, как батюшка Иосаф.

В своих показаниях батюшка Иосаф упустил очень важный факт своей биографии. Оказывается, служить Богу его обязал обет, данный им во время эпидемии холеры, когда он лежал в яме рядом с покойниками, облитый известью и при этом чудом выжил. Заново родившись, Яков Овчинников твердо решил посвятить всю оставшуюся жизнь служению Богу.

Эту удивительную информацию о батюшке Иосафе я прочитал в первом томе "Тюменской старины", в статье тюменки Ольги Полищук, происходившей из старообрядческой семьи.

Признание на повторном допросе

На том первом допросе 31 мая 1938 года священник Иосаф отрицал все вменяемые ему преступления. Но круглосуточная "работа" с арестованными, содержавшимися на ул. Семакова, 18 в Тюмени приносила свои плоды. На повторном допросе 3 июня 1938 года он признался почти во всех преступлениях, которые предъявляли ему следователи НКВД. Это какие пытки нужно было применить к человеку, чтобы батюшка признался в том, чего не совершал?!

Я.И.Овчинникову и двум монахиням следователи приписывали агитацию и контрреволюционную деятельность против Советской власти. А за срыв в д. Космаковой 20 мая 1938 года предвыборного собрания по выборам в Верховный Совет РСФСР священник Иосаф был обвинен в дискредитации партии ВКП (б) и советского правительства.

Срыв собрания заключался в том, что именно в этот день, 20 мая 1938 г., у старообрядцев Космаковой проходило моление, и они на предвыборном мероприятии отсутствовали. Этого хватило для ареста "преступников" и обвинения их дискредитации Советской власти.

В списке под N 18 значится Рюпина Татьяна Петровна. Из справки сельсовета деревни Сорокиной Тюменского района: "Рюпина Т.П. родилась в д. Сорокиной Тюменского уезда 1876 году. До революции Рюпина имела 20 га земли, до 1929 г. 30 га. Жилых домов 2, хозпостроек 5, столярная мастерская 1, кузница 1, плугов 2, борон 12, веялка 1, косилка 1, самовязка 1, молотилка 1. Лошадей в хозяйстве имела 8, коров 10, быков 2, баранов 25. Кулачка Рюпина Т.П. раскулачена в 1929 году и лишена избирательных прав за эксплуатацию чужого труда с целью извлечения прибылей. Последнее время проживала в деревне Космаковой Кулигинского с/с. Председатель с/с, секретарь. Подписи".

На первом допросе 30 мая 1938 г. Т.П.Рюпина ответила следователю: "Виновной себя в проведении контрреволюционной агитации не признаю и никакой агитации среди единоверцев в д. Космаковой не проводила".

Но уже 1 июня 1938 г. на повторном допросе крестьянка-единоличница Рюпина призналась буквально во всех обвинениях, которые ей были предъявлены. В срыве предвыборного собрания в д. Космаковой в том числе. Она призналась, что якобы организовывала в это время совместно с Я.И.Овчинниковым и И.Т.Соколовой нелегальное сборище в молельном доме для местных старообрядцев.

Понятное дело, что с подозреваемыми усердно "поработали" в подвале тюменской лубянки. Там и немой заговорит. Опять же на "врагов народа" из числа священнослужителей для каждой области утверждался план – его надо было выполнять.

Под N 19 по делу проходила Соколова Ираида Трифоновна, бывшая дворянка из Латвии, родилась в 1873 году. До ареста проживала в деревне Космаковой Тюменского района. Она тоже призналась на втором допросе в контрреволюционной деятельности, направленной на дискредитацию политики партии и Советского правительства.

Нужны были любые причины, чтобы оклеветать, осудить и расстрелять как можно больше священнослужителей, чтобы на очередных выборах в Верховный Совет РСФСР верующие  не подпортили статистику этого важного государственного мероприятия.

Приговорены к расстрелу

Отлаженный конвейер смерти для невинных жертв работал в Тюмени без выходных. Круглосуточно велись допросы, пытки задержанных. Людей расстреливали в подвале здания на ул. Семакова, 18. До революции этот двухэтажный особняк принадлежал купцу 1-й гильдии Михаилу Брюханову. Стены подвала в особняке были специально обшиты толстым слоем ткани для шумоизоляции, чтобы не слышны были на улицах города выстрелы палачей из НКВД и крики обезумевших жертв.

11 июня 1938 года тройкой при УНКВД по Омской области Овчинников Я.И., Рюпина Т.П. и Соколова И.Т. были приговорены к расстрелу по статье 58 пункт 10-11 УК РСФСР. 16 июня 1938 года приговор суда для всех 57 участников этого уголовного дела был приведен в исполнение.

А 1 августа 1989 года прокурор Тюменской области В.А.Багин подписал документ о реабилитации жертв политических репрессий, имевших место в период 30-40 и начала 50-х годов прошлого века. Поэтому наши земляки Яков Овчинников, Татьяна Рюпина и Ираида Соколова подпадают под действие указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости".

…На месте бывшей деревни Космаковой в Тюменском районе установлена памятная стела. Это не только память исчезнувшей деревне, но и память о ее жителях, жертвах политических репрессий.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "История"

comments powered by HyperComments