Спасатель – состояние души
- 29 декабря 2024, 11:00
- Инна ГОРБУНОВА
- Общество
Олег Шутров живет недалеко от деревни Якуши, почти 15 лет работает в Тюменской областной службе экстренного реагирования.
Работать в режиме "скорой помощи", полиции, противопожарной или спасательной службы сможет далеко не каждый. Дело не только в том, что трудно выдержать ненормированный график работы, что срываться на вызов приходиться по первому звонку, не зависимо от того, день или ночь, будни или праздники, что режим постоянной непредсказуемости ломает жизненные планы, оставляя минимум времени для себя, семьи и детей. С этим надо не просто смириться, это надо любить и отдавать себя без остатка. Именно по такому принципу живет и работает Олег Шутров, спасатель второго класса, водитель аварийно-спасательного автомобиля - дежурного автомобиля "скорой спасательной помощи", а также автобуса Камаз высокой проходимости, нивы, легковых фиатов, снегоходов, квадроциклов и других средств передвижения, которые по мере необходимости приходится использовать спасателям. Такой арсенал доверят только опытному водителю. У Олега Анатольевича общий водительский стаж – 36 лет, открыты категории В, С, Д.
На спасателя специально в вузах не учат, точно также как и на врача "Скорой", это входит в набор предметов общей подготовки. Поэтому в ТОСЭР чаще всего приходят устраиваться случайно, по стечению жизненных обстоятельств, из смежных специальностей – из МВД, МЧС, пожарной охраны и даже туризма. Только случайные люди здесь не задерживаются, профессия быстро человека проверяет. Остаются те, кому это дело по душе.
Олег Шутров пять лет он отслужил в Краснознаменном Тихоокеанском флоте, ходил в автономное плавание на атомной подводной лодке, потом – на катере-торпедолове, где был командиром боевой части, ответственным за всю механику корабля. Когда закончился контракт, переехал с семьей из Владивостока (жить в военном городке – не сахар) в Тюменскую область и пошел на службу в полицию.
- Менять море на сушу очень тяжело, - признается Олег. – Столько лет прошло, а эта ломка до сих пор не отпускает. Хотя бы раз в год мне обязательно надо съездить на море, увидеть волны, прокатиться на катере. Однажды под Туапсе мы взяли такое плавсредство в аренду и попали в грозу. Может, кто-то и испугался, а я чувствовал себя прекрасно, получил такую мощную дозу адреналина! Наверно, на несколько лет энергией подзарядился.
В полиции его как оперуполномоченного определили на один из самых сложных и экстремальных участков – по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. С контингентом приходилось работать тяжелым, насмотрелся всякого. Реальность порой в самых неприглядных красках. Там он прошел еще одну жесткую школу жизни. Работал добросовестно, но в один прекрасный момент решил – хватит. Уволился, устроился в ТОСЭР, получил аттестацию спасателя второго класса. Это был его первый заход в спасательные службы. Во второй - он добавит еще одну специальность.
– Выполняю те же функции, что и спасатели, плюс отвечаю еще и за автомобиль, - рассказывает Олег Анатольевич. – Наш экипаж – шесть человек, если надо, то я – всегда рядом. Еще одна пара рук никогда не помешает. Например, однажды мы спасали девочку-подростка, которая, прыгая с крыши на крышу, упала в узкий промежуток между домами, сломала тазовые кости, сама выбраться не смогла, да и нам, чтобы до нее добраться, пришлось выпиливать стену между первым и вторым этажом, потом выдалбливать кирпич. Один спасатель спустился к девочке, чтобы поддержать ее и контролировать ситуацию, а мы работали снаружи. Прошло лет семь, но до сих пор хорошо помню эту операцию спасения. Наверно, запоминать детали помогает опыт службы оперуполномоченным.
Водителям автомобилей экстренных служб часто приходится сталкиваться с нестандартными ситуациями на дороге – на улицах, во дворах, на трассах, на пересеченной местности. И не определишь, что сложнее – пробираться по пробкам, лавировать среди плотных рядов машин, когда и включенные проблесковые маячки не помогают, или постараться не забуксовать на бездорожье. Например, в этом году ТОСЭР принимала участие в ликвидации последствий паводка в Вагае. Уехали в командировку в начале апреля, вернулись только в середине мая. Большую часть времени ему приходилось вести автомобиль по баки в воде. А потом ремонтировать на ходу, тем более что спасателей, после ликвидации наводнений в Тюменской области, сразу перебросили в Челябинскую. Там тоже требовалась помощь.
За 15 лет службы в ТОСЭР он побывал, наверно, на всех видах чрезвычайных ситуаций – наводнения, ДТП, травмы, пожары, поиски утонувших, пропавших, заблудившихся. Практически все лето им приходится проводить в лесах – теряются грибники, рыбаки, охотники, взрослые и дети. В поисках спасатели полагаются, прежде всего, на накопленный опыт, навигация, интернет, карты не всегда точны. Решения часто принимаются на месте. Например, однажды вызволяли бабушку, которая оказалась на острове посреди болота, чтобы к ней добраться, пришлось прокладывать временные дороги.
Спасатели не любят, когда говорят, что они выполняют какую-то особую миссию. Нет, утверждают: спасать людей – это просто работа. Только выполнять ее нельзя по принципу – не получилось и не надо. Даже если тяжело, устал и вымотался – соберись и сделай.
- Каждые 2-3 года сам себе задаю вопрос: "Что меня так цепляет в этой работе? Почему она меня так притягивает, держит, не отпускает? И не могу себе ответить, – говорит напоследок Олег. – Однажды даже уходил, но как только появилась вакансия – сразу вернулся. И теперь не могу представить, чтобы я чем-нибудь еще занимался. Только здесь могу работать с такой самоотдачей, забывая о времени. У нас говорят, что спасатель, это даже не призвание, а - образ жизни.