Душа фронта – разведка
- 10 мая 2020, 13:00
- Людмила НАБОКОВА
- Общество
Это слова юного разведчика Вани из фильма Андрея Тарковского «Иваново детство». Мой отец тоже служил в разведке. В войну он был награжден несколькими боевыми орденами.
Сильные духом
В представлении к награждению, которое находится в открытом доступе на сайте "Подвиг народа", командир 127 гвардейского стрелкового полка гвардии подполковник Середа напишет: "В боях за населенные пункты Езерное – Гребля и Поправка (это Белоцерковский район Киевской области – прим.авт.) тов.Малмыгин вместе с разведкой сам лично ходил и руководил ею, он лично врывался в траншеи врага, доставал живого языка и доставлял в штаб полка. Достоин правительственной награды ордена Красной Звезды.19 января 1944 г."
Чем больше узнаю о войне, тем меньше понимаю, как удалось нашим отцам выстоять и победить в такой страшной бойне. Ведь сражались с самым сильным, самым подготовленным врагом. Врагом, перед которым пала Европа.
Как горько слышать, что сейчас появились силы, пытающиеся переписать историю, умалить нашу Победу. Мы не имеем права не передать нашим детям, нашим внукам воспоминания о наших родителях, о дедушках и бабушках. Наш долг рассказать, как они четыре года в окопах, в кровавых сражениях, голодные, холодные стояли насмерть. Как дети и женщины трудились в тылу.
Горжусь этими людьми и преклоняюсь перед ними. Как вовремя возникла идея "Бессмертного полка", причем, не спущенная сверху, а пришедшая снизу, от людей. И каким масштабным стало это движение сейчас. Мы пристально всматриваемся в старые фотографии, стремимся узнать подробности жизни близких и родных.
Как хочется повернуть время вспять и поговорить с отцом, матерью. Папа прожил 80 лет, но о войне почти ничего не рассказывал. Мне очень повезло, жива папина сестра Анастасия Николаевна, ей в этом году исполнилось 96 лет. Всю жизнь она проработала учителем русского языка и литературы, до сих пор у нее светлый ум, мы с ней активно переписывались (она живет в Пермском крае). Вот она-то мне многое и рассказала об отце.
Из кормильцев – в солдаты
Мой отец Иван Михайлович Малмыгин родился в 1918 г. на Урале, в Пермской области. Своего отца он не помнил – тот ушел из семьи. Жили очень трудно, мать нанималась на любую работу, чтобы как-то прокормиться. Вскоре в семье появился отчим, Николай Андреевич Малмыгин. Своих детей у него не было, отчим полюбил пасынка, с детства приучал к труду. Сам трудился, не покладая рук, за что получил прозвище Мурыга, что означало "работяга". Хозяйство его было справным, имелся весь сельхозинвентарь. Когда началась коллективизация, его посчитали кулаком и выслали из села. Хозяйство разорили, мать, забрав детей, отправилась за мужем. В семье уже была сестренка Настя.
Учиться в ссылке Ивану не пришлось, хотя ученик он был способный, об этом матери часто говорил учитель, особенно подчеркивал его математические успехи. Научился плести лапти, выменивал их на хлеб. С того времени, с 12 лет, отец часто был главным кормильцем семьи.
Отчим умер. Оставив Настю на родственников, Иван ушел с матерью на поденную работу в соседние чувашские села, заработали немного зерна и гороха. Вскоре подростка взяли водовозом в колхоз, а чуть подрос – назначили учетчиком в бригаду, заметили, что он быстро считает в уме, красиво пишет.
В 1938 г. отца призвали в армию, служить попал в Среднюю Азию. Дома остались молодая жена Евдокия и сын Гена.
Осенью 1941 г. он должен был мобилизоваться, а в июне началась война. Через всю страну везли их на Запад. Молодым солдатам очень хотелось повоевать, боялись, что война вот-вот закончится без них. Повоевали…
Пол-Европы пропахали…
В его военном билете записано: участвовал в боях с 09.07.1941 г. по 09.06.1944 г. – сначала в составе западного фронта, а завершил войну в Румынии в составе 2-го Украинского фронта в должности помощника начальника штаба по общевойсковой разведке.
Орден Красной Звезды он получил в 1944 г. за освобождение Украины, по этому поводу сфотографировался. В этом же году получает вторую награду – орден Отечественной войны.
Из Румынии его направляют в Москву на высшие курсы по общевойсковой разведке, а затем в Литву, в Каунас, где он служил замначальника по лагерям военнопленных. Какая была обстановка в Прибалтике после войны, мы знаем. Пулю в спину можно было получить в любое время.
Второй орден Отечественной войны II степени он получил за мартовские бои 1944 г. В представлении к награде записано: "При формировании четырех водных рубежей (Горный Китич, Буг, Днестр, Прут) тов.Малмыгин всегда первым с взводом пешей разведки проводил разведку о численности и расположении огневых средств и пехоты противника. За проявленную смелость и мужество удостоен ордена Отечественной войны II степени.
Именно к этому моменту относится фотография, где папиным каллиграфическим почерком написано "19.1.1945 г.Каунас".
Сила отцовской любви
В 1947 г. отец вернулся на Урал, первая семья его распалась, отец всегда платил сыну алименты. В 1948 г. они встретились с мамой. Воспитали пятерых детей. Отец для меня был всегда примером для подражания. Пройдя войну, он остался добрым, порядочным человеком. Никогда не воспитывал назидательными беседами. Но мне казалось, что он самый умный и грамотный человек.
На Урале мы жили в бараке для многосемейных. В нем было 10 квартир и более 50 детей. Очень часто мальчишки просили: "Дядя Ваня, помоги решить задачу". Он помогал. А взрослые просили написать какое-либо заявление, и отец писал.
Нас отец не наказывал. Я помню, как уже в Салаирке (а мы приехали туда в 1962 г.) мои младшие братья притащили домой гуся, свернув ему шею. Наверное, думали, что отец их похвалит за такой подвиг, все-таки мясо добыли. Отец, забрав сыновей, отправился искать хозяина гуся. Нашли его в Юртах, тот, забрав птицу, еще и поблагодарил отца.
Я была старшей в семье, поэтому он меня брал на рыбалку, а потом позволял нести свой увесистый улов на ветке. Я очень гордилась. Научил собирать грибы.
Когда подросли, мы своей бригадой (отец и дети) косили сено. Отец брал в совхозе лошадь, ехали на покос, располагались и косили. Мы, старшие дочери, уже учились в Тюмени, тоже включались в эту работу. Особых сил не было, отец никогда не подгонял, хвалил, объявлял отдых, точил косы, а сам работал за двоих. Накашивали много, сдавали в совхоз, на эти деньги покупали одежду к школе. Сам же он по несколько лет носил один пиджак и брюки, мне кажется, у него никогда не было костюма. Почему-то жили очень бедно.
В семье не заведено было обнимать, целовать детей, говорить им ласковые слова, но я всегда чувствовала, что меня любят, на меня надеются, значит, и мне нельзя их подводить.
Герои моей семьи
В нашей семье воевали трое мужчин. Кроме папы еще дед, отец мамы и ее брат, наш дядя.
Дед Иван Константинович Кузнецов 1902 г. рождения воевал с начала войны, вернулся из госпиталя с перебитой левой рукой. Он выполнял любую работу: косил, пилил, колол дрова. До фронта работал грузчиком в "Заготзерно", а потом там же сторожем. Каждый день добирался на работу за 7 км из деревни до г.Красноуфимска (Свердловская обл.), летом ездил на велосипеде. В колхоз не пошел по принципиальным соображениям. Был человеком глубоко верующим, старообрядцем.
Характер у деда был суровый, требовательный. Я всегда побаивалась его пронзительного взгляда.
Ничего о его ратном пути мы не знаем. Где воевал, когда вернулся с фронта? Спросить не у кого.
Мой дядя, сын Ивана Константиновича – Николай Иванович Кузнецов, 1923 г. рождения. Прошел войну, закончил ее в Финляндии. Только в последние годы удалось найти его военную фотографию, где он своей рукой подписал: 8 сентября 1945 г. Финляндия. Других сведений нет, нет у меня сейчас и того снимка.
Зато есть другой – 1946 г. Он слева. Николай Иванович умер в конце 1946 г. от крупозного воспаления легких. Никто не мог поверить, что такой здоровый крепкий парень, прошедший войну, не справится с болезнью. Ему было 23 года, семьи у него не осталось.
Не оставляю надежды найти какие-то сведения о них…
Для нас, детей послевоенного времени, вопрос о Победе, победителях не стоял. Мы знали победителей в лицо, это были наши родители, близкие, соседи. Мы, дети, могли что-то не знать о наших поражениях, но прекрасно знали, что Берлин взяли советские солдаты, Японию победили тоже наши воины. Сейчас все ставят с ног на голову. Обидно до слез! Давайте все будем рассказывать нашим внукам и правнукам истории наших дедов и прадедов, будем воспитывать их патриотами.
А в Салаирский сквер Победы, где на плите, среди многих фамилий фронтовиков, есть фамилия и нашего отца – И.М.Малмыгина, мы приедем и поклонимся всем.
С великим священным днем Победы всех нас! Горжусь, люблю и низко кланяюсь всем нашим ветеранам, будем хранить и беречь память о них!