Священномученик Максим Богданов - уроженец д. Борковской Тюменского уезда был расстрелян в 1938 году

Мальчишки на фоне часовни в Борках

Священномученик Максим Богданов

Имя Максима Петровича Богданова, уроженца д. Борковской Тюменского уезда Тобольской губернии, внесено навечно в перечень мучеников и исповедников Русской Православной Церкви. Как он жил на этой грешной земле почти 53 года – об этом наш рассказ.

Родился Максим Богданов 12 августа 1885 года в деревне Борковской, через которую проходил Тобольский тракт. Расстояние от деревни до уездного города Тюмени составляло 37 км. В 15 км от Борков, в селе Созоново, находилась старое, еще деревянное здание приходского храма во имя святой великомученицы Екатерины. Новое кирпичное здание построят рядом только в 1915 году.

В летний день 13 августа 1885 года родители новорожденного: крестьянин Петр Никитич Богданов и его жена Анисья Ивановна, оба православные, прибыли в Созоново. Проводил обряд крещения приходской священник Иоанн Касаткин. Восприемниками (крёстными – авт.) младенца состояли крестьянин с. Созоново Илья Дристунов и родная сестра Василиса Богданова.

Максим рос трудолюбивым и смышленым помощником своим родителям. Он рано стал проявлять интерес к церковным службам. В Борках была часовня во имя святого пророка Илии, открытая в 1861 году. В эту часовню ходила по церковным праздникам вся семья Богдановых. Но особое, трепетное желание посещать эту деревенскую часовню было у Максима.

В 30-х годах ХХ века часовню в Борках закрыли и превратили в склад для хранения колхозного зерна.

Максим Богданов получил начальное трёхгодичное образование, где именно – мы не знаем. Он мог окончить школу грамоты, открытую в 1886 году в соседней деревне Шешуковой. Он мог учиться в двухклассном училище села Созоново, открытом в 1864 году. В этом училище 1 класс предусматривал 3 года начального курса, а 2 класс – ещё два года обучения. В обоих учебных заведениях строгих правил по возрасту не существовало. Можно было пойти учиться в 8 лет от роду, а можно в 12 или в 14 лет. Для родителей главным было, чтобы ребёнок научился читать и писать. В Борках школа грамоты открылась очень поздно, в 1897 году, и дети Петра Богданова – Дмитрий, Василиса и Максим – вряд ли могли в ней учиться.

По Всероссийской переписи населения 1897 года семья Богданова Петра Никитича в Борках не значится. Стало быть, они могли переехать в соседние села или, может, махнули сразу в Тюмень. Детей ведь следовало обучать грамоте. А в Тюмени их земляк Андрей Текутьев мог оказать помощь жильем и работой, как он помогал многим односельчанам. Жители Борков работали на многочисленных предприятиях купца Текутьева в Тюмени, состояли в качестве прислуги в его доме на улице Иркутской (ныне Челюскинцев – авт.).

В журнале "Тобольские Епархиальные Ведомости" в № 8 за 28 февраля 1916 года я нашел интересную информацию. Там сообщается: "Утверждены в должность церковных старост на трёхлетие при градо-Тюменской Спасской церкви мещанин Петр Богданов и другие". Это означало, что постаревший купец Андрей Текутьев попросил своего земляка занять этот пост в любимом его сердцу храме Тюмени. Андрей Иванович с 1902 года верой и правдой служил старостой в Спасской церкви. Он вложил в этот храм огромные личные деньги. Поэтому и хотел передать всё церковное хозяйство в надёжные руки. А глубоко верующему и порядочному своему земляку Петру Никитичу Богданову Текутьев верил, как себе. Возможно, семья Богдановых и переехала в Тюмень с благословления самого именитого уроженца Борков Андрея Текутьева.

Пока нет точной информации, где и когда Максим Богданов получил духовное образование. Уже в 1924 году он служил псаломщиком, но неизвестно где – в Тобольской или Сибирской епархии? В 1928 году Максим Богданов был рукоположен в сан священника и служил в храме села Бугуртак Курагинского района Красноярского края. Поначалу в деревне Буртакской, стоящей на истоке реки Тубы, была построена часовня, а 1903 году возведена и освящена церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С 1903 года деревня получила статус села Бугуртак. Поэтому здесь появился и самостоятельный приход, где на службе состояли священник и псаломщик. У приходского причта имелось два жилых дома. В одном из этих домов жила семья Богдановых.

1929-1930 гг. в советской стране в муках зарождались колхозы. Повсеместно закрывались православные храмы. Рачительный крестьянин превратился в ярого врага советской власти – кулака. Врагами стали и священнослужители. Того, кто по идеологическим соображениям не подходил, чтобы стать членом колхоза, записывали в единоличники. Вот и наш герой священник Максим Богданов кормился от святой церкви, а теперь он должен пахать землю, сеять хлеб, собирать урожай и до единого зернышка отдавать в общественный фонд. А то, что сельский батюшка не имел в хозяйстве плуга и бороны, чтобы обрабатывать землю, никого не интересовало.

Осенью к батюшке в усадьбу наведывалась особая команда из сельской бедноты, чтобы реквизировать последнюю козу или овцу. Экспроприаторы готовы были забрать со стола даже самовар с кипятком, а во дворе долго ловили очумевших кур. Крестьян и сельских священнослужителей обирали до нитки.

В селе Бугуртак весной 1933 года крестьяне-единоличники отказались засевать выделенные участки из-за отсутствия семян и средств на покупку семенного материала. А Курагинское районное отделение ОГПУ (предшественник НКВД СССР – авт.) сразу объявило, что это антигосударственный заговор.

16 апреля 1933 года Максим Богданов и пять местных крестьян были арестованы. Руководителем бунта назначили приходского священника. На следствии у крестьян "выбивали" нужные показания, заставляя сказать, что их действиями руководил отец Максим.

13 мая 1933 года особая тройка ОГПУ Запсибкрая приговорила пятерых крестьян к 5 годам лишения свободы. "Организатор" саботажа Максим Богданов получил на полную катушку: 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Все обвинения в свой адрес о. Максим на следствии не признал. Его выдержке и мужеству противостоять силе сотрудников ОГПУ можно удивляться.

В феврале 1938 года заключенный Максим Богданов, еще не отбывший свой первый срок, был с группой бывших священнослужителей, собранных из разных регионов СССР, отправлен в тюрьму г. Благовещенска. Там против них было организовано "Дело архиепископа Онуфрия (Гагалюка) и др.". Уже 13 марта 1938 года Максим Богданов и другие священники тройкой при Управлении НКВД по Хабаровскому краю были приговорены к расстрелу. Расстреляли их 1 июня 1938 года. Где они погребены, неизвестно. Возможно, их закопали в скотомогильнике: кому в голову придет искать там расстрелянных родственников?

14 ноября 1959 года Максим Богданов был реабилитирован президиумом Красноярского крайсуда.

В мае 2022 года я отправил запрос в Управление ФСБ по Тюменской области. Пришел ответ, что архивных дел на Максима Петровича Богданова нет. В июне 2022 года обратился за помощью к депутату Тюменской областной Думы Оксане Величко. По моей просьбе Оксана Александровна сделала запрос в Управление МВД по Хабаровскому краю. В августе 2022 года пришел ответ: "Богданов Максим Петрович, 1883 г.р., уроженец дер. Борки Тюменского уезда Тобольской губернии. Национальность – русский, социальное происхождение – из крестьян, социальное положение – священник, специальность – плотник, жена – Варвара Петровна. 13 мая 1933 года Максим Богданов осужден Тройкой ПП ОГПУ Западно-Сибирского края по статье 58 п. 10-11 УК РСФСР на 10 лет. Постановлением УНКВД по ДВК (ДВК – Дальневосточный край – авт.) от 17 марта 1938 года осужден за принадлежность к контрреволюционной группировке к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 1 июня 1938 года. Максим Петрович Богданов 1883 г.р., реабилитирован прокуратурой Хабаровского края 16 марта 1990 года".

Архивную справку подписал начальник информационного центра А.Е.Грицай. В своем письме на имя депутата О.А.Величко А.Е.Грицай сообщил, что фотографии М.П.Богданова в архивно-следственном деле нет. Из этого письма удалось узнать отчество Варвары Петровны, жены Максима Богданова, и его рабочую специальность – плотник. Значит, где-то Максим Богданов плотником работал и на кусок хлеба себе зарабатывал.

Чтобы уточнить дату рождения Максима Богданова, пришлось обратиться в Тюменский госархив, к метрической книге за 1885 год по Созоновской церкви. Оказалось, что специалисты Управления МВД России по Хабаровскому краю ошиблись. Максим Богданов родился 12 августа 1885 года, а не в 1883 году.

Мне как краеведу уже удалось расширить биографические данные на Максима Богданова из различных архивных материалов, но поиск продолжается. Максима Богданова не могли сломить застенки ОГПУ и НКВД, не могли заставить клеветать на себя и сокамерников-священников. Пока неизвестна дальнейшая судьба жены священника Максима, Варвары Петровны. Были ли дети у семьи Богдановых? Рано или поздно и эта тайна будет раскрыта.

Максим Богданов причислен к лику новомученников и исповедников российских 13-16 августа 2000 года решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

1 июня 2023 года исполнится 85 лет со дня гибели священномученика Максима из Борков.

На снимке: единственный сохранившийся снимок часовни в Борках и деревенский мальчишки на ее фоне.

Автор снимка неизвестен.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Борки"

comments powered by HyperComments