История Успенской школы

Первая школа в селе Успенка была открыта в 1866 году в частном доме. В 1920 году она была преобразована в начальную школу с 4-летним обучением, в 1950-м стала семилетней, а в 1955-м – средней…

В 1919 году был подписан Декрет о ликвидации неграмотности. В целях его реализации в Успенке были созданы волостная комиссия по борьбе с неграмотностью и общество "Долой неграмотность!" во главе с заведующим волостным отделом народного образования Л.И.Тагильцевым. Обучением было охвачено большинство неграмотных. Занятия с ними проводили не только в школе, народном доме, библиотеке, но и непосредственно на дому (индивидуальное ученичество). В пунктах ликбеза в селе работали Е.Г.Шонтурова, С.С.Кочурова, М.И.Толстова. В школе изучали Закон Божий, чтение, письмо, арифметику и пение. Занятия в земских школах велись по лучшим учебникам из числа тех, которые были допущены Министерством просвещения для начальной школы: "Родное слово" К.Д.Ушинского, "Азбука" и книги для чтения Л.Н.Толстого.

В 1934 -1935 гг. заведующим школой работал Борис Михайлович Дрогалев, в 1937-1941 гг. – Виктор Александрович Быков, который ушёл на фронт добровольцем и в 1943 г. пал смертью храбрых в бою с немецко-фашистскими захватчиками. Б.М.Дрогалев вернулся с войны в звании капитана и жил в г.Тюмени.

В годы Великой Отечественной в Успенской начальной школе было четыре класса. Работали четыре учительницы: Е.А.Певцова (Семенова), заведующая школой, М.А.Певцова, A.M.Афанасьева и А.Д.Райдугина (Дмитриченко). Занятия проводились в две смены: 1-2 классы – в первую смену, 3-4 – во вторую. Наполняемость классов была большая: по 30 и более человек. Не хватало учебников, не было тетрадей, карандашей, чернил. Писали самодельными ручками, а чернила делали из сажи. На год давалась одна тетрадь – для контрольных и творческих работ. Эти тетради содержались в идеальном состоянии, дети их берегли, а писали на старых книгах и в газетах между строками.

"В школу дети приходили плохо одетые и обутые, а самое страшное – голодные. Особенно голодно было весной, когда почти в каждой семье оставалось картофеля кое-как на семена. Заготовку дров для школы вели в лесу. Дрова стаскивали на поляну. Как только выпадал снег и устанавливалась дорога, нагружали сани дровами и везли санным поездом к школе– санок по 20 сразу", – вспоминает Александра Дмитриевна Дмитриченко.

В 1945 г. произошло важное событие в жизни нашей страны – переход к обязательному всеобщему семилетнему образованию.

Вспоминает Раида Ивановна Брушкиене (Пушникова), выпускница школы: "Я училась в первом классе семилетней школы. Запомнился директор Д.И.Малышев, высокий, подтянутый, ходил всегда в военной форме, в галифе, строгий, с громким голосом. Мы всегда с уважением встречали его, боялись. Он, вернувшись с фронта, был директором совсем недолго… "

План развития народного хозяйства РСФСР на 1949 г. предусматривал введение с этого года обязательного семилетнего всеобщего обучения детей. В эти годы с 1949-го по 1951-й директором школы был Афанасий Тимофеевич Проскуряков (потом он был переведён на должность школьного инспектора).

В 1950 г. школа в с. Успенка преобразовалась в семилетнюю, были созданы группы вечернего обучения без отрыва от производства. На их базе в 1956 г. организуется вечерняя школа.

В сентябре 1955 г. комитетом народного образования подписан документ об организации среднего образования в с. Успенка. С 1952-го по 1959 гг. директором школы был Энгельс Романович Андронов.

Валентина Степановна Попова, выпускница школы, проработавшая учителем истории более 30 лет, рассказала о том, как вместе с Энгельсом Романовичем ребята активно участвовали в концертах, пели, танцевали, ходили в походы. Он был интересным, творческим человеком. В нашей школе хранятся сборники его стихов: "В войну и после неё", "Эхо войны", "Нетленная память". Энгельс Романович воевал в гвардейских частях, имел ранения, боевые награды.

1958 г. знаменателен первым выпуском средней школы. Среди выпускников и будущие педагоги: Н.Н.Уханова, В.С.Попова, З.А.Дюрягина.

"В 1960 году я закончила нашу школу, тогда директором школы был Кирилл Кириллович Десятников, его потом перевели в райисполком. Помню, что Зоя Алексеевна Коробицына часто исполняла обязанности директора. А вернулась я в школу учителем математики уже при Иване Григорьевиче Еремине, он был директором 4 года. Все годы работы в родной школе вспоминаю с удовольствием, всех педагогов, работавших рядом, подруг и друзей. Это были лучшие и самые интересные годы", – делится воспоминаниями выпускница школы Галина Григорьевна Кострова, проработавшая в Успенской школе 48 лет.

Сохранились воспоминания Лидии Ивановны Гоок, выпускницы 1966 года (серебряная медаль), проработавшей долгие годы педагогом в Успенской санаторной школе: "Самая добрая и справедливая учительница первая моя – Мира Георгиевна Шаляпина... В памяти всплывает масса интересных дел: поход в Заводоуспенку на бумажную фабрику с ночёвкой в Чаплыке, сбор металлолома и макулатуры, выпускной вечер в здании храма. Излюбленное место отдыха перед началом занятий и на большой перемене – пятачок перед церковью, где играли в "цепи кованые", в лапту..."

В эти годы начинают работу кинотеатр "Мечта", клуб "Красные дьяволята", организована работа Ленинской комнаты и комнаты "Боевой славы"; проходят совместные совещания с представителями партийных, профсоюзных организаций, сельского совета, пионерские сборы, комсомольские собрания; контролируется выполнение обязательств, взятых в честь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина (1969 г.); идёт подготовка к празднованию 50-й годовщины Великого Октября.

А 29 августа 1970 г. Государственная комиссия приняла новое кирпичное 2-этажное здание школы. По проекту оно было рассчитано на 480 мест, но за счет выноса учебных мастерских по обработке металла и дерева из основного здания в специально построенное во дворе школы помещение– количество мест увеличилось на 100. 30 августа состоялось заседание педсовета, на котором с докладом выступил директор школы Георгий Яковлевич Сотников, заслуженный учитель РСФСР, ветеран войны, удостоенный высокой награды – ордена Александра Невского: "О порядке работы и задачах работы педколлектива в 1970 – 1971 гг.". Весной 1971 года началось озеленение территории школы: появились цветочные клумбы, памятные аллеи выпускников, посадили берёзки, тополя, яблони, акации вдоль изгороди школы.

"Апрель 1975 года. Силами совхоза "Успенский" под руководством директора совхоза В.Я.Низовских и секретаря партийной организации Ю.Н.Молодкина около школы по проекту Г.С.Дюрягина и Э.В.Мелькова возведён памятник павшим в годы Великой Отечественной войны. В начале мая был заложен сквер Победы", – читаю в материалах местного краеведческого музея.

1979 – 1980 учебный год – это год 110-летия со дня рождения В.И.Ленина. Главным направлением работы школы было воспитание на примере жизни и деятельности вождя. Была создана ученическая бригада, которая в 1974 г. получила от совхоза "Успенский" стационарный лагерь труда и отдыха. Построили 15 тесовых домиков на 4 места каждый. Тогда там еще не было кухни и столовой, не было и электроэнергии, но сам факт постройки лагеря стал большим событием в жизни школы и села.

Труд на полях совхоза и в школьном саду давал ребятам возможность ежегодно ездить на экскурсии по стране.

С 1981 по 1995 гг. в школе сменилось 4 директора, которые внесли весомый вклад в формирование коллектива, в создание материальной базы, в укрепление добрых традиций: Виктор Федорович Веймер (1981-1984 гг.), Нина Ивановна Евстратенко (1984-1988 гг.), Вячеслав Валерьевич Третьяков (1988-1993 гг.), Светлана Николаевна Чернова (1993-1995 гг.). И вот уже 25 лет коллективом руководит Людмила Валерьевна Дородова, Почётный работник общего образования РФ.

Сегодня школа живёт многообразной, интересной, творческой жизнью. Теперь это общеобразовательное учреждение, в состав которого входят её филиал Зырянская средней школе и структурное подразделение – детский сад "Колосок". С 2016 года более 300 воспитанников, проживающих в детском психоневрологическом доме-интернате, обучаются по отдельным программам педагогами школы.

Главные наши приоритеты: воспитание трудолюбия, уважения к обычаям и традициям, положительные жизненные установки, сотворчество учителя, учеников и родителей.

Коллектив педагогов и учащихся возрождает традиции школы. Уже 3-й год мы принимаем участие в проекте "Зеленые лаборатории под открытым небом" в Тюменском районе: руководитель проекта "Тепличное хозяйство" – Анастасия Анатольевна Медведева, участники проектной команды – Оксана Васильевна Троянова, Владимир Николаевич Верхоланцев, Анастасия Александровна Оселедченко. "Тепличное хозяйство" – это экологическая лаборатория для школьников, и запустился этот проект, чтобы поддержать интерес детей к работе в сельском хозяйстве, развить исследовательскую деятельность у школьников 5, 6, 7 классов, а также привлечь детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, состоящих на различных видах учета, развить у них стремление к труду. Именно в теплице в 2018 году школьники получили знания в области ботаники и биологии, провели исследования на темы: "Выращивание картофеля в цилиндрической форме", "Влияния пасынкования на урожайность томатов" , заняли призовые места в школьном этапе "Шаг в будущее".

В 2019 году школьники научились проводить опыты в соответствии с календарным планом работ и оформлять полученные наблюдения, получать семена картофеля, овощных культур и цветочно-декоративных культур.

В 2019 г. на территории "Тепличного хозяйства" планируются опыты по выращиванию огурцов сорта "Зозуля" четырьмя способами: в теплице, в грунте, в навозной гряде и в бочке, чтобы сравнить урожайность; выращивать клубнику сорта "Барон Солемахер" в открытом и защищенном грунте.

Школьники продолжают работу по выращиванию картофеля в цилиндрической форме.

Школа шагает, не отставая от времени, идёт, внедряя в образование и воспитание инновационные технологии. В 2008 году коллективу был вручен диплом министерства образования и науки за победу в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. А с 2018-го работает интересный кружок по робототехнике, участники которого побывали на областном конкурсе, осваивают 3Д-принтер (руководитель В.Н.Верхоланцев).

Коллектив Успенской школы ценит межведомственное взаимосотрудничество, участвуя в проекте "Школа – центр развития образования на селе", в составлении договоров и соглашений о сотрудничестве и совместной деятельности с учреждениями Тюменского района: центром культуры и досуга "Родник" в лице Ирины Фёдоровны Морарь (она – выпускница школы), с Центром физкультурной и спортивной работы (Ирина Александровна Осадченко), с Центром физкультурной и спортивной работы "Сибиряк" (Денис Александрович Жуковский), со структурным подразделением Успенская сельская (детская) библиотека Централизованной библиотечной системы в лице директора Розы Фрунзиковны Аратюнян. Основные цели школы-центра – создание условий для расширения досугового пространства детей и преобразование социально-педагогической среды для профилактики и устранения асоциального поведения учащихся.

Коллектив Успенской школы – это сообщество творческих коллег, которые, занимаясь самообразованием, постоянно экспериментируют, применяют новые технологии в работе, прилагают немало усилий, чтобы творчески подойти к своей деятельности на любом школьном посту, к своему предмету, заинтересовать ребенка и обеспечить достижение каждым учащимся современного качества образования. Пять педагогов имеют звание "Почётный работник образования РФ", два учителя – победители Всероссийского конкурса " Лучший учитель" в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" на получение денежного поощрения. Школа продолжает смело шагать в необъятное жизненное пространство!

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "История"

comments powered by HyperComments