Опалённые войной

Детство и война... Это страшно, это несовместимо. Но это было.

Дети войны не носили нарядов, вместо обуви шили чирки, бродни, плели лапти, ноговицы из кожи. Сейчас эту обувь можно встретить только в музее. Носили домотканую одежду да довоенные обноски.

Игрушек не было - сами шили себе куклы, наряды для них. Играли в городки, лапту, участвовали в художественной самодеятельности. Жили дружно, делились друг с другом и горем, и радостью. Собирали посылки на фронт, вязали кисеты, варежки, носки, шарфы, перчатки. И, конечно, работали.

Евгения Николаевна Прокопьева в одиннадцать лет пошла на ферму, приняла 12 коров и работала дояркой, а летом ещё и пасла стадо. Научилась подшивать валенки, подбивать сапоги. Таисья Андреевна Домбровских стала трудиться с 8 лет. Работала на быках, лошадях, была дояркой. Марию Георгиевну Мальцеву в девять лет взяли в огородную бригаду. Супруги Масловы с 13 лет в колхозе. В 12 лет на железную дорогу пришла Александра Григорьевна Филатова. Работала и ещё успевала ухаживать за ранеными, которых во время войны привезли в Успенку.

Тяжелейший труд выполняли Вера Ильинична Измайлова, Елизавета Семёновна Попкова, Валентина Игнатьевна Изосимова, Валентина Ивановна Попова и многие, многие другие, бывшие детьми во время войны.

Особо нужно сказать о мальчишках. Они сразу стали мужчинами, заменили своих отцов. Алексей Феоктистович Долгих с 11 лет пошёл работать, а в 12 лет уже имел трудовую книжку. Возил на быке турнепс, сено, силос. Потом ему дали лошадь, с которой он не расставался всю войну, затем трудился на сенокосилке, жатке.

С 9 лет работал в колхозе Иван Антонович Коровин. А Михаил Фёдорович Пушников пришёл в колхоз в 10 лет, будучи инвалидом II группы. Он плохо ходил, но трудился наряду со взрослыми.

Война застала Владимира Гавриловича Бакланова в Вагайском районе. В 10 лет он уже работал на лошадях, а в 15 стал бригадиром.

А вот дети, которые видели войну близко. Вспоминает Галина Иосифовна Клименко: "Белоруссия. Наступают немцы. Свист снарядов. Слёзы, крики: "Гитлер летит!" Мать погибла, как и многие, под бомбёжкой". В то время Гале было четыре года. Она долго боялась грозы и не могла смотреть военные фильмы.

Любовь Герасимовна Александрова в детстве жила в Краснодоне. На её глазах каратели расстреливали молодогвардейцев. Видела, как их хоронили. Впечатления от страшной войны остались на всю жизнь.

В начале войны в трудармию забрали отца Раисы Прокопьевны Долгих: он умер там от голода. Отец Зои Алексеевны Коробициной на Финской войне потерял зрение, попал в трудармию, там опух с голоду, в 1943-м году пришёл домой босиком, подошвы ног были изорваны в клочья; отец Ольги Трофимовны Голиковой умер в трудармии; отец Галины Дмитриевны Юговой попал плен, затем 10 лет сталинских лагерей.

Дети очень боялись почтальона. По его настроению понимали, с чем он идёт: с добром или худом. С первых дней войны приходили похоронки. Погибших воинов оплакивали всей деревней, словно в доме находился покойник. В некоторые избы похоронки приходили одна за другой. В семье Шахаревых погибло пять человек - отец и сыновья. А соседка Зои Алексеевны получила похоронки на мужа и семерых сыновей. Когда чёрная бумага пришла на младшенького, у матери от горя "разорвалось" сердце.

Дети... Многие из них сразу стали взрослыми. Мальчишки заменили отцов, девочки пошли помогать старшим. Работали с семилетнего возраста. Собирали и сушили картофель, косили, гребли, жали, пилили дрова, трудились на лесозаготовках, пасли скот, доили коров. Нечего было есть. Всю войну жили без хлеба!

Питались подножным кормом: листьями берёзы, соломой, полевым луком, щавелем, медуницей, крапивой. Драники из картошки были деликатесом, лепёшки стряпали из кожуры. Картошка родилась плохо. Тайком собирали колоски на полях. Много детей умерло с голоду.

Они родились от будущих вдов -

Дети грозных тридцатых годов...

Хлебнули с детства

Горя, слёз и работы:

В три - холод,

В семь - голод.

А в восемь сироты!

Галина ЕФРЕМОВА, председатель общества инвалидов. с.Успенка.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Победа"

comments powered by HyperComments