Один брат - в разведке, другой - в кавалерии

Улица Пискулиных - наглядный пример того, насколько бережно жители Кулаково хранят память о своих односельчанах, не вернувшихся с полей сражений. Напомним: здесь есть улицы Семёновых, Суворовых, Киселёвых - людей, связанных узами родства: все они погибли в Великую Отечественную.

К сожалению, не о каждой из этих фамилий можно сегодня рассказать подробно: время неумолимо, и многих из тех, кто что-либо знал о своих земляках, уже самих нет на свете, из родственников тоже никого не осталось.

3888 человек - уроженцев Тюменского района либо призванных районным военным комиссариатом - не вернулись с войны. 1931 из них погиб в ходе боевых действий, 1465 числятся пропавшими без вести, 459 умерли в госпиталях, 33 погибли в плену.

Цифры эти, к сожалению, далеко не полные и не точные: так, даже в многотомной книге "Память", вышедшей более десяти лет назад, ни строчки нет ни о Петре, ни об Алексее Пискулиных, ни о сотнях других. Лишь благодаря стараниям юных краеведов Кулаковской средней школы, руководимых учительницей географии Ниной Максимовной Кугаевской, стало известно о том, что братья числятся не среди без вести пропавших, а среди погибших.

Старший из братьев Пискулиных, Пётр Степанович, родившийся в 1917-м, был участником ещё советско-финляндской войны, служил в разведке. Долго не мог привыкнуть к чуждым русскому уху труднопроизносимым названиям местных населённых пунктов: Валкъярви, Уусикиркко, Вуекса...

В суровых погодных условиях вместо полагавшихся в это время года несильных морозцев и скудного снега дневная температура на Карельском перешейке была плюсовой или всего лишь нулевой, при этом шли сильные снегопады, чередовавшиеся с туманами - разведчики вынуждены были ползти по грязи с целью определить месторасположение узлов обороны финнов, каждый из которых состоял из двух и более убежищ и бункеров (пулемётных, артиллерийских или командных). Большинство бетонных сооружений располагались на самых труднодоступных участках линии Маннергейма - Сумма и Тайпале. Потери красноармейцев, при попустительстве явно растерянных командиров, исчислялись тысячами... Положение усугублялось и тем, что погода была чересчур изменчивой: оттепель сменял лютый, под тридцать градусов, мороз, который при большой влажности воздуха - до моря рукой подать, да и озера и болота вокруг - пронизывал до костей. А затем всё возвращалось на круги своя. Не хватало продовольствия...

Война с финнами, которую предполагалось завершить в двенадцать дней, продолжалась долгих 105 - с 30 ноября 1940 года до 12 марта 1941-го, и унесла жизни десятков тысяч советских солдат. Пирровой победой называли позднее военные историки успех в этой войне, ибо, имея подавляющий перевес в живой силе и технике, наши войска не сумели этим воспользоваться. Было множество неоправданных жертв, но, к счастью, Пётр Пискулин не оказался тогда в числе погибших. Смерть он принял уже в ходе Великой Отечественной, в 1942-м, не вернувшись с очередного боевого задания.

Алексей был призван в РККА в 1941 году, служил в кавалерийских войсках. Воевал на Украине, а погиб в 1942-м в ходе зимней кампании по освобождению Кавказа. Сопоставляя и анализируя эти факты, можно предположить, что боевое крещение он получил неподалёку от Сталинграда: в планах вермахта на 1942 год этот город указывался как один из важных объектов, который следовало занять в ходе выполнения основной стратегической задачи - "захватить нефтеносные районы на Кавказе и перейти через Кавказский хребет".

В середине июля 1942 г., когда немецко-фашистские войска вторглись на территорию Сталинградской области, выдвижение советских войск на Сталинградское направление и строительство оборонительных рубежей не были ещё завершены. Сталинградская битва началась 17 июля в крайне сложных для наших войск условиях: они значительно уступали противнику и в количестве солдат, и в количестве единиц техники.

Однако ещё на дальних подступах к Сталинграду отборные дивизии вермахта натолкнулись на упорнейшее сопротивление советских войск. Сталинградское направление из вспомогательного превращалось в главное, решающее. Силы рвущейся к городу группировки противника наращивались, ибо в ставке Гитлера были уверены: "Судьба Кавказа будет решаться у Сталинграда". Чем всё это кончилось - известно.

Гитлеровцы, даже увязнув под Сталинградом, упорно стремились достигнуть намеченной цели на избранном ими направлении главного удара. Во второй половине августа 1942 г. немецко-фашистские войска возобновили там активные наступательные действия, стремясь любой ценой преодолеть главный Кавказский хребет и овладеть в первую очередь Грозным и Баку. Один за одним они заняли сначала Майкоп, Краснодар, Моздок, а затем и Новороссийск.

Огромных усилий стоило нашим войскам переломить ход операции. В октябре 1943 г. противник вынужден был всё же оставить планы по захвату Кавказа. Непреодолимой преградой для фашистов стали не горные хребты, а поразительная стойкость и массовый героизм советских воинов.

Алексей Пискулин, скорей всего, служил в гвардейском кавалерийском корпусе под командованием легендарного Павла Белова (1897-1962), ставшего вскоре командармом , генерал-полковником, Героем Советского Союза. Белов был давним боевым соратником Г.К.Жукова, военная юность которого прошла именно в коннице, двух генералов связывали тёплые, дружеские отношения.

Кавалерийские корпуса сражались до самого конца Великой Отечественной, правда, кавалеристы шли в бой в основном спешенными либо действовали в составе конно-механизированных групп.

К сожалению, уже без одного из своих бойцов, выходца из далёкого сибирского села Алексея Пискулина...

Владимир ПОРОТНИКОВ.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Кулаково"

comments powered by HyperComments