Осторожно, мошенники!
- 07 июля 2024, 08:00
- Безопасность
Несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры, дистанционные хищения с использованием информационно-телекоммуникационных технологий стремительно набирают силу.
Мошенники умело используют всю доступную информацию и современные технологии, разбираются в психологии людей, вынуждая жертву раскрывать всю информацию о себе либо совершать те или иные действия, используют человеческие слабости (алчность, чувства сострадания, обеспокоенности за близких, жалости) в своих корыстных интересах.
Основные известные схемы телефонного мошенничества:
- Случай с родственником.
Мошенник представляется родственником (знакомым) и взволнованным голосом по телефону сообщает, что задержан сотрудниками полиции за совершение преступления (совершил ДТП, хранил оружие или наркотики, нанёс тяжкие телесные повреждения). Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции. Он уверенным тоном сообщает, что уже не раз "помогал" людям таким образом. Но если раньше деньги привозили непосредственно ему, то сейчас деньги необходимо привезти в определенное место, передать какому-либо человеку либо перевести на счет (абонентский номер телефона).
- Заработок путем биржевой торговли различными товарами/ценными бумагами.
На телефон абонента/аккаунт в социальной сети, "мессенджере" приходит смс-сообщение, из которого следует, что определенный биржевой брокер осуществляет обучение и сопровождение граждан в сфере биржевой торговли, и для заработка достаточно начать с небольшой суммы, после чего в ходе диалога втирается в доверие к клиенту, позволяет ему немного заработать, уговаривая при этом увеличить вложенную сумму денег. После того как человек переводит крупную сумму денежных средств и видит, как эта сумма увеличилась кратно он пытается вывести денежные средства на свой банковский счет, но в это время начинаются проблемы с налогами, страховками, комиссиями брокеру, временем работы биржи/банка, и для решения этих проблем необходимо снова и снова вносить дополнительные денежные средства.
- Звонок из банка, полиции, ФСБ об оформлении на вас кредита.
На телефон абонента как по обычной связи, так и в "мессенджере" поступает звонок из банка, полиции, ФСБ об оформлении на него либо попытке оформления кредита, хищения или попытки хищения денежных средств с его банковских счетов. Мошенник при этом может переводить абонента на других лиц либо другие лица будут перезванивать сами. В ходе разговора мошенник будет говорить, что сотрудники банка находятся под подозрением и о данной ситуации никому нельзя сообщать, в том числе и родственникам. В ходе разговора мошенник сообщает, что необходимо снять все имеющиеся денежные средства и положить их на безопасный счет, который он укажет и который якобы открыт на ваше имя, после этого необходимо взять кредит на максимально возможную сумму в 1-2-3 и т.д. банках, для того чтобы на вас не смогли оформить кредит, кредитные денежные средства необходимо также положить на безопасные счета.
- Заработок в сети интернет.
Заработок путем поднятия рейтинга отелей, гостинец, магазинов, интернет-магазинов и т. д. путем "лайков", положительных отзывов на сайтах. На начальном этапе человеку позволяют немного заработать, после чего для продолжения работы появляется необходимость внесения своих денежных средств, суммы растут, происходят проблемы с выводом денежных средств на свой банковский счет (налоги, комиссии и т.д.)
- Звонок с незнакомого номера с угрозами.
При желании воспользоваться услугами девушек с пониженной социальной ответственностью человек оформляет заказ на сайте, после чего ему перезванивает мошенник и сообщает, что из-за данного заказа сайт сломался или, возникли какие-либо технические проблемы, и угрозами заставляет отправить денежные средства на указанные им счета.
- SMS-просьба.
Абонент получает на мобильный телефон сообщение: "У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если номер недоступен, положи на него определенную сумму и перезвони". Человек пополняет счёт и перезванивает, телефон по-прежнему недоступен, а деньги вернуть уже невозможно. Вышеуказанные СМС-сообщения могут поступать как по обычной связи, так и в различных "мессенджерах" и социальных сетях, в том числе и от знакомых вам людей, аккаунты которых были похищены ранее.
- Телефонный заказ от руководителей правоохранительных и государственных органов власти.
На телефон абонента (предпринимателя, руководителя объекта общественного питания, торгового центра либо их сотрудникам и др.) поступает звонок от правонарушителя, который представляется одним из руководителей правоохранительных органов (прокуратуры города и др.) и просит пополнить счет его телефона, дополнительно к этому просит, например, забронировать столик в ресторане и сообщает, что по приезде на объект рассчитается. Не дожидаясь приезда якобы должностного лица, руководствуясь принципом уважения и доверия к руководителю названной должности в правоохранительных органах, потерпевший переводит через терминал банка либо через иные финансовые услуги денежные средства в указанной сумме.
- Платный код.
Поступает звонок якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи с предложением подключить новую эксклюзивную услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи. Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников. Также злоумышленник может аналогичным образом похитить персональные данные человека либо получить доступ к его порталу "Госуслуг", после чего оформить кредит на абонента.
- Штрафные санкции оператора.
Злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает, что абонент сменил тарифный план, не оповестив оператора (также могут быть варианты: не внес своевременную оплату, воспользовался услугами роуминга без предупреждения), и, соответственно, ему необходимо оплатить штраф в определенном размере, осуществив онлайн-перевод с его банковского счета.
- Ошибочный перевод средств.
Абоненту поступает SMS-сообщение о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги "Мобильный перевод". Сразу после этого поступает звонок, и мужчина (или женщина) сообщает, что ошибочно перевел деньги на его счет, при этом просит вернуть их обратно тем же "Мобильным переводом". В действительности деньги не поступают, а СМС приходит не от банка, а от злоумышленника, человек переводит мошеннику свои собственные средства. Если позвонить по указанному номеру, он может быть вне зоны доступа. Кроме того, существуют такие номера, при осуществлении вызова на которые с телефона снимаются все средства.
- Предложение получить доступ к СМС-переписке и звонкам абонента.
Учитывая склонность некоторых граждан "пошпионить" за близкими и знакомыми, злоумышленниками используется следующая схема мошенничества в сети Интернет: пользователю предлагается изучить содержание смс-сообщений и список входящих и исходящих звонков интересующего абонента. Для этого необходимо отправить сообщение стоимостью от 10 до 30 рублей на указанный короткий номер и вписать в предлагаемую форму номер телефона абонента.
После того как пользователь отправляет смс, с его счета списывается сумма гораздо больше той, что была указана мошенниками, а интересующая информация впоследствии так и не поступает.
- Продажа имущества на интернет-сайтах.
При покупке/продаже товара, размещенного на интернет-сайтах объявлений (Авито, ФарПост, Дром и др.) правонарушитель отправляет ссылку для оформления доставки товара, при переходе по данной ссылке покупатель/продавец попадает на сайт злоумышленника, где вводит данные своей банковской карты, после чего происходит списание денежных средств. Злоумышленник при этом может сказать, что произошел системный сбой/ не прошла оплата товара и отправить ссылку на возврат денежных средств, но ситуация повторяется. Также правонарушитель может попросить пополнить счет его телефона либо сообщить данные и номер карты потерпевшего для перевода денежных средств в качестве задатка за товар. После сообщения данных карты происходит списание денежных средств.
- "Вишинг".
Одной из распространенных схем киберпреступников в последние годы стал "Вишинг" – это вид мошенничества, при котором злоумышленники под любым предлогом вынуждают нас предоставлять конфиденциальные данные в "наших собственных интересах", то есть искусственно создается ситуация, требующая помощи от специалиста.
Цель мошенников – под любым предлогом извлечь секретную личную информацию о банковских картах. Для получения доступа к конфиденциальным данным владельца мнимые помощники используют телефонную связь как в автоматизированном режиме, так и напрямую от мнимого "операциониста" банковского сектора.
Во многих случаях в течение дня нам постоянно начинают звонить с незнакомого/известного номера (900, 1000 и т.д.). Звонок может поступать как по обычной связи, так и в "мессенджерах" при этом в некоторых "мессенджерах" есть функция, позволяющая видеть экран мобильного телефона, а следовательно, и все СМС-коды, которые поступают во время разговора.
Как только мы отвечаем на звонок, нам сразу сообщают важную информацию о возникших проблемах с нашей банковской картой, например, что она заблокирована, а служба безопасности банка предотвратила попытку несанкционированного списания. Затем звонящий предлагает помощь в сложившейся ситуации, на которую многие из нас соглашаются.
Нас убеждают в срочном решении возникшей ситуации, пока еще не все деньги украдены. Очень последовательно мошенники стараются получить от нас всю личную информацию о банковских картах, присылают новые пароли и пин-коды в СМС-уведомлениях. Успокаивающим голосом "банковские работники" предлагают различные возможные варианты защиты.
Догадаться о том, что любезный помощник на другом конце провода является мошенником, не всегда легко, но в любом случае это возможно. Изначально можно поблагодарить за бдительность и узнать должность, инициалы звонившего сотрудника кредитной организации и предпринять попытку дозвониться по горячей линии, при этом нужно самому набирать номер горячей линии, не перезванивая по тому номеру, с которого осуществлялся звонок.
Использовать для выяснения сложившейся ситуации лучше другой свой номер, потому что на сегодняшний день у вымогателей существуют технологии, позволяющие перенаправлять все последующие звонки на телефонное устройство мошенников.
- Хищения с карт, подключенных к опции бесконтактных платежей.
Для проведения оплаты по такой карте достаточно приложить её к терминалу. Ввод пин-кода не требуется, если сумма не превышает 2 500 рублей. При этом количество расходных транзакций не ограничено.
Чтобы получить деньги, мошеннику даже не понадобится воровать карту у клиента. Если в общественном транспорте поднести устройство к сумке или карману владельца, то средства спишутся. Для этих целей мошенники изготавливают самодельные переносные считыватели или используют банковские терминалы, оформленные по фиктивным документам.
- Взлом аккаунта друга.
Люди могут даже не подозревать, что им пишет посторонний человек под видом родственника, друга, с просьбой перевода денег в связи с произошедшим горем. Таким образом, войдя в доверие, мошенники пытаются украсть ваши деньги.
Приведенный перечень мошеннических схем не ограничивается приведенными примерами. Преступники находят все новые и новые схемы и способы для достижения своих преступных замыслов.