Меценат Нигматулла-хаджи Карамшаков-Сейдуков хотел, чтобы Ембаевская мечеть была на уровне лучших объектов мира

"Cибирская Мекка"

Вот уже около 140 лет село Ембаево украшает Большая соборная мечеть, построенная великим благотворителем, тюменским бухарцем Нигматуллой-хаджи Карамшаковым-Сейдуковом. Старожилы всегда называли ее «Наша сибирская Мекка», и, как оказалось, не просто так.

"Жемчужина Тюменской области, наша красавица-мечеть сделана по проекту ведущего архитектора Тобольской губернии Готлиба Цинке. Этот объект состоит из двух приделов, первый – вход в мечеть, а второй – михраб, поворот на Мекку. В середине мечети находится четверик, на нем – огромный многодольный барабан, а в центре – вынесенный на само здание минарет. У многих мечетей минареты ставятся по периметру, но по сибирским традициям его устанавливают именно на здание. Высота минарета 41 метр, а полумесяц на нем устремлен в бескрайнее небо", – рассказывает хранитель фондов Ембаевского сельского музея Нэля Файзуллина.

Обычно месяц указывает направление, куда мусульманин должен расстелить свой намазлык и молиться, направление на Мекку. Однако ембаевский полумесяц выглядит немного иначе.

"Для меня тоже долгое время было загадкой, почему здесь так. В разных источниках я находила фразу, что Нигматулла-хаджи хотел сравнить свой объект с лучшими объектами мира. Три года назад Ембаево посетил Руслан-хазрат Хайбулов из Москвы, человек с несколькими высшими духовными образованиями. Он перешагнул через калитку и сказал: "Так это же Мекка у вас". Оказывается, только в Мекке полумесяц находится в таком состоянии", – делится Нэля Асхатовна.

Сердце села Ембаево

Объект культурного наследия регионального значения, сердце села Ембаево, строился здесь с 1884-го по 1888 год. Гранит, из которого выложено крыльцо, Нигматулла-хаджи лично привез из Крыма – так поразила его прочность этого камня.

За дверями мечети нас встречает узкий коридор, поделенный на две половины. По правую руку расположен выход на минарет. Чтобы подняться туда, нужно преодолеть 66 ступенек. Рядом находится женская комната, а слева – кабинет имама. Источники уверяют, что мечеть стоит на шести огромных чугунных столбах, вкопанных в землю. В зале возвышаются четыре колонны с изображением пальмовых веточек – их называют пальметтами, и среди каждой из них есть полумесяц. Минбар является точной копией кафедры с фотографий Ембаевской мечети 1911 года, опубликованных в фотоальбоме "Мечети Российской империи".

"Для строительства мечети и фундаментов наших двухэтажных домов использовали местный ембаевский кирпич. Богатые торговцы тогда построили в лесу кирпичный завод, добывали песок и глину. В музее можно увидеть и сам кирпич, и форму для него. А отопление здесь было аммосовское, как в петровских дворцах. Внизу, в цокольном этаже, стояли печи, их топили дровами – в стенах сохранились юшки. Грелись, оказывается, сами стены, внутри них были трубчатые батареи, в холодные зимы эти стены держали тепло по четыре дня. После первой реставрации здесь сделали газовое отопление", – говорит хранитель музея.

Заботы Нигматуллы-хаджи

Помимо здания самой мечети Нигматулла-хаджи построил медресе – магометанское духовное училище, которое по праву считалось одним из самых крупных мусульманских учебных заведений Западной Сибири и даже России конца XIX – начала XX века. Сюда со всей Тобольской губернии и всей страны привозили учеников, начиная с 7-9 лет.

"Еще один объект на территории – библиотека. В ней было одно из самых крупнейших собраний фолиантов Нигматуллы-хаджи. Он уделял огромное внимание образованию населения, и в те времена его библиотека насчитывала около двух тысяч самых дорогих, самых уникальных книг. В тот период цены на книги могли достигать 700 рублей, тогда как корова стоила 5 рублей, а лошадь 25 рублей", – поясняет Нэля Файзуллина.

Заботой Нигматуллы-хаджи было и то, чтобы в Ембаево приезжали самые известные и грамотные преподаватели. Одним из первых приглашенных стал Мустафа эфенди из Турции, другим – Гисматулла Бурундуков из Саратовской губернии. Уровень уважения и доверия к Нигматулле-хаджи был настолько высок, что люди просто брали свои семьи и переезжали сюда. Род Бурундуковых остался и проживает на ембаевской земле до сих пор.

При советской власти часть библиотеки сожгли прямо на территории мечети. Жители до сих пор вспоминают, как пылал огромный костер, а люди бросали в него книги. Часть книг погрузили на обозы и "увезли в неизвестном направлении", как говорили старожилы. Уже позже стало известно, что литературу отправили в музей атеизма. Там, в подвальном помещении, они хранились почти до 90-х годов. В настоящее время 200 книг из библиотеки Нигматуллы-хаджи числятся в фондах Словцовского музея.

"Но те книги, которые падали с обозов, наши старожилы подбирали, прятали наверху в шкафах, завернутыми в красивые ткани. Моя бабушка просила: "Никому не говорите, не показывайте. Нельзя трогать!". И когда открылся наш музей, эти книги подарили ему", – вспоминает Нэля Асхатовна.

Во втором приделе мечети до революции хранилась самая священная реликвия для мусульман – волос пророка Мухаммеда. Нигматулла-хаджи привез его с Востока. Говорят, что таких волосов было только два в мире: один – в Ембаево, а второй – в Мекке. Сейчас он также лежит в фондах музея имени Словцова. Кроме волоса в мечети находилась огромная книга Коран, размером метр на метр, в красном бархате, украшенная сусальным золотом и драгоценными камнями. Дальнейшая ее судьба, к сожалению, неизвестна. Скорее всего, она была разграблена и не сохранилась.

"Здание в красном каменном исполнении когда-то было конюшней. Нигматулла-хаджи привозил в Ембаевские юрты самых дорогих рысаков. Еще два объекта, расположенных на территории Ансамбля Большой мечети, – это гостиница и столовая. По тем временам каждый, кто приезжал в Ембаевские юрты, по решению Нигматуллы-хаджи один день мог прожить бесплатно в гостинице и питаться в столовой. Но основное предназначение этих строений, конечно же, было в том, что здесь проживали и питались ученики – шакирды и учителя", – объясняет Нэля Файзуллина.

Два выговора от партии

До революции мечеть была действующая, она собирала большое количество прихожан. После всех волнений мечеть была разграблена, но, к счастью, не пострадала. Минарет остался цел, только выбиты окна и прорублен насквозь михраб – через дыру в стене колхозные машины и тракторы в 60-е годы качали в цистерны молоко. Затем какое-то время в здании был зерносклад.

"Все это волновало председателя исполкома Саида Фатхуллина. Он, будучи коммунистом, получая два выговора от партии, собрал наших земляков и подговорил организовать группу мастеров, чтобы на собственные средства отреставрировать мечеть. В конце 80-х ее отдали под Дом пионеров. Здесь я сама, будучи пионеркой, участвовала в сборах. В середине, когда были новогодние мероприятия, у нас ставили елку. А к началу 90-х годов опять же наши односельчане во главе с Мирхатом Аминовым обратились в духовное управление мусульман, к Думе, к области, президенту. Попросили, чтобы обе наши мечети были возвращены и использовались по назначению", – говорит хозяйка музея.

В 2022 году жители села решили возродить прекрасный сад Нигматуллы-хаджи и по соседству с вековыми соснами и елями посадили маленькие кедры, высадили гортензии. Уже пятый год в одном из зданий работает воскресная школа. Всех желающих в Ембаево обучают основам Корана и арабскому языку.

"Я невольно вспоминаю слова наших старожилов и моего деда, который говорил о мечети: "Наша сибирская Мекка". Теперь я понимаю, почему он так ее называл", – добавляет Нэля Асхатовна.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "История"

comments powered by HyperComments