"Беру на себя…"
- 08 января 2025, 11:00
- Мария КОРАБЛЁВА
- Краеведение
Валерий Бугаев руководил Тюменским районом почти два десятка лет. На его долю выпали непростые времена с начала восьмидесятых до начала нулевых.
"Я всегда придерживался здравого смысла – и вчера, и сегодня, так буду жить и завтра. Я – человек постоянный, а постоянство – это элемент надежности.
Я всегда считал и считаю, что руководитель обязан желать и уметь брать ответственность на себя, а исполнитель – четко исполнять то, что поручает ему руководитель. Но рядом со стремлением к самостоятельности всегда должна присутствовать инициатива. .."
Валерий Алексеевич многое делал не "благодаря", а "вопреки". Он не был верующим. Но за время его работы в Тюменском районе восстановлено более полутора десятков православных храмов и мечетей. А ведь это были времена атеизма.
"Начинали с мечетей – тут инициатива исходила от общественности, - вспоминает он. - Но потом я взял ее в свои руки. В 1986-м восстановили одну мечеть в Ембаево, потом вторую, абсолютно разрушенную.
Мечети восстанавливались, а храмы лежали в руинах. Первой начали восстанавливать Успенскую церковь. Когда я подошел к воскресшему храму, увидев это белое величавое здание, душа ворохнулась!.. Я почувствовал необычайное ее возвышение и ... свою обязанность восстановить храмы в деревнях".
Кода началась перестройка, совхозы района достаточно крепко стояли на ногах, но руководство поставило перед администрацией задачу – распустить хозяйства, раздать материальные средства, технику, а главное, землю. "Однако в Тюменском районе этот процесс забуксовал: здесь инициативу не поддержали, в отличие от других районов области.
Благодаря жесткой и непримиримой позиции хозяйственных руководителей нам удалось тогда сохранить все совхозы, кроме "Салаирского". Потом, спустя годы, когда удельный вес района в областных объемах производства сельскохозяйственной продукции возрос с 20% в 1990-1991 годах и до 45-50% в 2000-м, наше упорство областными реформаторами было признано правильным", - рассказывает он.
Сохранив хозяйства, глава администрации Тюменского района начал налаживать экономические и культурные связи с Севером Тюменской области.
"Многие тогда меня не понимали: хозяйства вроде бы нормально работают, а Бугаев ищет, как бы их пристроить к богатым нефтяным и газовым ведомствам, чтобы они могли лучше развиваться, подзаработать денег. Я не знаю, как это объяснить, но какой-то внутренний голос подсказывал мне, что надо идти в этом направлении. Я всегда начинал искать выход, как только мы чуть-чуть забуксовывали. Я интуитивно чувствовал, что поступаю правильно. И время подтвердило мою правоту".
Переговоры с нефтегазодобывающими управления проходили нелегко. Их затрудняли аргументы северян типа "зачем нам эта обуза в виде совхозов?". Но Бугаев, твердо уверенный в том, что такие связи помогут не только сохранить хозяйства, но и идти по пути интенсификации производства, умел убеждать. "Нефтяники неминуемо должны прийти к нам, на юг области. Мы нужны им не столько как производители продовольствия, сколько как база для отселения северян... Нам надо извлечь из этой ситуации максимальные дивиденды", - заявлял Бугаев в 1994 году.
По контракту с фирмой "Сименс" Тюменский район получил телефонную связь на уровне мировых стандартов. Шла газификация сел – организациям, которые этим занимались, предлагали зарегистрироваться в Тюменском районе в обмен на льготы. Строились дороги, жилье, административные здания – "Когда не было денег, мы все равно начинали строить – на устных договоренностях, за счет выделения картеров и т.д."…
Подводя итог своей деятельности, Валерий Алексеевич говорил: "Мне повезло по жизни, что я оказался в Тюменском районе, где сильные хозяйственные руководители, сформировавшиеся коллективы – все он работали на авторитет кресла, которое я занимал. Я патриот района. Не могу упрекнуть себя в том, что где-то предал интересы района, что когда мог – не сделал. Тюменский район – дело моей жизни, моей чести, достоинства. Тюменский район – это моя жизнь". И жители столичного знают, что все это – не просто слова.
Валерию Алексеевичу 83. Он ведет скромную жизнь пенсионера, проживая на территории района, которому отдал лучшую часть своей жизни – в Успенке. В селе, где блестят позолотой купола восстановленного в 90-е храма и где до сих пор работает успешное сельскохозяйственное предприятие, сохраненное в 90-е.