Село не там, река не та…
- 26 июня 2016, 10:00
- Фёдор ВЕТРОВ
- Краеведение
Российские сёла. Большие и малые. У каждого своё прошлое, настоящее и будущее...
У кого-то простенькое. Появилось и живёт потихоньку. У других – бурное. Появилось, расцвело и замерло или ещё больше расцвело. Третьи – с тайнами, от которых в памяти одни пересказы, через бог знает какое колено. К последним и относится небольшое село Елань, что по Московскому тракту.
Вроде, обычное старое село. Каким было со времён основания в начале XVII века, почти таким же и осталось по размерам. Одно время даже числилось в умирающих. Сейчас возрождается. Всё как обычно, вроде.
Но, но, но... Стоит оно, как оказывается, не на своём прежнем месте. Первоначально Елань находилась на другой стороне Московского тракта. Жили тихо, спокойно, мирно. Только вот с определённых пор стали странные вещи происходить на селе. Происходило это примерно 4-5 поколений назад. Информация уже в пересказах. Многое утеряно или переиначено. Так вот, стали то ли по ночам по селу привидения блудить, то ли неприятности с людьми происходить. В общем, чертовщинка там завелась. Да такая, что невмоготу людям стало. И сделать, по-видимому, уже ничего не могли. Хотя это были времена, когда люди ещё знали, что и как нужно делать в таких случаях.
Собрали сход. Он решил перенести село на новое место. Причина была, видимо, очень весомая. Ну, просто всё, надо уходить. И перенесли Елань на то место, на котором она стоит сейчас. Выше по реке и на другую её сторону. Между прошлым и новым местом образовался как бы природный естественный раздел.
Исходя из этого, можно предположить следующее. Вообще, в древности к миру усопших относились гораздо серьёзнее, чем сейчас. Как правило, там, где жили, могильников не было. Они могли быть рядом. Да. Но между миром живых и миром усопших, а это территория захоронений, должен быть некий естественный раздел или граница. Это могла быть река, овражек, ложок. Что-то, что позволяло сказать "за ручьём", "за ложком" и так далее, в зависимости от ситуации. Где не было возможности, просто копали вокруг могильника ров. Не было естественного – создавали искусственный раздел. Сейчас всё это ушло, но не полностью. Заборы вокруг кладбищ и оградки – это тоже выполнение части тех канонов, которые идут с древности. Поэтому один из вариантов ситуации с переносом Елани – это чисто случайное попадание села в своём первоначальном расположении на такое сакральное место. Просто-напросто на древний могильник.
Что ещё может об этом косвенно говорить? На том берегу, где стоит Елань, есть признаки древнего поселения. А если оно здесь было, значит, должен быть и могильный комплекс. Скорее всего, на другой стороне речушки. Это может подтвердить или опровергнуть только полноценная разведка, коей до сих пор в наших краях не проводили.
Это один из вариантов причины переезда. На мой взгляд, наиболее вероятный. Возможно, потревожили кого-то и умышленно. Бугровщичество (разграбление древних погребений) процветало. Потревожили умышленно или не умышленно тех, кого тревожить не надо. Вот и пошло.
Не исключён вариант, что обидели кого-то, и очень сильно. Либо из проходящих мимо, либо из своих. Ну и наложил человек на это место соответствующие вещи. Судя по всему, довольно сильные, коли снять не могли. Жизнь продолжилась на новом месте уже спокойно.
Выяснить, где точно Елань была раньше, почти невозможно. Да, есть карты Семёна Ремезова. Но ясности полной они не дают тоже. По карте Елань стоит на левом берегу, на котором находится и сейчас. Согласно карте вообще все села на этой реке стоят на левом берегу. И их не так уж мало, оказывается. Между Ушаково и Еланью на этом берегу отмечено еще одно село. Оно занесено под названием Кекурь. О нём даже пересказов не сохранилось. Признаки наличия в прошлом жилого действительно присутствуют. Если это оно, тогда где была Елань? Ей просто места не остаётся. А если это всё-таки была Елань, тогда Кекурю места нет. Кому верить? Скорее всего, более точны сведения от старожилов в отношении местонахождения прежней Елани. Ремезов хоть и не один, а вместе с сыновьями делал эти карты, просто физически не мог всё это обойти. А как ему сказали и показали, как он понял и отметил, известно только им.
Елань существует до сего дня. Села Кекурь нет. Само название довольно интересно. Оно выбивается из общего ряда наименований сёл здесь. Как правило, названия давали от имён или фамилий. А тут... Согласно словарю Даля, это архаичное сибирское слово, обозначающее камень столбом на берегу или над водою у берега; скалистый одинец (монолит). И где он там, этот камень на берегу от природы? Никто о нём не слышал. Этимология названия исчезнувшего села в данном случае вообще не понятна, т.к. никакого природного камня рядом нет и близко. У Миллера, историка и исследователя Сибири, оно уже не упоминается. А это 30-е годы 18 века. Кекуря уже, возможно, не существовало. Если правы старожилы, то два варианта причины переноса. Если прав Ремезов, то, скорее всего, более верен второй вариант причины переноса села. То есть кого- то сильно обидели. Выяснить архитрудно. Описаний событий найти не удалось. Надеемся пока.
В записях о Елани только общие сведения. Но они чуток разнятся с реальностью. По бумагам 1912 года в селе Елань проживало 300 душ. На триста душ были 1 хлебная и 2 торговых лавки. Основное занятие, конечно, земледелие. Помимо этого, как и во всех наших сёлах, занимались промыслом. Елань специализировалась на производстве деревянных коромысел. Возили на ярмарки. По земскому тракту, на котором село и стояло согласно бумагам. Несовпадение явное даже с тем местом, на котором оно стояло прежде. И не последнее.
Согласно этим документам река, на которой стоит Елань, называется Боровушка. Местные называют речку Еланкой. В районе Ушакова на картах стоит название Ушаковка. Такого названия – Боровушка – вообще никто не слышал. Почему оно исчезло, выяснить сегодня вряд ли возможно.
Село стоит не там, и река не та. То, что на данный момент есть в Елани, трудно назвать рекой. Некое остаточное углубление от бывшего русла, в котором по-прежнему течёт, но уже не вода в классическом понимании, а некая жидкость, в которой даже ротан выживает с трудом. Говорят, что в прошлое лето и он не выдержал этой химической атаки.
С чего бы эта напасть? Да сами нашвыряли, насливали, совершенно не думая, куда всё это попадёт. У нас вообще стало нормой поехать по грибы и прихватить пакет с мусором, выбросить его в лесу или по дороге. А вечером, перебирая грибы, сокрушаться о том, куда чиновники смотрят: в лесу мусора – не пройти.
Заборы, огораживающие участки, аж в реку уходят. Что за ними попадает в воду, то тайна великая есть. Ситуация ухудшилась, особенно в последние годы. Кто-то грешит на теплицы, всем хорошо известные. А кто-то на очистные сооружения посёлка Молодёжный.
Вот такое село есть по Московскому тракту. Село не там, река не та, воздух не тот. И живут в нём люди.