Текутьев и его басни
- 26 января 2015, 18:44
- Культура
2015 год в России объявлен Годом литературы. Я думаю, что многие газеты и журналы нашей области расскажут на своих страницах о поэтах и писателях, вспомнят о забытых именах, чьи произведения печатались в царское время ещё в Тобольской губернии, а затем в нынешней Тюменской области.
Хотелось бы, чтобы вспомнили журналистов и самобытных авторов всех времён нашего сибирского региона, которые внесли лепту в литературное наследие нефтяного края.
Есть ещё одно пожелание. Может быть, в этом году каждому печатному изданию стоит выделить чуть больше места на своих газетных полосах материалам на литературную тематику? Ведь о производстве, политике, шоу-бизнесе пишется и написано столько, что мозг порой уже не хочет воспринимать эту информацию...
Мне хочется сегодня рассказать о публицисте Андрее Текутьеве. Уроженец Борков, купец 1-й гильдии, в детстве он не получил классического образования, потому что в его родной деревне в то время не имелось школы. Домашнего образования Андрей Текутьев тоже не мог получить: безграмотные и нищие родители разве могли обучить сына читать или писать? Зато мать – Варвара Ивановна, и отец – Иван Иванович – родили и воспитали великого купца-мецената, равного которому в огромной Тобольской губернии не было.
Грамоту Андрюша Текутьев освоил, работая 12-летним мальчиком в хлеботорговой лавке купца Михаила Данченкова в Тюмени. Получил, можно сказать, народное образование, постоянно общаясь с торговыми людьми. Вот как уже 70-летний Текутьев писал по этому поводу в сентябре 1908 года в письме депутату Государственной Думы России Владимиру Дзюбинскому: "По сем имею честь приложить печатный проект.., так как по своей безграмотности и по кругу крестьянской своей жизни я не имел возможности собирать статистические подробные данные. Однако же в этом проекте достаточно дано мною объяснений для своевременной остановки постройки ненужной дороги Екатеринбург – Курган, которая может дать громадные убытки для государства".
Всего у Андрея Ивановича Текутьева вышло в свет 12 материалов в тобольской газете "Сибирский листок" и два – в тюменском "Вестнике Западной Сибири". Газетные материалы Текутьева выходили с марта 1893 г. по апрель 1912 г. Нужно отметить, что список газетных публикаций Андрея Текутьева далеко не полный, поиск их продолжается.
Больше всего меня удивили в литературных трудах Текутьева его философские рассуждения о высшем образовании, совести и природе человека. Казалось бы, деревенщина, который может лишь "лаптем щи хлебать", а туда же... Но опять же вспоминаю его мудрые рассуждения: "Одни признают, что всякая пакостная совесть в человеке с высшим образованием сглаживается, другие утверждают, что создала в человеке природа, то остаётся в нём навсегда".
Видимо, эти раздумья подтолкнули Андрея Текутьева написать и опубликовать в газете "Сибирский листок" в 1903 году две басни. Свои произведения автор в те годы назвал побасенками. Может быть, посчитал, что до басен Ивана Крылова ему далеко. Так ли это, рассудят наши современники. А Иван Крылов, напомню, написал 200 басен, в которых обличались общественные и человеческие пороки. Эти басни и ныне актуальны, любимы народом.
Привожу на суд читателей авторские тексты произведений Андрея Текутьева. Никогда бы не поверил, что эти строчки написал малограмотный мужик из деревни Борки Тобольской губернии, если бы не изучал на протяжении многих лет его историческое наследие. Может быть, это ещё одно доказательство того, насколько талантлив русский народ.
Владимир КАЛИНИНСКИЙ, краевед-исследователь. с.Борки.
Басня про бычка
Едет чиновник на почтовых (лошадях – В.К.). На Земской (улице – В.К.) жили старик со старухой. Старики останавливают чиновника.
-
Ваше благородие, кто же ты такой?
-
Я? Я чиновник по казённой надобности.
-
А вот мы, крестьяне, и судим, как–де чиновники–то умеют говорить по–учёному, не по–нашенски.
-
Э, дедушка, нынче есть такие заведения, что из скотины делают человека, да ещё образованного.
-
А где же батюшка, такой завод?
-
Не завод, а учебное заведение, так называемый университет в Петербурге, – отвечает чиновник.
-
А, батюшка, ваше благородие, мы и не знаем.
Чиновник уезжает по своим делам. Старики остаются наедине.
- Старик! – восклицает старуха. – У нас ведь есть три бычка взрослые, да породы-то какой – колмогоровской, сведём-ка одново-то в университет-от, вишь што, сказал барин-от: из скотины сделают там человека, да и образованного.
Словом так и делом: бычка на верёвочку – в Петербург. Находят университет, старик входит в коридор, встречает коридорного слугу.
-
Что тебе, старик, нужно?
-
Да вот, батюшка, бычка привели преобразовывать в человека.
-
Где бычок-то?
-
На улице, батюшка, – отвечает старик.
Старик и коридорный выходят из университета. Бычок стоит привязанный на верёвочку к столбу. Рядом стоит старуха.
- Ну что же, оставляйте, я приму его, и сделаем из него человека, только через шесть лет.
Старики с радостью оставляют бычка, обеспечивают сторожа-коридорного за ученье деньгами и через шесть лет в том же месте встречаются.
-
Вот, батюшка, пришли за бычком.
-
Знаю, ваш бычок превращён в человека образованного, открыл он коммерческую контору на такой-то улице, и у входа имеется вывеска: "Контора Бычкова".
Старик и старуха идут по Петербургу и находят нужную улицу. Заходят в коридор конторы. Очень волнуются.
-
Что вам нужно? – обращается к ним лакей.
-
Да вот нужно видеть Бычкова!
Выходит с важным видом сам Бычков.
-
Что вам нужно?
-
Да вот, батюшка, мы с дальних мест повидаться с тобой пришли. Так как мы тебя отдавали в университет скотинкой-бычком сделать из тебя человека образованного, – виновато отвечали старики.
-
Гони их, дурак, для чего их пустил, да ещё и докладываешь! – обращаясь к лакею, закричал Бычков.
Старика и старуху вывели с почётом из конторы на улицу.
- Вот ведь, старуха, по-моему вышло: бычка-то лишились, хотя и сделали из него человека, а совесть всё-таки осталась скотская в нём, – с горечью отметил старик.
Басня про кота
Однажды два помещика дружескую беседу вели, в которой обсуждали, что в человеке сильнее – природа или образование. Один уверял, что образование, а другой стоял за природу. Спорили, спорили и оставили решение спора до другого раза.
У стоявшего за образование был большого роста дрессированный кот, который подносил чай. В это время гость выпустил навстречу коту мышь, кот бросает сервиз на пол и бежит ловить лакомый кусочек по примеру людских увлечений.
Так-то между двумя приятелями и разрешился спор – взяла природа своё.