Человек читающий — ученик разумный
- 15 ноября 2015, 11:00
- Светлана СУСЛАЕВА
- Культура
Способность творчески мыслить, решать нестандартные задачи – это признак настоящего профессионала и гражданина. А человек творческий – это обязательно человек читающий.
10 октября этого года в Богандинской СОШ N 1 стартовал проект "Человек читающий — ученик разумный". Его цель – преодоление кризиса чтения нынешних школьников. Сегодня всё большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книги, что негативно сказывается на обучении.
Проект рассчитан на учащихся с 1 по 8 классы, сроки его реализации — с октября по май текущего учебного года. Основой работы станет смысловое чтение, то есть сам процесс чтения и представление его результатов в различной форме.
На начальном этапе реализации проекта было проведено анкетирование с целью изучения читательского интереса. Было выявлено, что свободное время за просмотром телевизора проводят 26% анкетируемых; 26% опрошенных гуляют на улице; 10% - слушают музыку; 10% - занимаются спортом; 8% - посвящают свободное время творчеству. За чтением свой досуг проводят 20% учащихся.
По условиям проекта в параллели 1-х классов ежедневно осуществляется проведение пятиминуток "громкого чтения" (на рекомендованном литературном материале), по результатам которых будут проводиться презентации читательских дневников учащихся (лучшие работы будут отобраны для участия в выставке, а также размещены на Интернет-сайте школы).
В параллели 2-х классов ежедневно осуществляется "громкое чтение" и обсуждение сказок С.Я.Маршака и К.И.Чуковского. Форма представления результатов работы будет такая же, но читательские дневники будут несколько иные, поскольку во 2-х классах дети уже умеют читать сами.
Для ребят 3-х классов предложено выполнение исследовательской работы "Роль образа Бабы Яги в русских народных сказках". Презентация предполагает выступление на школьной конференции "Первые шаги в науку" в марте.
Учащиеся 4-х классов в мае представят творческие проекты, посвящённые книге и чтению в форме конкурса "Как хорошо уметь читать!" на традиционном школьном фестивале "Радуга талантов".
В параллели 5-х классов в январе пройдёт интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?" (по роману А.Лиханова "Мой генерал"). Классам необходимо подготовить команду для участия в игре. В данный момент во всех классах идёт активная работа по чтению и обсуждению этого детского романа. Ребята просматривают фрагменты фильма по этой книге и сопоставляют его содержание с содержанием книги.
Шестиклассники поучаствуют в мероприятии "С маминой подсказкой сочиняю сказку" - это домашнее совместное сочинительство взрослого и ребёнка. Презентация работ пройдёт в декабре в каждом классе (лучшие будут отобраны для печати в нашей газете "Школьная волна").
В седьмых классах ребятам необходимо составить отзыв на прочитанную книгу "Я хочу рассказать о книге". Презентация работ пройдёт в конце ноября, авторам лучших работ будет предложено написать отзыв о проекте в мае. Сейчас в рамках уроков литературы ребята знакомятся с правилами написания отзыва и его структурой, а также самостоятельно выбирают текстовый материал.
Восьмиклассники осуществляют информационную поддержку проекта (оформители, корреспонденты, агитаторы) в течение всего срока реализации проекта.
Заключительным этапом проекта станет подведение итогов, в рамках которого пройдёт "круглый стол" с участниками и награждение победителей по номинациям.
Родителям в этом проекте отводится особая роль. Известный французский педагог Сесиль Лупан, изучавший процессы чтения, сказал: "Привить ребёнку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать". Под "мы" он имел в виду родителей. При этом семейное чтение — это процесс, выходящий за рамки только чтения. Он подразумевает обсуждение и анализ прочитанного.
Значение книги в жизни ребёнка велико, поскольку книга позволяет ему чувствовать себя защищённым, формирует ценности и многому учит.
Любой родитель наверняка задавался вопросом: как привить детям интерес к чтению, книгам? Ответ достаточно прост - начните с себя.
Читайте сами. Если ребёнок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению? Читайте вместе с ребёнком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение незнакомых слов по словарю. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребёнок.
Книга — это верный союзник родителя в воспитании ребёнка. Она помогает установить контакт между детьми и взрослыми, обеспечивает эмоциональное развитие, учит видеть красоту и понимать прекрасное, обогащает словарный запас, развивает память и воображение, способствует развитию самоуважения, помогает воспитанию моральных ценностей, отвлекает от долгого сидения у телевизора или за компьютером, нацеливает на получение новых знаний.
Мы уверены в том, что родители будут принимать активное участие в реализации нашего проекта, помогая своему ребёнку стать грамотным читателем и успешным учеником.