Пополнять копилку опыта
- 05 октября 2024, 10:00
- Инна ГОРБУНОВА
- Общество
В школах Тюменского района трудятся 1155 учителей. Самой редкой специальностью является учитель-дефектолог – их всего 19 человек.
В штатном расписании учебных заведений эта должность появилась четыре года назад. Раньше учителя-дефектологи работали, в основном, в коррекционных школах, в образовательных появились позже – с появлением программ инклюзивного образования и необходимостью создания равных условий обучения для всех детей. А в 2020 году номинация "Педагог коррекционного сопровождения" впервые была включена в конкурс "Педагогический калейдоскоп". В прошлом году его победителем стала Валентина Плеханова, педагог коррекционного сопровождения Луговской школы.
Учитель-дефектолог Винзилинской школы Татьяна Киселева в 2023 году тоже участвовала в районном конкурсе, из 12-ти – вошла в пятерку сильнейших. Выше подняться не удалось, но она не отчаивалась, считала свое участие скорее экспериментом, проверкой собственных сил и продолжала интенсивно работать над повышением профессионального мастерства. Недавно Татьяна Викторовна стала призером областного конкурса на лучшую образовательную программу для детей с ОВЗ.
Учителем-дефектологом она стала волею судьбы. После окончания вуза (училась на геофаке) устроилась в кадастровую компанию, проработала там 1,5 года, попала под сокращение и решила кардинально поменять свою жизнь, перейти в педагогику, которая всегда ей нравилась. Два года была учителем географии в тюменской школе. Работала, можно сказать, вахтовым методом, ездила несколько раз в неделю из пригорода в город. Очень хотелось найти место поближе в дому, в родных Винзилях.
- К тому времени у меня уже появилась семья, росли дети, надо было уделять им больше времени. Семья для меня – очень важная точка отсчета в жизни, – признается Татьяна Викторовна.
Вакантное место нашлось в реабилитационном центре "Пышма". Вначале ее приняли в методический отдел, а в 2012 году перевели в отдел реабилитации инвалидов, предложили осваивать специализацию по работе со слабовидящими детьми.
- Коррекционное направление было тогда для меня новым, – продолжает рассказ Татьяна Киселева, – приходилось много учиться – и очно, и дистанционно, участвовать в вебинарах. Стала специалистом, обучающим чтению по системе Брайля, занималась развитием навыков мобильности и социально-бытовой адаптацией у незрячих детей. Наработала достаточно опыта и знаний в этой сфере. И когда узнала, что в Винзилинской школе открыли ставку учителя-дефектолога, решила, что вполне по силам переключиться на более широкий спектр деятельности.
Предложение принять участие в конкурсе "Педагогический калейдоскоп" стало для нее неожиданностью. Готова была даже от этой перспективы отказаться, но ее убедили, что она справится. Специально для конкурса подготовила мастер-класс на тему: "Ориентирование в локальном пространстве". Дала возможность коллегам почувствовать, что значит ориентироваться, например, в незнакомой комнате, если ты ничего не видишь. Для чистоты эксперимента все участники передвигались с завязанными глазами. В жюри ее работу заметили, порекомендовали продолжить обучение в ТОГИРРО, а затем – принять участие в областном методическом конкурсе. Все лето она отшлифовывала свою конкурсную программу по адаптации детей с ОВЗ. Понимала, что конкуренция будет серьезная (в номинации участвовало 56 разработок из разных муниципалитетов региона). Эксперты ее труд оценили высоко, она вошла в тройку сильнейших, уступив первенство только двум тюменским педагогам.
– Участвовать в конкурсах необходимо, – уверена Татьяна Викторовна. – Пока сама все это не испытаешь, и не поймешь, насколько это важно. Общение с коллегами пополняет копилку твоего педагогического опыта и дает большой толчок в саморазвитии. Кроме того, во время конкурсных испытаний учишься общаться с жюри, более четко излагать материал, отвечать на каверзные вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения. Конкурс – это большая эмоциональная работа. Она не проходит зря. Ты совершенствуешь свое мастерство. У меня большое желание расти и не останавливаться на достигнутом.