Репрессированные немцы, оказавшиеся в годы войны в Сибири, не стали возвращаться на родину. Их второй родиной стали село Успенка и деревня Малиновка

Чужбина, ставшая родиной. Немецкие переселенцы в Успенке

  • 30 октября 2021, 11:52
  • Вероника НИКОЛАЕВА
  • Общество

Ученица Успенской средней школы Вероника Николаева подготовила к школьной научно-практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее – 2019» работу, посвященную репрессированным немцам, оказавшимся в годы Великой Отечественной войны на территории Успенского муниципального образования. Научным руководителем Вероники была Елена Николаева, учитель иностранного языка. Предлагаем сокращенный вариант этого объемного труда.

От Кукуя до автономной республики

Принято считать, что история российских немцев начинается с царствования Екатерины II, хотя уже при Иване Грозном в Москве возникла немецкая слобода (Кукуй), а при Петре I немецкие ремесленники, офицеры, врачи, инженеры, архитекторы активно участвовали в начинаниях царя-реформатора – помогали создать новую столицу и придать ей особый, ни с чем несравнимый, облик.

Но по-настоящему массовое переселение немцев в Российскую империю началось лишь в шестидесятые годы XVIII века и продолжалось до семидесятых годов XIX века. Стимулом для массового переселения немцев в Россию стали манифесты Екатерины II, приглашающие иностранцев и гарантирующие им льготы при переселении: они получали казенные земли, деньги на переезд и обзаведение хозяйством, на тридцать лет освобождались от налогов и податей, в том числе от воинской службы.

Следующим толчком к переселению послужила столыпинская реформа. Немецкими колонистами были заселены обширные пространства в Славгородском и Омском уездах.

Революционные события 1917 года, гражданская война, коллективизация не миновали немецкие колонии. В октябре 1918 года был подписан декрет об образовании Трудовой коммуны немцев Поволжья и Закавказья. В 1924 году она получила статус автономной республики (АССР НП).

"Десятки тысяч диверсантов…"

Крутой поворот в судьбе российских немцев произошел в 1941 году. 28 августа 1941 года Президиум Верховного Совета принял закон, согласно которому все немецкое население Автономной немецкой республики Поволжья, районов Саратова и Сталинграда должно было быть выслано.

Из Постановления Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941г. о массовой депортации немцев: "По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья и Закавказья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, заселенных немцами Поволжья и Закавказья. Во избежание таких нежелательных явлений и для предупреждения серьезных кровопролитий Президиум Верховного Совета СССР признал необходимым переселить все немецкое население, проживающее в районах Кавказа и Поволжья, в другие районы с тем, чтобы переселяемые были наделены землей, и чтобы им была оказана государственная помощь по устройству в новых районах. Для расселения выделены территории Сибири, Алтайского края, Казахской ССР и другие соседние местности, имеющие в изобилии пахотные земли".

В то время как Красная Армия отступала на всех фронтах, теряя каждый день десятки тысяч убитыми и пленными, Берия выделил на эту операцию 14000 человек и войск НКВД под руководством заместителя наркомвнудела генерала Ивана Серова. Операция по выселению была проведена быстро и организованно. За 17 дней, с 3 по 20 сентября 1941 года, 446480 немцев в 230 эшелонах были депортированы в районы Омска, Новосибирска, Барнаула, на юг Сибири и Красноярск.

Сотни тысяч людей, единственной виной которых оказалась национальность, были объявлены преступниками. Многие из них так и ушли из жизни униженными и оскорблёнными, с чудовищным клеймом "фашистских диверсантов и шпионов".

Осенью 1941-го

На 20 октября 1941 года в Омскую область прибыло 82030 немцев. 32316 из них оказались на территории нынешней Тюменской области. Они были высланы из трёх кантонов нагорной правобережной части АССР НП: Франского (ныне Медведицкого района), Добринского и Эрленбахского (ныне Камышинского и Жирновского районов Волгоградской области), из сёл Гуссенбах, Диттель, Франк, Розенберг, Гебель, Крафт, Мюльберг, Гильдман и др.

Большинство немцев, живущих в нашем регионе, родом их тех мест, а люди старшего поколения до сих пор хранят воспоминания о своём детстве в родных селениях, откуда они и были высланы и куда они стремились вернуться.

В поселение ДорУРС (дорожное управление рабочего снабжения, позднее деревня Малиновка) и в село Успенка были высланы немцы в основном из села Франк, это подтверждают свидетельства о рождении и другие документы, воспоминания самих немцев. Во время переселения они были детьми, но время не стёрло из их памяти трагические дни сентября 1941 года.

Из воспоминаний Эрны Карловны Гоферберг (Пушниковой):

"6 сентября подогнали подводы лошадей, и был отдан приказ грузиться, всего было дано 2 часа. Не был убран урожай, ничего не смогли взять с собой. На станции погрузили в товарные вагоны и повезли. Страшно было нам, детям. В вагонах было, холодно, голодно, душно. Никто не знал тогда конечной цели прибытия. В пути были 6 дней. Шёл дождь, погода плакала вместе с людьми. 12 сентября прибыли в Тюмень, до 18-го жили на пристани, 18-го приехали в Успенку".

Из воспоминаний Эрны Андреевны Гиль:

"Состав из нескольких вагонов, не доходя до разъезда Гужевое, остановился. С нехитрыми вещами люди прошли глубокий ров и остановились".

Перед ними было небольшое поселение ДорУРС, которое существовало там с 1930 года. Позже, в 1966 году, на этом месте появилась деревня Малиновка, в основном, за счёт немцев, поселившихся здесь во время и после войны.

"Эксцессов не наблюдается…"

Партийные органы дали распоряжение подготовить жилой фонд для спецпереселенцев, но средств на строительство и ремонт жилья не хватало. Немцы попали в крайне стеснённые жилищные условия. В Успенке и ДорУРСе их селили в любые помещения по нескольку семей, а семьи чаще всего были многодетными. Подселяли в дома, кто-то из местных брал, кто-то не брал. В Малиновке приходилось копать землянки и жить в них.

Отношение к высланным немцам было неоднозначным. Переселенцы чаще всего не говорили по-русски, и некоторые русские их воспринимали как фашистов. Детям не давали учиться, ровесники бросали в них камнями, били палками.

Но было немало случаев, когда местные помогали переселенцам.

Из воспоминаний Эрны Карловны Гоферберг:

"18 сентября приехали в Успенку. Председатель колхоза Лев Иванович Попов встретил нас с душой и расселил по квартирам".

По рассказам местных жителей, руководитель ДорУРСа Мухоед понимал переселенцев и старался им помочь. Он выдавал им хозяйственное мыло, постельное бельё, верблюжьи одеяла, для них бесплатно готовили скудные обеды из лебеды, крапивы и комбикорма. При его руководстве были построены бани-жаровни, чтобы вытравить вшей. В 1942 году для немцев были построены два барака и избы.

В докладной записке УНКВД по Омской области отмечалось, что "…между местным населением и переселенцами – немцами Поволжья никаких эксцессов не наблюдается". Некоторые руководители колхозов отнеслись к новоселам хорошо, потому что видели в них будущих работников: мужчины ушли на фронт, и в деревнях кстати пришлись работящие немцы.

Люди необычайного трудолюбия

Большой проблемой для депортированных было отсутствие запаса продовольствия. В первую зиму было трудно.

Из воспоминаний Эрны Карловны Гоферберг:

"Был холод, голод, начались болезни. Питались мороженой картошкой, колоски собирали, делали крупу, варили кашу".

Из воспоминаний Ильды Федоровны Дангаевой:

"Моей сестрёнке было 2,5 года. Она заболела и умерла морозным зимним утром. У нас ничего не было, чтобы её похоронить. Добрые люди дали санки, лопату. Мама отвезла её на кладбище и похоронила".

Немедленно по прибытию переселенцы были привлечены к работе по уборке урожая. Работали в полях, в теплицах, на ферме.

Почти 50% депортированных составляли дети, не достигшие 16-летия. Среди них были те, кто на родине успели закончить 4-5 классов. На новом месте обучение было продолжать невозможно: и по причине незнания русского языка, и из-за тяжелых материальных условий. Поэтому многие дети в школу не ходили.

Из воспоминаний Лидии Андреевны Шмидт:

"Я нигде не училась. Пока научилась говорить на русском, годы прошли, так и осталась неграмотной".

Из воспоминаний Эммы Егоровны Гокк:

"Не зная русского языка, учиться больше не пришлось. А в 1943 уже работала со взрослыми. Пололи, тяпками тяпали на полях, гребли сено". Многие дети работали в так называемых детских бригадах.

Шло время, люди обживались. Немецкий народ отличается необычайным трудолюбием, аккуратностью, наверное, именно это и помогло им выжить. Женщины вязали вещи для местного населения: кофты с узором, ажурные шали, цветные варежки, делали вышивки – все это именно они привнесли в нашу жизнь.

Из воспоминаний местной жительницы Нафисы Рамазановны Мурзыкаевой:

"Мы жили и работали рядом с немецкими семьями, за всю нашу соседскую жизнь я не слышала ни одного бранного слова. Это были люди необычайного трудолюбия. А тому, как они готовили, мог позавидовать даже самый искусный повар. Штрудли, кребли, хворост, бисквитные торты...".

У Отечества в плену

Желание жить, осознание того, что на руках малые дети, надежда на возвращение – все это и помогло выжить. Многие немцы не спешили обустраиваться на новых местах, они считали, что после войны смогут вернуться на родину.

В 1942 году руководство страны уготовило им новое испытание: было принято решение о мобилизации немцев в рабочие колонны для использования их на предприятиях и стройках НКВД СССР. Все мужчины от 15 до 55 лет и женщины-немки были мобилизованы в рабочие колонны. Многие не вернулись обратно, а те, кто приходил, были больными людьми.

Из воспоминаний Фриды Ивановны Манжеевой:

"Маму с папой мы почти не видели, они постоянно были на работах. Отец работал трактористом в полях, но не долго, забрали в трудармию, откуда он не вернулся".

С сентября 1941 года по 15 февраля 1956 года переселенцы пребывали под надзором с ограничением прав и свобод. 

Из воспоминаний Андрея Яковлевича Манвейлера:

"В 1948 году мы все ходили на отметку в комендатуру. Без отметки нас никуда не выпускали, не разрешали даже просто передвигаться без надсмотра. Людей, которые не отмечались в комендатуре, наказывали. Но злобного отношения властей к нам не было. Я не считаю, что власти были плохие. А люди в основном были разных национальностей, но они не относились к нам плохо".

Среди немцев, переселённых в с. Успенка, был и ветеран Великой Отечественной. С началом войны многие немцы, проживавшие в Советском Союзе, выразили готовность встать на защиту родины и принять активное участие в борьбе с фашизмом. 8000 немцев вступили в ряды народного ополчения. Рядовой Иван Кондратьевич Лапп находился на фронте с июля по сентябрь 1941-го. Награжден медалью "За победу над Германией".

Шло время, закончилась война, но немцы продолжали себя чувствовать пленниками. Ведь необходимо было регулярно отмечаться у коменданта. И лишь 28 февраля 1956 года на основании Указа ПВС СССР от 15 декабря 1955 года все немцы были освобождены от поселения.

Земля и корни держат...

По данным похозяйственных книг за 1964-1966 годы, на территории Малиновки проживало 67 человек немецкой национальности, в селе Успенка – 40 человек.

Они не вернулись обратно в свои селения. Деревня Малиновка и село Успенка стали их второй родиной. Здесь они создали семьи, здесь родились их дети и внуки. Они сдружились, стали жить одной большой сибирской семьей. Многие пошли работать в колхоз. Трудились на совесть, становились ударниками труда, их представляли к наградам, вручали грамоты и благодарственные письма.

Они оказывали заметное влияние на развитие культуры на селе. По рассказам жителей Малиновки, немцы построили в местном парке деревянную площадку, провели свет и каждый вечер играли на скрипках и цимбалах, устраивали танцы и концерты. Молодёжь из других сёл и деревень приходила в Малиновку на танцы.

Немцы отличаются трудолюбием и любовью к порядку. До сих пор на их домах сохранились таблички "Дом образцового порядка".

Они хотели, чтобы их деревня росла и процветала, и внесли огромный вклад в её развитие. Нина Ивановна Райдер, человек великого трудолюбия, большой любви и веры в Бога, многие годы была депутатом, защищала и отстаивала интересы своих земляков. Благодаря ей в Малиновке появились водопровод, газопровод, баня, магазин. Депутат "выбила" пастбище для частных коров. В 1983 году Нина Ивановна Райдер получила медаль "За доблестный труд". А работать ей пришлось немало – учетчицей на ферме, бригадиром, несколько лет возглавляла одну из лучших в районе ферм, насчитывавшую более тысячи голов крупного рогатого скота.

С конца 1980-х годов у российских немцев появилась возможность эмигрировать в ФРГ. Из Малиновки, некогда считавшейся "чисто немецкой", никто на свою историческую родину не уехал. Земля и корни держат. Из Успенки уехали лишь несколько семей...

Разные судьбы у этих людей, но их объединяют те испытание, которые им довелось пережить, и из которых они сумели выйти достойно. Ваккер, Бернгардт, Бастрон, Гартунг, Гокк, Гиль, Райдер, Манвейлер, Фишер, Штробель, Эйрих и другие – целые семейные династии, волей судьбы бросившие якорь на нашей земле.

Эти люди смогли выжить, сохранить тот внутренний стержень, который зовется человечностью. Они гнулись, но не ломались, смогли отстоять свое право на жизнь, сохранить свою культуру и самобытность.

Их не испугали трудности, так как они не утратили живости ума и сумели быть полезными в жизни. Стоит только позавидовать их стойкости и выдержанности, не каждый может вытерпеть все то, что они вынесли и при этом остаться человеком в полном смысле этого слова.

Снимок из открытых источников.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "История"

comments powered by HyperComments