Зачем проходить психиатра ребенку двух лет?

  • 05 сентября 2021, 11:07
  • Людмила ГРИНФЕЛЬД
  • Общество

Многие родители задают вопрос: «Зачем нужно проходить психиатра ребенку двух лет?». Свое мнение по этому поводу высказывает Елена Караева, детский врач-психиатр областной больницы N 19.

В июне 2019 года Минздрав разработал приказ "О внесении изменений в Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2017 года", в соответствии с которым дети, достигшие возраста двух лет, будут проходить скрининг на наличие нарушений психического развития.

В нем прописано, что "в рамках профилактического медицинского осмотра несовершеннолетних, достигших возраста двух лет, скрининг на выявление группы риска возникновения или наличия нарушений психического развития осуществляется путем проведения анкетирования родителей детей, осмотр врачом-психиатром детским осуществляется в отношении детей, включенных в группу риска возникновения или нарушений психического развития".

Родителям рекомендуют показать ребенка врачу-психиатру при подготовке документов к детскому саду и прохождении медосмотра, такая мера нацелена и на выявление аутизма.

Развитие ребенка не всегда идет ровно. Иногда проявления нарушений развития можно заметить уже на первом году жизни. Однако при посещении педиатра оценивается в первую очередь состояние физического здоровья. Есть семьи, которые воспитывают первых детей или при воспитании не присутствует старшее поколение, которое могло бы заметить какие-то отклонения в развитии. А значит, понимание норм развития у таких родителей не сформировано.

К двум годам у ребенка уже достаточно развиты механизмы эмоционального взаимодействия, которые необходимы для гармоничного развития эмоциональной сферы, профилактики нарушений поведения в более позднем возрасте, созданы основы для развития речи, обучения ребенка.

Консультация психиатра в этом возрасте позволит оценить уровень развития взаимодействия и вовремя сгладить нарушения коммуникации, а также поможет родителям спокойно подойти к кризисным моментам в жизни малыша: началу проявления своего Я, становлению речевой функции, началу формирования мышления.

Скрининги детям двухлетнего возраста направлены как на раннее выявление психических, так и речевых нарушений. При осмотре врачом-психиатром оцениваются:

- эмоциональное взаимодействие;

- словарный запас и понимание обращенной речи;

- уровень приобретенных знаний и умений.

В разных источниках в норме словарный запас у ребенка двух лет варьирует от 50 до 200 слов, однако более 40% детей имеет запас слов не более 10, у 3 процентов детей выявляются нарушения не только экспрессивной, но и импрессивной речи, т.е. ребенок не понимает обращенную к нему речь, а следовательно не выполняет просьбы, не пополняет уровень знаний, отсюда, как один из вариантов, страдает психическое развитие, эмоциональное реагирование ребенка на обстановку, слова, действия со стороны окружающих.

Основные причины, способствующие отклонениям в психоречевом развитии:

- поражение центральной нервной системы (ЦНС);

- генетические заболевания;

- тяжелые инфекционные заболевания;

- нарушение слуха;

- аномалии развития челюстно-лицевого аппарата;

- наследственность;

- сильный стресс;

- социально-педагогическая запущенность.

Врач-психиатр рекомендует родителям внимательно отнестись к ряду симптомов, наличие которых является поводом для обращения к специалисту:

Сужение пищевого рациона до одного-двух продуктов. Ребенок отказывается жевать, принимает пищу только в жидком виде.

 "Манежный бег", или бег по кругу, может сопровождаться вычурными движениями. При этом попытки остановить, переключить внимание вызывают сопротивление, гнев.

Бесцельное блуждание от одного объекта к другому. Попытки увести, привлечь к игре вызывают негативную реакцию.

 Появление стереотипных движений: потряхивание кистей рук, раскачивания, кручение веревочек, тряпочек.

Утрата ранее приобретенных навыков и функций. Например, ел твердую пищу и перестал, навыки опрятности были сформированы – и опять малыш начал пачкать штанишки; говорил предложениями – вдруг замолчал, словарный запас уменьшился. Откат назад может быть реакцией на стрессовую ситуацию, а может оказаться дебютом психического заболевания. Важный фактор таких изменений – внезапность.

 Ребенок выстраивает игрушки, обувь в определенном порядке, при этом если порядок нарушается, следует истерика, агрессивное возбуждение.

Попытки изменить маршрут прогулки вызывают тревогу и панику.

Игра долгое время остается примитивной: пересыпание, переливание, постукивание предметом о предмет. Сюжетная игра не развивается.

 Малыш не проявляет интереса к людям. Во время прогулки старается увести маму с детской площадки. При попытке других детей приблизиться может ударить или стремится убежать.

 Внезапные приступы возбуждения, которые могут сопровождаться криком, бегом, хаотичными движениями. Эпизоды появляются неожиданно и так же внезапно прекращаются.

 Нарушения сна. Пробуждение с криком, при котором малыш осматривается по сторонам, вскакивает и бежит. Или ребенок ходит по ночам, а на попытки уложить его в постель не реагирует, "не слышит" и "не видит" вас.

Проведение гигиенических процедур, стрижка ногтей или волос вызывает негативную эмоциональную реакцию. Ребенок впадает в истерику, как будто вы пытаетесь отрезать ему руку или ухо.

Есть и другие сигналы, которые нельзя оставлять без внимания.

Родители могут отказаться от психиатрической помощи своему ребенку, написав письменный отказ. Сведения, которые вы предоставите в кабинете детского психиатра, охраняются "Законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и не могут быть разглашены третьим лицам без вашего согласия.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Здоровый образ жизни"

comments powered by HyperComments