Обучение с увлечением
- 05 октября 2020, 11:00
- Татьяна ЮРТИНА
- Общество
Учитель обществознания и истории Успенской школы Владимир Верхоланцев – один из тех, кто активно использует в работе с учащимися электронные технологии и сервисы, а потому его смело можно отнести к новому, цифровому, поколению педагогов.
Дорога к школе
Техническая подкованность педагога-гуманитария оказалась как нельзя кстати в период пандемии коронавируса и перевода школ региона на дистанционное обучение весной этого года. Успенская школа легко и быстро вписалась в процессы цифровизации образовательного процесса, что позволило коллективу не только успешно завершить учебный год, но и существенно разнообразить формы работы и общения с ребятами и их родителями.
По мнению Владимира Верхоланцева, процесс этот с началом нового учебного года и возвратом к классической, очной, форме обучения не завершился. Тренд на активное использование цифрового инструментария усиливается.
С улыбкой рассказывает учитель о том, как после окончания Тобольского пединститута оказался он в штате Успенской школы. Было это в 2003 году. Составив список школ с вакансиями учителя истории, он решил побывать в каждой из них, а затем выбрать, где лучше.
Встреча с Успенкой
Первая школа оказалась куда ближе к областному центру, но жилье нужно было снимать. Следующей в списке была Успенка. Сел на ближайший автобус до Тугулыма и вышел на повороте в Успенку, чтобы три километра до центра села пройти пешком. Нашелся у него и попутчик. Пока она шагали, тот, отвечая на вопросы молодого человека, поведал о природных красотах старинного села, рыбалке, охоте, грибах да ягодах. Узнав, что молодой человек – выпускник педвуза и ищет работу, предложил проводить до школы.
Дальнейших поездок по территории района Владимиру Верхоланцеву не понадобилось. Директор Успенской школы Людмила Дородова, несмотря на строгий тон и каверзные вопросы, все-таки разглядела в нем учителя, способного влиться в коллектив и успешно работать с детьми. После собеседования и предложения написать заявление о приеме на работу учителем у обладателя новенького диплома появилось ощущение, что он нашел то, что искал. Так оно и было. Семнадцать лет работы в Успенской школе это подтверждают.
Каково же было удивление Владимира, пришедшего на первый педсовет, когда он увидел там своего попутчика. Им оказался учитель физвоспитания Виктор Плахин, с которым они и сегодня нет-нет да и вспомнят про их судьбоносную прогулку.
Испытание пройдено
Как и у любого начинающего педагога, первый год работы, по признанию Владимира Николаевича, был непростым. Нелегко далось классное руководство в 6 классе, где учились воспитанники детского дома. Преодолеть трудности помогли более опытные коллеги, они были его наставниками в период становления, помогали справиться с бурей эмоций, возникавших в первые месяцы работы. Ведь не секрет, что для многих выпускников вузов первый опыт заканчивается уходом из профессии. Привел он и печальную цифру: из 60 его однокурсников, получивших вместе с ним дипломы, сегодня работают в школе только 7.
Он также уверен, что его становление и успех были бы невозможны без мудрого совета и поддержки Любовь Васильевны Дедун, Людмилы Александровны Мироновой, Валентины Степановны Поповой и других. Он ценит родной коллектив за взаимопонимание и сотрудничество, самоотдачу, стремление к совершенству и творчеству.
Под знаком "цифры"
Поддержку коллег он испытал и во время участия в районном конкурсе "Учитель года – 2005", в котором стал победителем. В том году истек трехлетний срок, который он определил для продолжительности учительской карьеры. Планировал заняться предпринимательством и даже разработал бизнес-план. Но чувство привязанности к коллективу и детям оказалось сильнее.
Именно здесь его тяга к компьютерам и электронным гаджетам, появившаяся в детстве и ставшая хобби, нашла свое применение в профессиональной деятельности. Возможно, это произошло потому, что кроме признания общемирового тренда у коллектива школы во главе Людмилы Дородовой есть и собственное четкое понимание необходимости совмещения традиционного обучения и онлайн-форматов, и свое представление о свободе выбора электронных ресурсов, методов и технологий. Здесь уверены и в том, что этот процесс обязательно будет усиливаться.
Например, в день визита журналистов в школу, у В.Н.Верхоланцева из 7 занятий 2проходили в формате видеоурока, из 34 заняитий, проведенных на прошлой неделе – 20 видеоуроков. Электронное тестирование и электронные презентации сегодня есть в арсенале каждого педагога. Не говоря про электронные дневники, классные журналы и учебные программы. Платформы для группового онлайн-общения тоже стали обыденностью.
Вектор личностного роста
Школьная библиотека Успенской школы стала Центром доступа к удаленным ресурсам Президентской библиотеки. Видеоуроки в ней проходят в ежедневном режиме. Главный помощник библиотекаря и учителя со стажем Людмилы Мироновой – все тот же Владимир Верхоланцев. Почти каждый педагог в школе может назвать его своим консультантом. Автор этих строк наивно пыталась узнать про доплату за подобную нагрузку, но оказалось, что должности штатного или общественного консультанта в школах не существует. "Школа – не для зарабатывания денег, – говорит Владимир Николаевич, – а для самореализации: личностной, профессиональной, творческой. В этом ее притягательная сторона.
Мой дом – моя крепость
Цифровизация, используемая со знанием и смыслом, способна повысить интерес учащихся к получению знаний, усилить вовлеченность педагогов и школьников в процесс, а учителям к тому же более эффективно контролировать выполнение заданий и усвоение материала". Зарабатывать, мой герой согласен с бывшим главой правительства Д.Медведевым, можно за стенами школы. К сожалению, в силу чрезмерной загруженности учителя не могут себе это позволить.
Учитель Верхоланцев при своей любви к местам, где родился, учился и где до сих пор живут его родители, построил свой собственный дом в Успенке. В буквальном и переносном смысле: здесь подрастают трое его сыновей-школьников, здесь он своими руками построил для семьи коттедж. Здесь успешно реализовал себя в деле, которому служит уже более двух десятков лет, завоевав доверие и уважение коллег, родителей и учеников. Здесь он обязательно достигнет новых высот. Например, создав электронный курс Российской истории для учащихся общеобразовательных школ. Почему бы и нет?