Не всякая старость в тягость
- 21 октября 2017, 10:00
- Яна ЛАРИНА
- Общество
Старость никого не радует: ухудшается здоровье, память не та, ничто не доставляет радости. Но есть люди старшего поколения, которые полны оптимизма, и можно позавидовать их мудрости, доброте, умению преодолевать невзгоды. Один из таких – Виталий Прокопьевич Маслов.
Родился он 27 сентября 1930 года в с.Успенка. Мать работала дояркой, отец механиком в колхозе "Новый путь", затем в Зырянской МТС.
Виталию было два года, когда отец ушёл из семьи. И хотя у него и у матери появились новые семьи, общение и встречи Виталия с отцом продолжались, отношения сохранились. С отчимом у Виталия тоже всё сложилось, они тепло относились друг к другу.
Виталий окончил 4 класса, а ехать куда-то, чтобы продолжить обучение, не захотел. Любил быть на конюшне, в мастерских, пытался помогать. С удовольствием возил волокуши, управлялся с лошадьми, выполнял все поручения взрослых, а с 11 лет уже наравне с ними работал в колхозе.
Он был на сенокосе, когда вестовой известил о начале войны.
Началась мобилизация. Ребята бегали к месту сбора и провожали призывников до околицы.
В войну на трудодни ничего не получали, жили за счёт подсобного хозяйства да даров леса. "Сколько я съел саранок, сколько щавеля и полевого лука!.." - вспоминает Виталий Прокопьевич.
Но никто не роптал, хоть и тяжело было. Однажды председатель выдал колхозникам по 5 кг зерна на трудодень. Его арестовали за "разбазаривание колхозного добра". Больше председателя никто не видел…
Голод заставил Виталия устроиться в успенскую артель "Спартак". Здесь выдавали карточки на хлеб, немного денег. Ему завели трудовую книжку, пошёл стаж работы. В артели шили одежду и обувь для фронта. Опыт работы в артели Виталию впоследствии пригодился: одежду шил себе сам. Когда артель расформировали, он снова вернулся в колхоз. Работал, куда направят, но больше всего ему нравилось заниматься лошадьми.
А 1950 году Виталия призвали в ряды Советской Армии. Служил пограничником на Курилах. С винтовкой-трёхлинейкой и двумя гранатами в кармане обходил он прибрежную полосу границы, следил за передвижением по морю японцев. Если те пересекали нейтральные воды, немедленно сообщали береговой охране. Те на быстроходных катерах задерживали нарушителей и доставляли на остров Тараху в НКВД.
Служба Виталию нравилась, вызывала восхищение природа. В отпуск он не ходил, домой ехать далеко. Эти три с половиной года ему хорошо запомнились. Он гордился, что охранял рубежи нашей родины.
В 1954 году вернулся домой. Отдыхать не стал, сразу пошёл в колхоз, а после преобразования его – в совхоз. Лёгкой работы не искал, брался за любое дело. Однажды в клубе встретил он свою ненаглядную Клавдию. Она сменила на ферме его мать, когда та ушла на пенсию. Работали вместе. Она – дояркой, он – слесарем.
Поженились, обвенчались и вот живут уже почти 64 года в любви и согласии. Построили дом на месте родного дома, завели большое хозяйство. Успевали везде, ведь они были молоды, полны сил.
Вырастили хороших детей: дочь и двух сыновей. Воспитывали их в строгости, любви. Понимали их, поддерживали, приучали к труду, поэтому и выросли они ответственными, трудолюбивыми. На работе их ценят, у них крепкие семьи. Дети подарили родителям 6 внуков и 11 правнуков.
В 1990 году Виталий Прокопьевич ушёл на заслуженный отдых. Стаж его работы около 50 лет.
Награждён медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", он ветеран войны, ветеран труда. Его гордость – медали за службу на границе. Виталий Прокопьевич бережно хранит в памяти прошлое родного села, заботится о его будущем.
В память о службе решил он убрать свалку на крутом берегу Кармачка и посадить там дерево. Затем ещё и ещё. Высадил 17 деревьев разных пород. Привлёк к этому Михаила Наумова. Они бережно ухаживали за посадками, поливали их, косили траву. Виталий Прокопьевич огородил саженцы и повесил табличку "Сквер пограничников".
Успенский совет ветеранов решил поддержать инициативу бывшего пограничника. Благодаря Мурату Ашурову сквер был огорожен невысоким штакетником. Ветеран его покрасил, сделал хорошую вывеску. Виталий Прокопьевич следит за порядком, гоняет любителей выпивки на природе. Сейчас сквер взяли под опеку бывшие пограничники. Их в Успенке много.
А у Виталия Маслова возникла новая идея: установить в Успенке верстовой столб в памяти о Сибирском тракте, который проходит через всё село. Поделился мыслью с работниками музея. И вот уже столб стоит на том месте, где стоял в былые времена.
Сейчас у Виталия Прокопьевича новая задумка: заменить железные решётки на окнах колокольни сетками, как было раньше. Он считает, что звук колокола на храме разносится не так звонко, поскольку железо ему мешает. Уже говорил по этому поводу с батюшкой, думаю, он и это претворит в жизнь.
Сейчас Виталий Прокопьевич живёт у дочери в прекрасном 2-этажном доме, где о супругах заботятся. Есть чем заняться: большой цветник, огород.
Пенсионеру не сидится без дела, он посещает сельские мероприятия, наведывается в музей и библиотеку. У него прекрасная память, ясный ум. Всё время ему хочется что-то сделать для села, помочь людям. В Успенке его уважают, прислушиваются к его советам.