Святой из Кулаково
- 18 февраля 2024, 11:00
- Ольга БОРОВИКОВА
- Краеведение
У Тюменской области много святых – Иоанн Тобольский, Далмат Исетский, Филофей Тобольский, Мисаил Абалацкий... Но большинство из них родились за ее пределами. Однако есть в нашем регионе и свои преподобные. Например, исповедник Иоанн Кевролетин из Верхотурья появился на свет в деревне Кулаково.
Определить точную дату его рождения и выяснить любопытные факты из жизни сумела краевед и научный сотрудник Тобольской духовной семинарии Галина Коротаева. Каким был Иоанн Кевролетин, что за пусть он прошел, рассказал на "Рождественских чтениях" в библиотеке имени Текутьева настоятель Кулаковского Никольского храма отец Григорий Мансуров.
"Мы уточнили год его рождения и фамилию. В советских документах, в протоколах допросов он значится как Кевролетин, а год его рождения – 1875. На самом деле он родился в 1876 году", – пояснил отец Григорий.
В метрической книге 1875 года указана дата венчания родителей Иоанна. 6 июня в присутствии священника Луговской церкви Алексия Лепорского законными супругами стали "деревни Кулаковой крестьянин Афонасий Григорьев Кевроликин и девица Стефанида Даниилова… Лазарева".
Их первенец родился спустя 11 месяцев – 23 мая 1876 года. Крестили его на третий день, 25 мая. В те времена смертность детей в возрасте до одного года была крайне высокой, поэтому родители торопились провести крещение. После Иоанна, в 1878 году, в семье родилась Анна, а за ней вплоть до 1889 года – еще четверо детей: Павел, Евдокия, Феодот и Сергий. Отец Алексий Лепорский в течение 14 лет неоднократно записывал в метрических книгах фамилию Афонасий Кевроликин, так что ошибки в написании быть не могло.
"Не исключено, что в 1890-х годах Афонасий и Стефанида переехали в Тюмень и вошли в сословие мещан, но это уже отдельная тема для исследований… Почему же фамилия Кевроликин у Иоанна меняется впоследствии на Кевролетин? Поменяли родители его на более благозвучную, при переезде в город? Или Иоанн мог изменить себе год рождения и фамилию на Кевролетина, потому что боялся за своих родных в годы гонений за веру?" – поделился наблюдениями отец Григорий Мансуров.
В юношестве Иоанн состоял матросом на барже, ходившей по сибирским рекам с грузами. А в 18 лет, в 1894 году, поступил послушником в небольшой Кыртомский Крестовоздвиженский монастырь в Ирбитском уезде (на тот момент Пермской губернии). После смерти настоятеля и своего духовного руководителя отца Адриана в 1902 году он перешел в Верхотурский Свято-Николаевский монастырь, где в 1907 году принял монашество с именем Игнатий. Еще через два года стал диаконом. В 1913 году – священником. Рукоположение совершил епископ Екатеринбургский Митрофан 11 сентября (по старому стилю) в день освящения нового, поистине грандиозного Крестовоздвиженского собора Верхотурского монастыря, построенного к 300-летию Дома Романовых.
Далее он нес различные послушания в монастыре и на его подворьях. После 1917 года иеромонах Игнатий начал совершать служение в различных приходских храмах, где была такая возможность – монастырь был закрыт, а монахи разогнаны. В 1924-1925 годах он вернулся к службам в разоренном, но еще не уничтоженном Свято-Николаевском монастыре Верхотурья, а потом был арестован и почти месяц пробыл в тюрьме.
"Отец Игнатий умел находить общий язык с самыми разными людьми. Например, своей кротостью он сумел привлечь к себе верующих из села Кисловского Свердловской области, которые едва не уклонились в обновленчество. Когда в Россию пришла советская власть, церкви пришлось весьма тяжело. Желая уничтожить ее изнутри, власти создали раскол и всячески его поддерживала. Некоторые священники стали читать молитвы не на славянском, а на русском, отказывались от монашества в пользу женитьбы и так далее. Но народ к ним не ходил. К началу Великой Отечественной войны обновленчество полностью исчезло, оно исчерпало себя. Так вот, приход в Кисловском отдали такому вот обновленцу. Поскольку церковь была занята, отец Игнатий стал проводить богослужения в домике одной монахини, жившей неподалеку. На его службах становилось все теснее, а в храме – все свободнее. Когда Великий Пост стал подходить к концу, отец Игнатий попросил у обновленческого священника разрешения проводить службу в одном из приделов храма. Тот уступил ему холодную часть, и к Пасхе в помещении, где служил обновленец, не осталось ни одного прихожанина. Все стояли на службе, которую совершал отец Игнатий", – поведал протоиерей Григорий.
В 1932 году батюшка был вновь арестован и отправлен в ссылку в Нарымский край, на север Томской области. На вопрос следователя, состоял ли иеромонах в контрреволюционной организации, отец Игнатий отвечал: "Я действительно состоял членом монашеской организации, которая после закрытия Верхотурского монастыря в 1925 году продолжала существовать. <…> Признаю, что действительно, как монашествующий, по своим взглядам и убеждениям был противником, диаметрально противоположен установкам и мероприятиям советской власти, иначе не могло быть. Если разделять полностью взгляды советской власти, значит, нужно перестать быть монахом <…>. Для меня монашество было важнее советской власти, и я, естественно, был и являюсь врагом последней, но контрреволюционной работы не проводил…". Завершая следствие, следователь в последний раз вызвал на допрос отца Игнатия и спросил, не хочет ли он раскаяться перед советской властью, на что отец Игнатий ответил: "На поставленный мне вопрос, хочу ли я раскаяться перед советской властью, показываю, что я раскаиваться перед советской властью не хочу и не буду". В итоге Кевролетин был приговорен к ссылке в Нарымский край, что на севере Томской области, сроком на три года. Группу в 40 человек отправили в ссылку этапом, частично пешком, под конвоем поздней осенью.
В середине 1940-х годов отец Игнатий вернулся в Верхотурье и взял на себя подвиг юродства Христа ради. Некоторое время он пас коз и был любимцем детей, которые с удовольствием слушали его рассказы. Видели однажды, как он уговаривал кошку отдать ему кусочек хлеба – и уговорил. Одевался подчас в женское, так что и знакомые его не сразу узнавали. Так и казался он посторонним людям то ли чудаком, то ли сумасшедшим, но такое "прикрытие" давало ему возможность продолжать духовное окормление верующих. Совершать же богослужения в храме по причине подорванного в ссылке здоровья он уже не мог.
Вот еще некоторые воспоминания о святом:
"Батюшка учил всех внимательной молитве, объяснял, что при чтении акафиста нужно стоять и внимательно слушать. Если же часто креститься и кланяться, настоящего внимания не будет".
"Ездила к нему из села Маминского Глафира Ярутина. Как-то она пожаловалась батюшке, что почти неграмотна. "Ну и что? Иисусову молитву ведь знаешь? Вот и читай ее". Двумя словами утешил ее в скорби из-за раскулачивания семьи: "Вот и слава Богу! Зато в колхоз не пошли!".
А вот как батюшка проверял, имеют ли его чада любовь к ближнему. Однажды оделся нищенкой, голову платком закутал и постучался в калитку к верующим. Они посмотрели в окно – очередная нищенка, каких много тогда ходило, и не открыли. "Нищенка" не уходит, продолжает стучать. Пригляделись получше – да это же батюшка! "Отец дорогой, заходите!". "А! Узнали, так заходите? А я вот и не зайду".
Говорят, была и такая история. Одна женщина работала в Свердловске в столовой, крала продукты и попыталась привезти краденое отцу Иоанну. Приехала она в Верхотурье, не успела к дому батюшки подойти, как он начал кричать: "Закрывайте окна! Свердловские воры лезут!".
Почувствовав, что исход его из этой жизни близок, отец Игнатий принял постриг в схиму с именем Иоанн. 27 января 1961 года после Причастия в своем домике, в окружении своих духовных чад отец Иоанн предал свой дух Господу. Похоронили его на верхотурском кладбище.
Летом 1993 года останки были перезахоронены в Верхотурском Свято-Николаевском монастыре. В 2000 году иеросхимонах был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Русской Церкви. В конце 2020 года ковчег с мощами преподобноисповедника Иоанна (Кевролетина), уроженца Тюменского уезда, был установлен для поклонения верующих в главном храме Верхотурского монастыря, где пребывает и сейчас. Икона с частицей мощей святого, написанная иконописной школой при Тобольской духовной семинарии, принесена в Свято-Никольский храм села Кулаково. Так преподобный Иоанн вернулся к себе на малую родину, откуда уехал в возрасте 18 лет.