Тысячи граждан Тюмени пришли на прощание с Андреем Текутьевым и его женой Евдокией Яковлевной

Сирень в купеческом саду

Эта история произошла в 1913 году. К тому времени Андрей Иванович Текутьев ушёл с поста градоначальника Тюмени. Оставаясь при этом старостой Градо-Спасской церкви, он вынашивал план строительства северного придела этого храма.

В летние месяцы купец Текутьев проживал в своей загородной резиденции в селе Зырянское. Здесь неподалёку, на реке Пышме, находилась его водяная мельница, купленная в 1898 году у братьев Василия и Дмитрия Волчихиных. Место, где находилась текутьевская заимка, недалеко от села Онохино. Здесь располагается детский оздоровительный лагерь "Радуга". Для ясности стоит отметить, что в 20-х годах прошлого века село Зырянское и деревня Онохина объединились, населенный пункт получил название село Онохино.

На купеческой заимке рядом с мельницей рос куст белой сирени. Кто и когда посадил это деревце, неизвестно. Скорее всего, Текутьеву оно досталось от прежних хозяев. Каждый раз весной, отправляясь в город, Андрей Иванович брал с собой веточку белой сирени. Она предназначалась любимой жене купца Евдокии Яковлевне. На протяжении 15 лет это стало доброй традицией в семье Текутьевых.

В доме на улице Иркутской, 47 (ныне ул. Челюскинцев) г. Тюмени, в городских апартаментах купца, его ждала жена Евдокия Яковлевна. Авдотья или Авдотьюшка, как обычно называл свою супругу Текутьев, всегда с трепетом ожидала этот весенний цветок.

На голубятне рядом с домом Текутьевы держали большое количество белых голубей. Хозяин дома питал особую страсть к этим птицам. Евдокия Яковлевна тоже опекала пару голубей. Любимчик хозяйки – голубь Сёмка – следовал за ней, словно дворовая собачонка, куда бы та ни шла. Об этой странной привязанности голубя знали многие жители квартала, где жила семья Текутьевых. Стоило хозяйке усадьбы выйти на крыльцо, как тут же появлялся Сёмка, готовый сопровождать свою госпожу. Дом Текутьева находился рядом с построенным им городским театром. Это был первый частный театр за Уральскими горами.

В январе 1913 года Евдокия Яковлевна заболела. Ей шёл 75-й год. Она редко выходила на улицу. Весной прислуга открывала окно спальни, и голубь Сёмка садился рядом на подоконник. Если в непогоду окно было закрыто, то Сёмка кружил перед окном, выделывая фигуры высшего пилотажа. Этим он радовал свою хозяйку, и Евдокии Яковлевне становилось действительно лучше на некоторое время.

В конце мая 1913 года, когда вновь расцвела сирень в палисадниках городских домов, Евдокия Яковлевна ждала от мужа, как и прежде, веточку белой сирени. Но Андрей Текутьев, возвращаясь с загородной заимки, не привез цветов: куст сирени в ту холодную зиму вымерз. К тому же из-за большой загруженности производственными и коммерческими делами Андрей Иванович просто забыл о многолетней традиции, о чем позднее сожалел.

Голубь Сёмка, напротив, об этой привязанности хозяйки усадьбы помнил, и когда зацвела сирень на улицах Тюмени, он стал приносить для нее маленькую веточку в клюве и порхал с нею в проёме оконной рамы.

Эта идиллия продолжалась, пока цвела сирень. О необычном поведении голубя знали многие в то время. Артисты театра Текутьева наблюдали эту картину более десятка лет.

Евдокия как-то рассказала мужу, что Сёмка приносит ей цветочки сирени, но вечно занятый Андрей Текутьев просто отмахнулся от супруги: "Вечно ты, Авдотьюшка, выдумываешь сказки. Видно, эта история во сне приснилась".

28 июня 1913 года в 8 утра Евдокия Текутьева скончалась. 30 июня ее похоронили в оградке Спасской церкви. Андрей Иванович потерял тогда не только жену, он потерял друга и соратника всех его благих начинаний в Тюмени. Только она порой была единственной его опорой, поддерживая его благотворительные дела. Он построил немало различных зданий, которые ныне стали памятниками архитектуры федерального и регионального значения. Текутьев работал для общества и для будущих поколений городских жителей. И в этой кипучей деятельности всегда была рядом его жена. Она являлась для него советчиком, другом, музой, ангелом-хранителем.

Евдокию Яковлевну хорошо знали в городских школах и училищах как мать Евдокию. Особенно она опекала тюремную школу, где учились дети осужденных матерей. Ни один праздник в этих учреждениях не проходил без её участия, без её подарков. Её горячее сердце было целиком отдано тюменским детям. Евдокию Яковлевну по праву можно назвать тюменской матерью Терезой. Она всегда спешила к детям со своей помощью, даже будучи больной. Евдокия Текутьева многие годы комплектовала книгами школьные, училищные библиотеки Тюмени, не забывая при этом и тюремную школу. Так было, пока её маленькое, но щедрое сердце не остановилось. Очень жаль, что история не сохранила для потомков фотографию этой скромной женщины.

1 июля 1913 года в 9 часов утра Андрей Текутьев пришёл на могилу жены. Сторож Спасской церкви Пётр Шешуков, как обычно, поприветствовал старосту. Андрей Иванович прошёл к свежей могилке и, посмотрев на нее, воскликнул: "Сёмка, Сёмка, и ты ушёл от меня!". На свежем холмике лежало тельце голубя с веточкой сирени в клюве. Сёмка недавно лишился своей единственной подруги голубки, которую растерзал ястреб в Спасском саду. Смерть хозяйки усилила страдания голубя. Теперь Андрей Иванович поверил, что Сёмка действительно приносил в клюве белые цветы сирени его жене. Ему было стыдно, что однажды он не поверил ее словам.

Текутьев на минуту представил, как Сёмка утром в день похорон долго кружил над 13-купольным Спасским храмом, а после набрал в полёте высоту и стремительно упал вниз, к могиле любимой хозяйки. Даже удар с высоты о землю не вынудил голубя Сёмку разжать клюв и уронить ветку сирени.

Андрей Текутьев попросил сторожа похоронить Сёмку в холмике могилы своей жены. Он считал, что эта птица достойна такой чести, она заслужила это своей преданностью человеку. Сторож выполнил просьбу купца.

Андрей Иванович отправился домой. Его глаза намокли от слёз, их видели в то утро жители Тюмени и сторож Спасской церкви.

Эта история тронула сердца многих тюменцев. Городские жители стали повсеместно строить голубятни и разводить птиц.

Супруги Текутьевы содержали в своей усадьбе сотни белых голубей. Это был символ уважительных и доверительных отношений человека с природой. В день похорон Евдокии Яковлевны в июле 1913 г., а затем Андрея Текутьева в августе 1916-го огромная стая голубей много часов кружила над домом купца и Спасским храмом, где в оградке сада были похоронены в разное время супруги Текутьевы.

Тысячи граждан Тюмени пришли на прощание с Андреем Текутьевым и его женой Евдокией Яковлевной. Многие городские жители, хорошо знавшие эту семью, приходили со своими голубями в руках, а после выпускали их в свободный полет.

Супруги Текутьевы безгранично любили свою Тюмень, её жителей. Андрей Иванович с 1912 по 1916 год ревностно исполнял общественную должность директора тюменского отделения "Попечительского о тюрьмах общества". Он выделял собственные деньги на ремонт тюремной школы. Нам, ныне живущим, трудно представить, что Андрей Текутьев, будучи городским головой Тюмени (1899-1909 гг.), сам подыскивал учительниц для обучения детишек в тюремной школе. Тюменский барышни ни за какие коврижки идти в учителя не соглашались. Тогда Текутьев из собственного кармана выделил для них дополнительное годовое содержание, и вопрос был снят с повестки дня.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Краеведение"

comments powered by HyperComments