Пионеры Тюменского района вносили свой вклад в Победу над фашизмом

"Не подведём старших товарищей!"

Пионеры села Созоново вносили свой вклад в Победу над фашизмом.

Помощь откуда не ждали

Когда началась Великая Отечественная война, из сибирских сел на фронт стали уходить мужчины. Из Созоново воевать с фашистскими захватчиками ушли 128 человек. Село опустело, а колхоз имени Ленина лишился мужских рук. Некому было поначалу работать на тракторах и автомобилях.

С автомобилями вопрос решился сам собой: их на балансе колхоза было всего два и оба с водителями отправились на фронт. А как заменить 10 трактористов?

В Созоново проблему с кадрами механизаторов решили одними из первых в районе. И в этом деле не последнюю роль сыграл председатель колхоза Иван Панфилов. Иван Михайлович лично уговаривал девушек поехать учиться на трактористок. После трех месяцев обучения в село возвращались готовые работать на колесных тракторах девчата.

Но людей не хватало и на других работах. Частично эта проблема решилась в 1941 году с прибытием в Созоново эвакуированных не по своей воле семей немцев из Поволжья. А затем помощь пришла, откуда не ждали: ее предложили пионеры Созоновской начальной школы.

Казалось бы, что могут самостоятельно сделать10-11-летние ученики 3-4 классов? Заведующая школой Т.И.Соколинская и пионервожатая А.М. Поспелова убедили руководство колхоза, что пионеры не подведут старших товарищей и будут в меру своих детских возможностей трудиться на полях колхоза, внесут свой вклад в Победу над фашизмом.

Созоновская начальная школа в годы войны располагалась в здании старого магазина и вмещала 100-120 учеников. Когда в село прибыли дети из осажденного Ленинграда, помещений для занятий не хватало. Тогда было принято решение разместить классы в школьном флигеле и в двухэтажном здании неподалеку от школы.

В годы войны учителями в школе работали Е.Е.Носова, А.М.Поспелова, А.И. Богдашина, Н.В.Титова. Заведовала школой Т.И.Соколинская.

Везде нужны заботливые руки

Весной и осенью мальчишки из 4-х классов пахали колхозные поля. В это трудно поверить нам, ныне живущим. Ведь управлять лошадью с плугом в поле даже взрослому мужчине тяжело, а что говорить про 10-летнего школьника. Многих колхозных лошадей отправили на фронт, остались слабые и больные. Вспашка полей была непосильной для детей работой. Порой из-за плуга пахаря не было видно, но дети военных лет справлялись с этой обязанностью.

Конечно, основную вспашку колхозных полей производили тракторные женские бригады, но дети, большинство из которых были пионерами, тоже вносили свою лепту в выращивание хлеба для фронта. Пионеры 4-го класса Анатолий Климшин, Александр Богдашин и Григорий Климшин были лучшими на вспашке полей.

На боронование выходили 3-4 классы вместе с учителями. Ради этого школьников освобождали от занятий на 3 дня. Боронили поля на коровах, быках и лошадях. Работали посменно с 7 утра до 7 вечера. График был составляли учителя, а общий контроль осуществляла пионервожатая Антонина Поспелова. Она все 12 часов была вместе с детьми в поле.

По субботам и воскресеньям в летнее время школьников привлекали на прополку зерновых культур. Особенно усердно дети трудились на прополке пшеницы. Из зерна пшеницы выпекался хлеб для бойцов Красной Армии. Детям взрослые внушали, что этот хлеб будет доставлен их отцам и дедам на фронт. Тогда вся страна работала под лозунгом: "Все для фронта, все для победы".

Школьники заготавливали веточный корм для колхозного стада: летом – березовые веники, а зимой – хвойные ветки.

Мальчиков и девочек 3-4 классов учителя и родители научили вязать носки, рукавицы, шарфы и шить кисеты для солдат. Пряжу из овечьей шерсти готовили детям родители, а на школьных занятиях по труду в зимнее время пионеры вязали подарки фронтовикам и отправляли их бойцам Красной Армии.

Под гитару и балалайку

Пионеры из Созоново были активными организаторами и участниками художественной самодеятельности. Под руководством учителей они ставили пьесы по произведениям русских и советских классиков, инсценировки на военную тематику и про колхозную жизнь. На уроках пения разучивали песни и выступали с концертами перед колхозниками на полевых станах и на фермах.

В начальной школе имелся свой инструмент: гитара, мандолина и балалайка. Пионер Паша Мехряков хорошо играл на баяне и учил этому сверстников. На переменах в школе звучала музыка, и дети даже танцевали, как умели.

На стене висел радиоприемник, и как только звучали сводки "Совинформбюро", дети затихали и внимательно слушали новости с фронта. Каждое успешное наступление Красной Армии было радостью для всех. Дети внимательно вслушивались в слова диктора, ведь на фронте у каждого воевали отец, дедушка дядя или брат.

За годы войны погибли на фонте или пропали без вести 80 созоновцев. Появилось много вдов и детей-сирот, которые нуждались в поддержке. И здесь на помощь односельчанам пришли пионеры. Под руководством пионервожатой они составили список, чьи семьи нуждались в помощи в первую очередь. Зимой после уроков дети кололи вдовам дрова, носили воду, ухаживали за домашним скотом, а девочки помогали нянчить малышей и писать письма.

Весной отряд пионеров помогал вдовам Созоново вскопать огород и посадить картофель, а осенью – убрать урожай.

Тимуровцы оказывали помощь односельчанам не ради отчетов, а по велению своего горячего сердца.

Без тетрадок и чернил

Дети военных лет быстро взрослели, они выполняли порой вполне мужскую работу, валились от усталости, но находили в себе силы вновь и вновь встать на ноги, чтобы выполнить порученное. Они видели, как без выходных работали их родители, получая на колхозные трудодни по 150-200 граммов хлеба в сутки.

В сельской местности часто случались перебои с мылом, спичками и керосином, нечем и не на чем было писать.

"У созоновских детей в годы войны недостаточно было учебников, тетрадей, перьев для ручек и чернил. Дети в школе писали на кромках газет, на грифельных дощечках, а то и углем на березовой коре. Школьный учебник был рассчитан на 7 учеников. Поэтому приходилось заниматься по очереди. Чернилами для ручек служили свекольный сок, сок ягод крушины, а порой и сажа из деревенских печей. Нехватка школьных принадлежностей, одежды, обуви не мешала детям учиться. Мы, учителя, удивлялись, откуда у них столько силы и терпения", – вспоминала после войны учительница местной школы Екатерина Ефимовна Носова.

Что касается атрибутов пионерской организации, то все они имелись в небольшом количестве. Красное знамя пионерской организации, горн и барабан хранились в учительской – в годы войны у пионеров отдельной комнаты не было. Даже красные галстуки были не у каждого пионера. В большинстве случаев родители шили их из хлопчатобумажной ткани, окрашенной в яркий красный цвет кумача.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Краеведение"

comments powered by HyperComments