А было ли самосожжение?
- 10 апреля 2022, 15:02
- Владимир КАЛИНИНСКИЙ
- Краеведение
А было ли самосожжение? 335 лет назад, 27 марта 1687 года, в деревянном храме села Каменка произошел пожар. Краевед Владимир Калининский представляет свою версию событий.
Коломенка на Каменке
Старинное село Каменка расположено на Ирбитском тракте: с одной стороны – на берегу реки Туры, а с другой – в устье реки Каменка.
По данным Дозорной книги за 1623 г., этот населенный пункт назывался селом Коломенка. В первой переписи 1623 г. письменный голова Зловидов и подьячий Салтанаков отметили в Тюменском уезде 99 деревень и одно село Коломенка.
В селе было 6 домов посадских граждан и один двор местного попа, с которым проживали диакон и пономарь. Первые переселенцы в село прибыли, вероятно, из г.Усолье на реке Каме Пермского края. Усольские мужики, видимо, и назвали свое поселение Коломенка, что означило в их местах вид речного беспарусного судна. Но это название не прижилось, и позднее село стали называть по имени местной речки Каменки.
А вот деревянная церковь, похоже, была построена переселенцами. Это была первая церковь в Тюменском уезде. Появление храма в населенном пункте придало ему статус села, был создан церковный приход. А чуть позднее образовалась и Каменская волость. Волость – самая малая административная единица в царской России, куда входило население нескольких деревень.
Крестьяне села Каменка и прилегающих деревень обрабатывали пашню на своих земельных участках, сеяли пшеницу, овес, а под зиму высевали озимую рожь. Местные мужики служил, в Тюмени ямщиками и, оформив документы для получения статуса государственного извозчика. Это приносило им дополнительные доходы. Ведь во время ежегодных летних и зимних ярмарок требовалось перевозить большое количество грузов. Деревенские люди кормились в основном от земли, но искали и другие способы заработка. Деревня всегда надеялась на себя и не ждала манны небесной.
Старообрядцы в Сибири
В 1654 г. произошел церковный раскол в Русской Православной церкви. Патриарх Никон при поддержке царя Алексея Михайловича решил провести реформу богослужебных книг на греческий манер. Идеологами реформы предлагалось внести изменения в церковные распорядки и ведение церковных служб. Это привело к волнениям и недовольству верующих, и даже самого духовенства.
Восстания народных масс, требующих отмены церковной реформы, прокатились по всей стране, но были жестоко подавлены регулярными войсками. Патриарх Никон лично благословлял солдат Русской армии на подавление недовольства верующих. Это привели к тому, что приверженцы старых порядков не принявшие реформы патриарха Никона, вынуждены были скрываться по глухим и необжитым краям государства российского. Много церковных изгнанников осело на Урале, в Западной и Восточной Сибири. Они селились в глухих местах вдоль сибирских рек: Исети, Пышмы, Кармака, Туры и Тобола.
Вот и в границах Тюменского уезда осело в те годы немало старообрядцев. Они жили обособленно, возделывали пашню, сеяли пшеницу, разводили и выращивали домашний скот. Раскольники, как их тогда называли, не вступали в контакты с местными жителями, сторонились светской и духовной власти. Но и здесь, в далекой Сибири, раскольников склоняли к новой вере, а если они отказывались ее принять, то местная власть оформляла на них двойную подать или двойной подушный налог.
Но, несмотря на все невзгоды, староверы-переселенцы пытались обустроить свою жизнь. Так, в деревне Космаковой Успенской (Кармакской – авт.) волости они имели даже свой молельный дом. Об этом автор уже рассказывал в статье "Космаковские староверы" за 31 января 2012 года в газете "Красное знамя".
В ночь на Пасху
Сегодня наш рассказ об умышленном поджоге церкви в селе Каменка в 1687 году. По моему мнению, 27 марта по старому стилю (14-го по новому стилю) 1687 года в Сибири произошел первый террористический акт на почве церковного раскола.
Почему-то многие тюменские авторы посчитали, что в Каменке собрались раскольники в количестве 400 человек и устроили в православном храме самосожжение. Вначале об этом факте упомянул Александр Иваненко в своей книге: "85 лет Тюменскому району", изданной в 2008 году. Александр Стефанович пишет: "В 17-м веке в селе Каменском появились христиане-раскольники, хранители старой веры, но и здесь их преследовали местные власти, принуждая принять новую веру. В качестве протеста староверы избрали самосожжение, причем проводили это массово. Известно, что в 1687 г. в день Пасхи в Каменской церкви сожглись 400 человек. Ужасный протест".
Обозреватель Владимир Поротников в газете "Красное знамя" за 20 января 2019 г. в своей статье "Самосожженцы" пишет: "Первая и самая крупная гарь на территории Тюменского уезда была в 1687 году в Каменке. Тогда около 400 раскольников, бежавших в Сибирь от гонений никонианцев, в знак протеста прибегли к самосожжению, запершись в деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы". И этот автор говорит о 400 сгоревших в церкви села Каменка.
Почему же раскольники в таком количестве вдруг оказались в православном храме? Ведь они были отлучены от православной церкви и преданы анафеме самим патриархом Никоном. Отлучники боялись ступить на порог православного храма, потому что считали, что там правит Антихрист. А после 1666 года, по мнению раскольников, там служили одни слуги Антихриста.
Предоставим слово церковному историку, кандидату богословских наук, магистру теологии, духовному писателю и протоиерею Иоанну Сырцову (1837-1919). По служебным делам он не раз бывал в Тобольске, изучал историю сибирских старообрядцев. В 1878-1880 гг. И.Я.Сырцов служил учителем церковной и общей истории в Тобольской духовной семинарии и Тобольском епархиальном училище. Он публиковал свои статьи в газетах и журнале "Тобольские епархиальные ведомости" ("ТЕВ").
Вот что написал Иоанн Сырцов в журнале "ТЕВ" от 1 августа 1887 года: "В сибирской летописи от 27 марта 1687 года описан следующий факт: "Тюменского уезда в село на Каменке собралось на 27 марта к пасхальной утрени из разных деревень православных жителей обоего пола до 400 человек. В полночь началась в церкви Покрова Пресвятой Богородицы утреня. Во время самого торжества вдруг церковь, переполненная до крайней тесноты народом, загорелась, снизу из-под трапезы и паперти. В несколько минут огонь проник в самый храм и загородил выход. Народ бросился к окнам, и некоторым действительно удалось выскочить из пламени, но зато убились до смерти от падения на землю с большой высоты, и немногие только отделались увечьями. Все остальные, до 250 человек, погибли в пламени вместе с причтом (священно-церковные служители церкви – авт.). Виновниками этого ужасного пожара в светлый Христов праздник, когда все смертные приглашались к всеобщей радости и любви, были раскольники, подбросившие и воспламенившие под церковью порох".
Стало быть, в деревянную церковь тогда собрался православный народ, а не раскольники, да еще в таком количестве.
Если бы в храме было 400 раскольников, разве они стали бы выпрыгивать в окна? Ведь к акту самосожжения раскольники готовятся основательно и принимают смерть смиренным образом.
В храме тогда находился весь православный причт: настоятель церкви, диакон и пономарь. Служители церкви погибли в пламени вместе с деревенским православным народом, как об этом повествует сибирская летопись.
Возможно, многие погибли в этом аду целыми семьями, а то и всей деревней. Деревни тогда состояли всего из нескольких крестьянских дворов.
Кто взорвал порох?
Вопрос остается открытым: кто занес в подвал Покровского храма бочки с порохом и кто в нужное время поджег его, тем самым совершив чудовищный террористический акт?
Можно предположить, что раскольники договорились со сторожем церкви или запугали его до смерти, чтобы заполучить ключ от церкви. Загодя подвезли и бочки с порохом, а в полночь, когда собрался православный народ в церковь, чтобы встретить Светлую Пасху, раскольник-смертник в подвале храма зажег порох.
Заряд был подложен грамотно, так, чтобы основная ударная сила и пламя перекрыли путь верующим через дверь на улицу. Именно в этом месте стены здания загорелись в первую очередь. Люди, оглушенные взрывом, поначалу, видимо, побежали по лестнице вниз, к выходу из горящего здания. Но, по всей вероятности, увидев в огне весь первый этаж, вернулись, давя друг друга на уцелевший пока еще второй этаж. Люди ломились в окна, а после, пытаясь спасти свою жизнь, выбрасывались на землю.
Историк, Иоанн Сырцов в журнале "ТЕВ" от 1 сентября 1887 года сообщает: "… Большая часть старообрядцев предпочитала оставаться "потаенными" раскольниками во избежание двойного оклада (налогов и сборов от государства – авт.) и тех притеснений, какие делались записным раскольникам со стороны духовных и гражданских представителей власти. В этом укрывательстве раскольникам помогали иногда и приходские священники, записывая явных раскольников в число православных, чтобы большим числом в своем приходе раскольников не навлечь на себя гнев и преследование со стороны строгих тобольских митрополитов и консистории".
Возможно, именно "потаенные" раскольники, проникшие в церковь в пасхальную ночь, и стали виновниками этой трагедии.
А сгорела ли сама церковь в ту страшную ночь 27 марта 1687 года? Ответ найден в хронологическом обзоре церковно-исторических событий Сибири на 1 апреля 1884 года: "…1687 г. в Тюменском уезде в с. Каменка, в 20 верстах от Тюмени, на день Св. Пасхи собрались к заутреннему пению всяких чинов люди, тутошние жители и из уездов, с женами и детьми человек ста четыре (400 – авт.). Во время того утреннего пения церковь под трапезной и под папертью внутри загорелась великим огнем одного часу со святыми иконами и с церковной утварью и со всеми людьми сгорела. Знатно умыслом противников церковных и мятежников – раскольников сие учинено…".
Теперь можно точно сказать: деревянный храм в селе Каменка сгорел 27 марта 1687 года. В огне погибли 250 православных из окрестных деревень.
На снимке: каменный храм в Каменке. Деревянные сгорел 335 лет назад.