Исполнилось 100 лет со дня рождения Георгия Яковлевича Сотникова

Георгий Сотников: фронтовик, педагог, созидатель

Пятого мая исполнилось 100 лет со дня рождения Георгия Яковлевича Сотникова. Он не был уроженцем Успенки, но оставил в этом селе такой заметный след, что его вполне можно считать знаковой фигурой не только для этого населенного пункта, но и для всего Тюменского района.

О Георгии Яковлевиче вспоминают его коллеги, ученики, жители Успенки.

"Казалось, он жил в школе"

Эльвира БАБУШКИНА, учитель немецкого языка:

- Годы под руководством Г.Я. Сотникова были лучшими годами моей школьной жизни.

1970 год, новое здание школы, новый директор. Утром первым нас встречал он, Георгий Яковлевич. Он не говорил "здравствуйте", он низко склонял голову, показывая нам своё уважение. Это было очень неожиданно, непривычно, но очень приятно.

Когда мы приходили на занятия, он уже был там. Вечером, когда мы уходили, он был ещё на работе. Казалось, что он жил в школе. Это была его жизнь, он не работал, он жил этим. Всем своим обликом, манерой держаться, говорить он вызывал к себе уважение и доверие. Он замечал всё, для него никогда и ничто не было мелочью, незначительным. Оформление кабинетов, цветы на окнах, красивые шторы, чистота и порядок – всё это было его заслугой. Он мог в течение дня и похвалить и пожурить, но делал он это всё так тактично, так обоснованно, что становилось неловко перед ним. А как дорога была его похвала!..

Он от природы был талантливым педагогом и методистом, обладал аналитическим складом ума. За что бы ни брался, о чём бы он ни мечтал, он всё доводил до логического завершения.

Георгий Яковлевич был настоящим патриотом своей страны, области, района, села. Он очень хотел, чтобы мы знали всё о крае, в котором живём, и гордились им. Он интересовался и знал обо всех достижениях нашего района и села.

Мне посчастливилось с ним и И.А.Киселёвым побывать в Волгограде и посетить места Сталинградской битвы. Там я увидела Георгия Яковлевича совершенно другим человеком. Он был молчалив, сдержан, собран. Лицо его было бледным. Он вновь переживал эти страшные годы войны. Внимательно слушая экскурсовода, он долго всматривался во все фотографии и фамилии ушедших в этой битве. А на Мамаевом кургане он стоял, не шелохнувшись, отдавая дань уважения своим однополчанам, не вернувшимся с войны. Это было очень тяжело!!! Георгий Яковлевич никогда не кичился своими наградами, но горой стоял за всех ветеранов, стараясь увековечить их память.

Я счастлива, что в моей жизни был такой Человек. Пока я живу, я сохраню эту добрую память о нём.

"Профессия, которую ты получаешь, – это аванс…"

Любовь ДЕДУН, учитель русского языка и литературы:

- Георгий Яковлевич был разным: очень строгим, требовательным и снисходительным, серьёзным и смешливым, умеющим заразительно, от души смеяться. Он беспредельно любил Родину, дорожил всем, что связывало его с фронтовыми товарищами, военной порой. Постоянно стремился к лучшему, был оптимистом, во всё вникал и вырабатывал своё мнение обо всём.

В первые же дни моей работы в Успенской средней школе я почувствовала дружелюбное отношение к молодым учителям, а Георгий Яковлевич нас по-отечески опекал и всячески поддерживал. Он любил посещать уроки начинающих, говоря, что хочет поближе познакомиться, получить представление о тебе, как о педагоге и о человеке. Всегда чисто выбрит, опрятен, подтянут, он устраивался за последней партой, чуть подавшись вперёд, живо реагировал на происходящее. Иногда привставал, прикладывал ладонь к уху, чтобы расслышать тихий ответ ученика, улыбался или поднимал брови в недоумении. Ему всё было интересно. Бывало, Георгий Яковлевич на уроке вставал, мог пройтись между рядами парт, сцепив руки за спиной. То заглядывал в тетради учеников, то подходил к классному уголку и внимательно изучал его, потом возвращался на своё место и аккуратно закрывал тетрадь для записей. Всё, думалось в ту минуту, провал!

Но как Георгий Яковлевич анализировал уроки! Он всегда начинал с похвалы: "Молодец! Молодец!". А уж потом о череде неудачных моментов и методических промахах. Прощаясь, обязательно что-нибудь ободряющее скажет, и настроение поднимается, руки не опускаются. Одним словом, наш директор умел делать замечания, умел хвалить того, кого проверял, вселяя надежду и уверенность.

Не помню, чтобы Георгий Яковлевич распекал молодого учителя публично. Он предпочитал решать проблемы в частном порядке, не травмируя психику человека. Мы всегда ощущали уважение к себе.

Был случай, когда группа молодых учителей не выполнила требование директора, считая его несправедливым. Георгий Яковлевич вызвал меня и стал стыдить, совершенно не желая слышать ни объяснений, ни оправданий. Вспылив, я выскочила из кабинета, громко хлопнув дверью…

На другое утро Георгий Яковлевич вошёл в мой кабинет и сразу заговорил: "Ну ладно, я погорячился, ну уж и вы тоже…" Не дав ему договорить, я извинилась, раскаялась… Конфликт был погашен. Георгий Яковлевич всегда щадил начинающих учителей и верил в них.

На всю жизнь запомнила его слова: "Профессия, которую ты получаешь, – это аванс, надежда Родины на то, что ты будешь трудиться всё лучше и лучше!"

И Успенка преобразилась

Валентина ПОПОВА, учитель истории Успенской школы:

- Летом 1970 года в Успенскую среднюю школу был назначен директором Сотников Георгий Яковлевич. Ему было 49 лет.

Наша школа располагалась в нескольких зданиях, а новая была не достроена. За два месяца было сделано всё, чтобы наши школьники стали учиться в новых условиях. В последний день августа перевезли парты, стулья, доски – всё, что потребуется для учебного процесса. Вечером при свете двух керосиновых ламп (электричество не было подключено) мы провели первый педсовет. На следующий день возле клуба прошла первая школьная линейка. Георгий Яковлевич, волнуясь и прихрамывая (он был участником войны, ранен в ногу), долго говорил с родителями и учениками. Так началась наша работа с новым директором.

Школу со всех сторон окружал пустырь. Сразу началось озеленение территории. После уроков старшие ученики по составленному плану копали ямы для деревьев, другие из леса привозили саженцы, в основном берёзы. Классные руководители и директор всегда были рядом, Георгий Яковлевич уходил последним, проверив всю работу.

Озеленением занимались несколько лет. Вокруг школы и даже возле домов растут теперь такие деревья и кустарники: берёзы, тополя, яблони, акации и даже голубые ели.

Появились первые традиции. Последний звонок начинался так: выпускник передавал своё дерево или два первокласснику, который следил за деревом. Вокруг школы появились клумбы, сажали цветочную рассаду, которую класс вырастил. Всё лето дежурные поливали свою клумбу.

Наша школа стала самой озеленённой в районе. В этом огромная заслуга нового директора. Он смог совхоз повернуть лицом к школе, иначе столько деревьев без транспорта не смогли бы перенести. А осенью школа помогала совхозу собрать урожай картофеля и турнепса, за труд школе перечисляли деньги, и школьники ездили по местам боевой славы в разные города страны.

Отдельно хочется рассказать о трудовом лагере. Только наш директор сумел приобрести для него дачки – маленькие домики. В каждом стояли кровати, тумбочка. Работала столовая, построили танцевальную площадку. День начинался с зарядки, подъема флага и линейки. Для каждого звена директор писал наряд, где указывал объем работ. Лагерь располагался в нескольких километрах от Успенки, в живописном месте на берегу реки. Мы, учителя, работавшие в лагере, с удовольствием ходили на работу.

В лагере каждый подросток учился добросовестно выполнять порученное ему дело, вовремя оказать помощь и поддержку одноклассникам, отвечать за свои поступки.

Возле школы был сад, где росли смородина и малина. Весной и осенью сад обрабатывали, собирали ягоды, продавали и на вырученные деньги что-то покупали для школы.

Много внимания уделялось тимуровскому движению. У каждого класса была своя зона пионерского действия. Ученики убирали снег, приносили в дом воду, оказывали и другую помощь.

К 25-й годовщине Великой Победы в школе началась поисковая работа. Собирали материалы об участниках войны и открыли комнату боевой славы. Она стала основой музея.

Георгия Яковлевича помним не только мы, учителя, работавшие с ним, но и все жители Успенки. По его инициативе улица Роговик была названа именем 1-го председателя колхоза "Новый путь" Льва Ивановича Попова. Под его руководством на берегу реки Кармак было высажено много разных деревьев, и это место было названо Парком Победы.

Человек слова

Ольга БЕЛОВА, учитель начальных классов:

- Помню первую встречу с этим замечательным руководителем, когда я пришла устраиваться на работу в августе 1973 года.

Георгия Яковлевича интересовали все подробности о моей семье: "Есть ли жильё? Где работает муж? Возраст детей? Какие планы на будущее? Надолго ли к нам в Успенку?" Он знал всё о своих коллегах. Оказалось, что в Успенке мы навсегда.

Георгий Яковлевич был трудоголиком, человеком энергичным, целеустремлённым и справедливым. Это был человек слова: пообещал – сделал, чего требовал и от всех нас.

Интересно, содержательно проходили педсоветы, политинформации, производственные совещания, открытые уроки, праздники.

Конечно, наш директор высказывал своё мнение, подсказывал идеи, настраивал коллектив на позитив.

Георгий Яковлевич Сотников был надёжным, мудрым руководителем, поэтому работалось в школе спокойно, комфортно, уверенно.

Раида БРУШКИЕНЕ, старшая пионервожатая:

- Судьба подарила мне несколько встреч с Георгием Яковлевичем Сотниковым. Знакомство состоялось в 1968 году, когда я приехала в Ярковский роно, которым он заведовал. Просмотрев мою трудовую книжку, он заметил, что наслышан о моей работе, читал заметки об этом в газете "Тюменская правда". Этот человек располагал к себе, и незаметно беседа стала доверительной. Уже первый приём оставил в моей душе уважение. Так я была принята в Покровскую среднюю школу учителем начальных классов.

Спустя годы я снова оказалась в родном селе и случайно встретилась с Георгием Яковлевичем. Он меня узнал, расспросил и предложил место пионерской вожатой в Успенской средней школе, где он был директором. Поинтересовался, обеспечена ли я жильём, и обещал решить этот вопрос.

Даже такие мимолётные встречи дали ясное представление о том, каким целеустремлённым, доброжелательным человеком и знающим, крепким руководителем был Георгий Яковлевич Сотников.

С вещмешком на Невский пятачок

Рашит РАЕМГУЛОВ, ученик Г.Я.Сотникова, ныне известный тюменский врач-невролог:

- Не знаю, почему Георгий Яковлевич позвал с собой в поездку в Ленинград меня, ученика 6-го класса, который тогда и рюкзак-то большой еще носить не мог. К слову сказать, когда я в конце путешествия взваливал себе на плечо огромный рюкзак с фрагментами оружия, осколками мин, гильзами, то в пути мне приходилось часто останавливаться, хотя я был деревенский мальчик... А Георгий Яковлевич, у которого мешок был вдвое тяжелее, еще помогал мне. Как будто снова став солдатом с вещмешком…

Когда мы прилетели в Пулково под утро, все места в аэропорту были заняты, кроме найденного моим директором единственного стула. И он тогда сказал: "Постели газету и ложись на пол". Так и спали: солдат в позе кучера, с большим мешком, и мальчик на полу рядом с ним на газете "Правда".

…Что чувствует человек, который несколько раз умирал, день за днем, месяцами лежа в окопах, в бесконечных болотах, каждый день, который мог быть последним, и каждая минута, и вот он здесь, в том же окопе, в том же болоте, только живой и спустя 40 лет? Вот этого Георгий Яковлевич не рассказал мне. Он знал, что ребёнок не поймёт... Да и никто не поймёт.

…Нас арестовали с директором в первый же день нашей поездки, когда мы на берегу Невы, на том самом Невском пятачке, объявили музейные раскопки открытыми. Да не тут-то было! Первый же милицейский экипаж, проезжающий мимо (а копали, конечно, прямо у дороги), арестовал нас и изъял "орудие преступления". Вот здесь произошло то, что, боюсь, уже не произойдёт в нашей новой реальности.

Как только милиционер узнал, что перед ним ветеран войны, который воевал прямо на этом поле, он извинился, сказал, что не имеет права сейчас отдать наши саперные лопаты, но приглашает нас завтра в отделение забрать лопаты и все, что захотим взять со склада изъятых у местного населения артефактов войны. Еще раз извинился и оправдываясь, сказал: он не хочет, чтобы ветеран, прошедший столько дорог, подорвался вместе с внуком на этом поле, где через 40 лет после войны все еще происходят взрывы боеприпасов.

Вы видели воронку от авиабомбы? Авиабомба 40-х годов при разрыве делая озерцо размером с четверть футбольного поля!!! И вот теперь представьте: поле до горизонта сплошь из "озерков" от авиабомб. Среди всего этого лежали, зарывшись в землю, наши солдаты. И умирали. И вставали, и снова шли, и снова умирали. Местные жители до конца 50-х каждую весну закрывали дома от нестерпимого трупного запаха. Это цена войны!

Мы ездили из деревни в деревню, из посёлка в посёлок. В каждой деревне – братская могила на 10 тысяч человек. Почему-то в каждой по 10 тысяч человек или, может, я так запомнил. И снова деревня, и снова 10 тысяч человек, и снова музей. В одном из музеев нам подарили противотанковое ружьё. Поднять я его, смог, но мой ветеран посмотрел на меня и на орудие и ... пришлось оставить ружьё. Кажется, это и было Синявино, то самое, рядом с которым Синявинские болота, места самых жестоких столкновений.

Георгий Яковлевич был гениальным педагогом. Каждое его слово, каждый жест – это слово и жест педагога. По вечерам мы вместе писали дневник поездки. Он о чем-то рассказывал, я записывал в свой дневник. Вспоминал: как ни странно, многое бывало, но кормили солдат почти всю войну нормально. Была американская тушенка. Если не отставала, то горячая полевая кухня. Говорил, что часто погибали от глупости. Идёт рота по городку, только что отвоёванному где-то в Европе. Идут строем, а кругом из каждого двора свисают яблоки с деревьев. Не выдержал один, схватил ветку – и взрыв.

Несколько поколений выросло без ощущения войны. Нашему советскому поколению еще понятен трагизм произошедшего. Новому уже нет. Возможно, это хорошо. Значит, не зря воин Георгий Яковлевич лежал в воде в болоте, шёл по Европе и в течение всей жизни трудился так, как будто это его последний день. Пусть будет мир без войны. Он, мой ветеран, это заслужил.

А саперную лопатку свою я до сих пор затачиваю так, как Он меня научил…

Прикоснуться к истории

Елена РОМАНОВА (ДУБРОВИНА), член кружка "Юный краевед" в 1985-1986 гг.:

- Георгий Яковлевич Сотников… Много сил и энергии отдавал он работе с молодым поколением успенцев. Тонко и мудро мог объяснить, увлечь. У него была особая миссия – не дать будущим поколениям забыть историю своей страны, малой родины, своего села.

Посещая кружок юных краеведов в середине 80-х годов, мы могли прикоснуться к прошлому не как посетители: в зале Боевой славы примерить на себя каску солдата, покрутить ручку рации, подержать в руках оружие, медали и ордена наших земляков и потрогать его костюм с орденскими планками. В "Этнографическом зале" – определить на вес, какой из чугунных утюгов тяжелее, обязательно услышать звон колокола, дёрнув за верёвочку, покачать люльку, подвешенную к потолку.

Никогда Георгий Яковлевич нас за это не ругал, хотя был временами строгим, но в то же время справедливым человеком (ведь это экспонаты, которые нельзя трогать руками!), наоборот, старался рассказать их историю, предназначение, как они попали в музей. И мы ещё с большим интересом старались привести в порядок те предметы, которые приносили жители Успенки и близлежащих деревень в музей. Особенно нам нравилось, когда Георгий Яковлевич рассказывал, как ездил на раскопки на Невский пятачок.

Благодарю судьбу за то, что имела возможность общаться с таким человеком: мудрым, трудолюбивым, умеющим любить и понимать детей, готовым отказаться от отдыха ради общения с детьми.

Доходчиво о сложном

Галина ВИКУЛОВА, ученица Г.Я.Сотникова:

- Мы, ученики, очень уважали Георгия Яковлевича. На переменах все дети шумят, бегают по коридорам. Но как только открывается дверь из кабинета директора, все сразу же переходят на спокойный шаг.

Однажды я шла по коридору. Георгий Яковлевич подошел ко мне, и как бы между делом рассказал, чем отличаются лампы дневного света, установленные в коридоре, от ламп накаливания. Выслушав эту информацию, я о ней забыла на долгие годы. Вспомнила лишь тогда, когда мне пришлось работать с программой по энергосбережению, а прошло с того времени около тридцати лет. Этот разговор сам "всплыл" в моей памяти, и тогда я задумалась, как Георгий Яковлевич смог это до меня донести не на уроке физики, а в коридоре, сопроводив меня до двери столовой?..

"На первом месте – трудовое воспитание"

Владимир НИЗОВСКИХ, директор совхоза "Успенский" с 1968 года по 1980 годы:

- С Георгием Яковлевичем Сотниковым я впервые повстречался в селе Ярково в 1959 году, когда меня, 20-летнего, избрали первым секретарём Ярковского райкома комсомола, а Георгий Яковлевич (ему тогда было 38 лет) работал директором средней школы.

Добрые советы, касающиеся работы с молодежью, я получил именно от Георгия Яковлевича, в этом плане он мне сильно помог. Мы проводили вместе все молодежные соревнования, спортивные мероприятия, субботники.

В 1964-м, меня перевели в Успенку, а в 1968-м я стал руководителем совхоза "Успенский". Когда началось строительство новой школы, я пригласил Георгия Яковлевича перебраться в наше село. Сотников приехал, посмотрел, ему понравилось. Я пообещал, что в новом строящемся доме будет ему квартира. И Георгий Яковлевич дал согласие. Его привлекало все: строительство Дома культуры, новая школа, перспективы. Он ратовал за строительство памятника на территории школы, хлопотал за стадион и сад возле школы, и успевал следить за всеми работами. И, несмотря на то, что был атеистом, очень помогал в восстановлении церкви.

Строительство памятника было задумано к 30-летию Победы, нужно было успеть до 9 Мая, и Георгий Яковлевич не выходил из моего кабинета, в 7 часов утра – он уже в совхозной конторе. Памятник павшим – это большая заслуга Сотникова.

Крепла связь школы и совхоза. Я был частым гостем в школе, Георгий Яковлевич – частым гостем на производстве. Сотников хотел, чтобы дети помогали селу и хозяйству. Предложил: давай построим палаточный лагерь. Приняли решение сделать деревянные домики. Лес у нас был, заготовили материал, и в столярном цехе совхоза закипела работа. Для лагеря труда и отдыха были доставлены домики у Плишкинской мельницы, на берегу реки Кармак. Красивое место! Каждое лето там жили ребята, все спортивные мероприятия, культурные, проводились на территории лагеря. А в первую половину дня дети пропалывали корнеплоды, работали на ремонте школы, на кирпичном заводе в селе. Всё, что построено в Успенке, было из кирпича, который изготавливали в совхозе: жилые дома, школа, дом культуры, фермы, гаражи, склады, контора.

Лагерь детям очень нравился, и я, и Георгий Яковлевич посещали его каждый день. Этот лагерь – инициатива Сотникова. Трудовое воспитание у Георгия Яковлевича было на первом месте.

"Он имел огромный авторитет…"

Юрий МОЛОДКИН, секретарь парткома совхоза "Успенский":

- Вот уже 26 лет прошло с тех пор, как ушёл от нас Георгий Яковлевич Сотников. Замечательный был человек. Мы с ним жили на одной площадке, были соседями, часто встречались, вели разговоры по разным вопросам. Он имел огромный опыт в педагогической и воспитательной работы. В то время я учился в заочной Высшей партийной школе при ЦК КПСС, неоднократно обращаясь к Георгию Яковлевичу по непонятным мне вопросам, и всегда получал простые, доходчивые ответы.

Он имел огромный авторитет среди учащихся и жителей села. Его все уважали. В школе стремился применять прогрессивные методы обучения и воспитания детей, а также взрослых. Как-то разработал обязанности отцов и провёл интересное собрание.

Он принимал активное участие в деятельности совхоза, а также в разработке и создании обелисков погибшим в годы Великой Отечественной войны в Успенке и Чаплыке. Был главным организатором создания Успенского музея, восстановления Успенской церкви.

На своём юбилее, посвященном 60-летию со дня рождения Георгий Яковлевич сказал, что не знает, чем будет заниматься, находясь на пенсии. На это ему Кирилл Кириллович Десятников, заместитель председателя райисполкома сказал: "А ты жалобы пиши, к тебе всегда будут приезжать начальники, будут с тобой по ручке здороваться, спрашивать, как поживаешь, Георгий Яковлевич?"

Находясь на пенсии, Георгий Яковлевич жалобы писал и без дела не сидел, а вёл серьёзную работу по созданию музея, восстановлению церкви. В связи с этим неоднократно ездил в Тюменский и Тобольский музеи, беседовал со старожилами, собирал экспонаты. А первыми посетителями музея стали председатели райкомов профсоюза работников сельского хозяйства Тюменской области.

Все, кто знал Георгия Яковлевича Сотникова – фронтовика, заслуженного учителя Российской Федерации отмечают его человечность, тактичность, добропорядочность к людям, честность и добросовестность к исполнению обязанностей.

Пароль: "Музей. Сотников"

Елизавета АРХИПОВА, бывший председатель профсоюзного комитета совхоза "Успенский":

- Увидев Георгия Яковлевича Сотникова на первой линейке, я поняла, что в школу пришёл настоящий хозяин. Строгий, любящий порядок и дисциплину.

А потом он всех нас покорил тем, что стал заниматься озеленением не только территории школы, но и всего села. Под его руководством заложен парк Победы. На улице Коммунаров появилась аллея, которая украшает сегодня въезд в Успенку.

А сколько сил приложил к тому, чтобы высадить огромное количество саженцев смородины, малины! Вырос настоящий школьный сад, где работали учителя, дети и сам директор. Жители села собирали здесь ягоды и платили деньги, которые поступали в бюджет школы.

Ежегодно осенью учащиеся помогали совхозу "Успенский" убирать урожай картофеля и овощей. А летом работала школьная производственная бригада, труд детей на совхозных полях тоже оплачивался. В итоге каждое лето или в зимние каникулы ребятишки ездили по городам Советского Союза. Сколько было впечатлений!

Радовал глаз и пришкольный участок, где дети выращивали овощи для школьной столовой, за счёт чего удешевлялись обеды.

Георгий Яковлевич часто приходил в совхозную контору: просил транспорт, молоко, мясо и т.д.

К слову, молоко и мясо для детей отпускалось самого лучшего качества.

Достигнув пенсионного возраста, Г.Я. Сотников не сидел без дела ни одного дня. Он начал заниматься сбором экспонатов для музея. Задумав организовать залы, посвященные Тюменскому району, пригласил меня в музей на работу. Я с удовольствием ездила по предприятиям и учреждениям района, разговаривала с руководителями, с работниками. Встречали меня очень доброжелательно благодаря "паролю": "Музей. Сотников". Из поездок привозила экспонаты, фотографии. В итоге было оформлено 3 зала.

А каким помощниками Георгия Яковлевича были Мария Ивановна Бакланова и её муж Владимир Гаврилович! Светлая им память!

Несколько лет Г.Я. Сотников возглавлял Успенский совет ветеранов и привлёк меня в эту общественную организацию. Он нацеливал нас на участие в воспитательной работе с учащимися. Я, к сожалению, в то время не поддерживала председателя, считала, что есть кому работать с детьми и без нас. Конечно, я была не права. И когда меня утвердили председателем комиссии по работе с молодёжью, я поняла, что прав был Георгий Яковлевич. Конечно, ветераны должны заниматься патриотическим, нравственным и трудовым воспитанием детей, что наша комиссия и делала.

Георгий Яковлевич очень заботился о пенсионерах села, особенно об участниках Великой Отечественной войны. Мы часто устраивали для них праздники. Фотографии сохранили лица этих мужественных людей, защитников нашей Родины.

У Георгия Яковлевича были безграничная любовь и уважение к детям. Вручая грамоты на торжественных линейках учащимся младших классов, он наклонялся перед ребёнком, так чтобы тот смотрел на директора не снизу вверх, а из глаза были на одном уровне.

"С его именем связано движение к цели…"

Ирина МОРАРЬ, директор центра культуры и досуга "Родник":

- Мне посчастливилось быть ученицей этого мудрого, очень талантливого человека. Главный предмет, которому меня учил Георгий Яковлевич, – жизнь, отношение к людям, традициям, малой родине. Таких людей называют "глыба", сегодня я называю его человек-легенда.

Георгий Яковлевич действительно легендарный человек, вся его жизнь – это процесс созидания. В годы войны он защищал землю от захватчиков, в мирное время учил детей, руководил школьным коллективом, создавал то, что и сегодня приносит радость и удовольствие другим людям, является полезным не только для маленького круга, класса, учреждения, а для целого села, района, области.

С 1981 года он занимался только созданием музея. Но тем не менее у него была очень тесная связь со всеми социальными учреждениями села: с образованием, культурой, спортом, он продолжал работать со школьниками и был настоящим примером для мальчишек, которые помогали ему в создании и оформлении музея. Георгий Яковлевич брал самых активных старшеклассников в поисковые экспедиции, где они действительно получили уроки мужества.

Это был очень многогранный человек. Редко можно было увидеть его задумчивым, он всегда улыбался, был внимательным, со всеми здоровался. Есть такая примета: если с утра встретишь хорошего человека, то день пройдёт хорошо – это относится к Георгию Яковлевичу. Его знали все на селе. Он умел пошутить, подбодрить, сделать комплимент, грамотно сделать замечание и дать важный жизненный совет.

В 6-и классе меня избрали председателем пионерской дружины Успенской школы, а позднее – комсоргом школы. Именно пример Георгия Яковлевича – человека дисциплинированного, выдержанного, трудолюбивого – помог мне справиться и с первыми трудностями, и с волнением при проведении мероприятий. Мы, молодое поколение, опирались на опыт работы команды, созданной Георгием Яковлевичем, и это очень помогало нам.

Его поколение, воспитанное на примере добра и справедливости, трудолюбия и высокой ответственности, и сегодня выделяется в обществе, обладает уникальными жизненными принципами, добрыми и важными человеческими качествами.

Я считаю, что с ним связано всё самое важное, доброе, светлое, серьёзное. С его именем связано движение к цели.

Убеждена, что этот человек был и остаётся неслучайным в моей жизни. Потому что мне выпала честь быть руководителем учреждения, одно из подразделений которого, Успенский краеведческий музей, носит имя Георгия Яковлевича Сотникова.

Весомее маминых слов

Нина ЗОЛОТУХИНА, жительница села:

- Моя дочка Марина пришла из садика со слезами. На вопрос, что случилось, ответила: "Всю группу взяли в школу, а нас, трех человек, не взяли" (7 лет ей исполнялось в октябре). Я попыталась объяснить, что мама такой вопрос не решает. Марина поинтересовалась, кто берет детей в школу.

Узнав, что этим вопросом занимается директор школы, пошла к нему, не сказав маме об этом ни слова. Разыскала директора, со слезами на глазах рассказала, что её не взяли в школу. Георгий Яковлевич её усадил, угостил. И смог донести до шестилетнего ребенка, почему её не взяли в этом году. При этом твердо пообещал, что в следующем году её обязательно возьмут. Его слова для ребёнка стали весомее маминых слов.

"Благодарю тебя, судьба!.."

Галина СОТНИКОВА, дочь Георгия Яковлевича:

- Я родилась и выросла в хорошей семье, вполне, как мне раньше казалось, типичной. В те, теперь уже далёкие, времена ещё живы были многие фронтовики и труженики тыла. И семья, в которой трое детей, не считалась многодетной.

Как многие люди, родившиеся в начале ХХ века, мой отец, Сотников Георгий Яковлевич, испытал на себе все тяготы этого времени. Рос он в многодетной крестьянской семье. Жили, как многие тогда, небогато. Много трудились, в том числе и дети. Но его семья попала под Молох репрессий, была раскулачена и выслана из родных мест – Аромашевского района – в Северный Вагай. Там и познакомились мои родители, учились в одном классе. Ведь и мамину семью сослали из Челябинской области за те же "грехи" и "провинности", что и папину.

Семьи моих родителей тесно связаны между собой: братья и сестры в той и другой семье знали друг друга с детства, учились вместе не только в школе, но и в педагогическом училище, даже сидели за одной партой. И когда выросли, завели свои семьи, ездили друг к другу в гости, ходили за грибами и ягодами, пели песни, шутили, смеялись, вспоминали детство и юность, и никогда не делили, кто чей родственник, очень были дружны.

А детство и юность их никак нельзя назвать лёгкими. Жили в землянках, корчевали лес, голодали… Об этом я знаю из рассказов моих мамы и тёти, папиной сестры.

Никогда я не слышала от папы, чтобы он ругал Советскую власть. Пройдя через многие испытания в столь молодом возрасте, он всю жизнь оставался советским человеком.

Вступил в ряды Коммунистической партии на фронте, в окопах, был до конца своей жизни самым преданным коммунистом. И развал Советского Союза, страны, за которую он воевал, и роспуск КПСС, членом которой он был почти 50 лет, мой отец переживал как личную трагедию.

Каким Георгий Яковлевич был отцом? Строгим, конечно. Во времена моего детства детей вообще воспитывали строго. В моём роду много учителей – родственников и с папиной, и с маминой стороны. Учительская династия, насчитывающая 14 человек педагогов. Из них трое – Заслуженные учителя, четверо – отличники народного просвещения. И я испытываю чувство гордости и благодарю судьбу за то, что родилась в такой семье и имела таких родственников, что в детстве меня окружали достойные люди. Преклоняюсь перед их человеческой добротой, щедростью и учительским талантом, безмерно уважаю и бесконечно люблю.

Мои родители всегда хотели, чтобы их дети были образованными, и мы, трое их детей, а потом и пятеро внуков, получили высшее образование.

Моя мама всю жизнь работала учительницей начальных классов, была человеком трудолюбивым, скромным и ответственным, никогда ни с кем не конфликтовала. Любила историю, поэзию, природу. Стремилась передать эту любовь своим ученикам и нам, её детям. И мы любили читать, знали много стихов, интересные факты из истории страны.

Мама была предана семье. Конечно, отца знают больше, чем маму…Но, думаю, что вряд ли папа мог столько много делать для школы, музея, общества, если бы мама не брала так много на себя в отношении семьи и дома.

Отец никогда не кричал на нас, своих детей. Но его слово было законом. Порой строго посмотрит на тебя – и этого было достаточно, чтобы ты понял, что говоришь или поступаешь неправильно. Он был большим патриотом, этим и объясняется его стремление создать музей в селе и многое другое.

Когда внуки были маленькими, он с ними подходил к памятнику и рассказывал о подвигах тех, кому этот памятник поставлен. Рассказывал о Великой Отечественной войне, о том, где ему пришлось воевать, о подвиге своего брата Сотникова Николая Яковлевича, Героя Советского Союза. Но никогда не рассказывал о темных сторонах войны, всегда о патриотизме.

Наверное, главное чувство, которое двигало отцом, была бесконечная любовь к Родине. Его всегда восхищали люди, добросовестно трудившиеся на земле, на своём месте. И сам он самозабвенно делал это на благо общества. И со временем это нашло отражение и в наших умах и душах. И для нас, его детей и внуков, слово "Родина" – не пустой звук.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "История"

comments powered by HyperComments