О чём рассказывают старые переписные листы
- 04 апреля 2021, 14:02
- Екатерина СЕРГЕЕВА
- Краеведение
Екатерина Сергеева отследила свои корни до XVII века и нашла более 400 предков по прямой линии.
Составляя родословную семьи, я узнала, что мои предки – старожилы Тюменского уезда Тобольской губернии. С XVII века они жили в Мальково, и моими родственниками сегодня вполне могут быть современные Китаевы, Чикишевы и Змановские.
Дороги ведут в Мальково
Проанализировала данные 13 поколений, нашла более 400 предков по прямой линии. Параллельно с генеалогической работой собираю материалы по истории села Мальково Тюменского района и пишу книгу о Чикишевых из Мальково.
Большим подспорьем в исследовательской работе для меня стали материалы переписи населения 1897 года.
Сделала краткий анализ данных, зафиксированных в листах: количество дворов, количество населения, занятия жителей, грамотность. Получается некая картина жизни села почти 124-летней давности.
В январе 1897 года проводилась первая всеобщая перепись населения Российской империи. По каждому дому или двору составлялся бланк, в котором отмечались имена всех, кто там проживал, их возраст, семейное положение, занятие, грамотность. Переписные листы после обработки содержащейся в них информации подлежали уничтожению, и в большинстве губерний это было исполнено. К счастью, в Тобольской губернии бланки переписи сохранились. Теперь мы имеем возможность использовать этот уникальный источник для изучения как собственной родословной, так и истории региона, и отдельных населенных пунктов. Мои предки на протяжении нескольких веков жили в Тюменском уезде, чаще всего – в селе Мальково.
Население и состав семей
В Мальковском на момент переписи было около 120 дворов, в них постоянно или временно проживало более 650 человек. Все жилые дома были деревянными, большинство из них покрыто деревом. Была пара домов с земляной кровлей, а вот крытых железом не было.
Практически все крестьяне проживали в собственных домах, хотя было и несколько наемных квартир. Священник Сергей Виноградов и псаломщик Павел Малахов жили в общественных домах на церковной земле. Также была отдельная квартира для волостного писаря. Этой работой занимался Яков Гольцов, совмещая ее с деятельностью сельского писаря. Сельским старостой был Лука Шелудков.
В семьях в основном было по 3-5 детей, но были и семьи, где количество детей доходило до 9-10. Часто в одном доме проживало несколько поколений – совместно с хозяином могли проживать сыновья с семьями. Иногда пожилые родители жили при семье сына или дочери. 11 жителей были в возрасте 70 лет и старше, самому пожилому – 90 лет.
Круг занятий
Основным занятием жителей было земледелие. Некоторые хозяева нанимали работников, другие справлялись сами. В поле работали и мужчины, и женщины. Детей также привлекали к полевым работам в поле – обычно с 14-15 лет, но были случаи, что и в 12-13 лет детей записывали как земледельцев.
В работники чаще всего нанимались молодые мужчины и девушки 16-25 лет. Но были и исключения. Самому старшему работнику в Мальково, плотнику Николаю Антропову на момент переписи исполнилось 80 лет.
В работниках были как местные, так и жители соседних деревень, а иногда и приезжие из других волостей. Из Курганского уезда приехала целая семья Копыловых: мать служила кухаркой у священника, в доме которого и проживала вместе с младшим сыном, а старший сын и две дочери работали в разных дворах.
Был среди наемных работников единственный татарин – Мачит Мустафин. Почему он перебрался в Мальково из юрт Озернинских Ялуторовского уезда, предположить трудно.
Почти в каждом дворе ткали рогожи. Это была работа женщин и детей. Для изготовления рогож могли нанимать работников с 10 лет, а дома начинали обучаться этому ремеслу и с 8-9 лет. Тканье рогож в качестве основного или дополнительного занятия указано почти у трети жителей Мальково.
Также популярными способами заработка были торговля сеном, изготовление решет – этим занимались в основном мужчины. Торговали в селе и дровами, Яков Чикичев доставлял дрова в церковь. При церкви состоял караульщиком Тимофей Шелудков, а трапезниками – Иван Портнягин и Петр Кочнев. Трапезники могли исполнять функции звонаря или сторожа. Дети Петра Кочнева, Петр и Прокопий, занимались чисткой прорубей – зимой в отсутствие централизованного водоснабжения это было важное дело.
Сельские предприниматели
Женщины, а иногда и дети, занимались изготовлением рыболовных снастей – мереж. Некоторые женщины вязали мережи до глубокой старости – например, Авдотья Кочнева, которой на момент переписи было 84 года.
В селе было два кузнеца: Павел Одинцов и Василий Змановский. Восемь жителей назвали себя плотниками, из них шестеро были плотниками по домостроению.
Несколько крестьянок шили одежду. Ирина Китаева и Парасковья Шелудкова были портнихами, Марья Бутакова шила рубашки. Муж Марьи, Александр Бутаков, тачал сапоги. Приезжий Иван Федьков и старожил Егор Змановский катали пимы. Вдова Васса Бутакова вязала рукавицы. Марья Кичакова стирала белье.
Григорий Китаев и Иван Кочнев держали мелочные лавки – небольшие магазины, где можно было купить домашнюю утварь, табак, швейные принадлежности, чай, сахар… Ассортимент мальковских лавок достоверно неизвестен, но можно предположить, какие покупки могли интересовать крестьян. Любопытно, что Палагея Одинцова занималась продажей огурцов – больше никто в Мальково огурцы на продажу не выращивал. Николай Стаховский, поляк, держал в селе питейное заведение. Проживали Стаховские в доме, который сдавал им уже упомянутый Григорий Китаев.
В селе была почта, ее содержанием занимался крестьянин Ялуторовского уезда Иван Кузнецов. Работал на почте писарь Константин Осипов из ссыльных крестьян.
Необычное занятие было у Матвея Бутакова – оспопрививатель. В Российской империи прививки натуральной оспы не были обязательными, но на земские учреждения возлагались просветительские функции, а также распространение материалов и подготовка тех, кто мог сделать прививку.
На военной службе на момент переписи находилось шестеро жителей Мальково. Еще шестеро (все по фамилии Кокорины и Кочневы) служили матросами на пароходах. Дмитрий Кичаков уплыл на пароходе Богословских наметчиком – это матрос, который замерял глубину при движении судна. Работниками водных путей сообщения были Антон Вальчук и Василий Филимонов. Жена последнего, Авдотья Филимонова, служила наблюдательницей водомерно-метеорологического поста.
Грамотность и обучение
Читать умели около 20 процентов жителей села. Некоторые познали грамоту во время военной службы, кто-то учился дома или у священника. Но большинство обучались в сельском училище Министерства государственных имуществ.
Учительницей в Мальково работала девица духовного звания Лидия Заборовская, ее отец служил священником в селе Гилевском. Законоучителем был местный священник Сергий Виноградов. Самым младшим ученикам было 8-9 лет. Самым старшим из тех, кто научился читать в сельском училище – 39-43 года.
Грамотных женщин и девочек в селе было всего 14 (включая учительницу). В их числе дочери волостного писаря Гольцова, жена священника Клавдия Виноградова, наблюдательница Филимонова. Анна Стаховская умела читать только на родном польском языке. В местном училище обучались всего четыре жительницы Мальково.
Переписные листы по большинству населенных пунктов Тобольской губернии хранятся в Государственном архиве в городе Тобольске. Изготовлены их электронные копии, поэтому любой желающий может, не выходя из дома, ознакомиться с материалами переписи населения по интересующему его населенному пункту.