Путешествия академика Ивана Лепехина в Тюмень и окрестности в 1772 году

Академик Лепехин в Тюменском уезде

В Сибири в свое время побывало немало известных ученых, путешественников, исследователей. Одним из таких был выдающийся этнограф, географ и натуралист академик Иван Иванович Лепехин (1740-1802).

Он родился в семье солдата, в 10 лет начал учиться в гимназии при Академии наук. За успехи в учебе и примерное поведение был зачислен студентом в университет, а затем направлен на учебу в Страсбург.

В 1768 году, по возвращении в Петербург, его назначают адъюнктом Академии наук по части естественной истории. А вскоре 28-летний Лепехин станет руководителем одной из академических экспедиций, еще до окончания которой, в 1771 году, его произведут в академики.

С 1774 г. и до конца жизни он осуществлял "смотрение" за Ботаническим садом Академии. Одновременно в течение 17 лет он – директор академической гимназии, учеником которой был когда-то сам. С 1783 г. Лепехин был неизменным секретарем Российской Академии наук. Главным трудом его жизни стали "Дневные (с ударением на первый слог – В.П.) записки путешествия по разным провинциям Российского государства (тт.1 – 3, 1771 – 1780, т.4 – "Путешествия академика Ивана Лепехина в 1772 г.", изданные посмертно в 1805 г.). 250 лет назад, зимой 1770 г., ученый побывал в Сибири – в частности в Тюмени и ее окрестностях, о чем рассказал в своих записках. Лепехин отмечает, например, что Сибирь своими продуктами могла бы снабжать внутренние российские города… Тучная земля везде урожайную показывает пашню, что дешевизна хлебных припасов довольно доказывает… Кто бывал в дальней Сибири, тот знает дешевизну тамошнего хлеба, с которым, так сказать, крестьяне не знают, куда деваться, ибо пуд муки не свыше четырех копеек продают.

Много внимания академик уделяет окрестностям Тюмени, в которых ему довелось бывать.

"В полутора верстах от Тюменя (так в тексте: Тюмень для Лепехина мужского рода – В.П.) вниз по реке Туре, на правом ея берегу, видны нарочито высокие курганы, которые во всем Волжским курганам… подобны. Из чего заключать можно, что они прикрывают тела бывших татарских владельцев. На левом берегу Туры целые деревни поселены татар, из которых одна порода… от самого татарского хана Кучума род свой производит".

"…Река Тура, мимо города протекающая, хотя довольно рыбна, однако лучшие тюменцев рыбные промыслы бывают по озерам, которых в Тюменском округе немалое число и в которых ловится всякая чешуйчатая рыба, а особливо караси отменной величины…"

"В 15 верстах от Тюменя, на правой стороне Туры, была деревня Кулаково, в которой по соседству города живет бедное, хлебопашеством питающееся, тюменское купечество и ямщики, – читаем мы далее. – Места до сей деревни, кроме Затурского леса, везде открытые, и только небольшие перелески находилися. Река Тура в сем месте высокий имеет глиняный берег, да и все окольные буераки наполнены синеватою вязкою глиною, которую не только в Тюменя, но и в окрестные затурские места завозят на гончарное и горшечное дело".

Затем Лепехин описывает Каменку – следующее село, встретившееся на его пути: "Оно построено при устье реки Каменки при возвышенном Туринском берегу и имеет приятное положение. Рукодельные каменские крестьяне и крестьянки привлекли годовое в своем селе торжище на день святого Прокопия, на которое многие купцы из ближайших городов и крестьяне съезжаются с товарами на сельскую руку".

"Каменское рукоделие, – пишет далее автор, – состоит в ткании шерстяных ковров и попон". Попоны ткали из овечьей и коровьей шерсти, но коровья, короткая и жесткая, была неудобной для пряжи, поэтому требовала специальной обработки. "Все приуготовление шерсти состоит в щелочении, от которого она мягка становится и бывает удобна в пряже".

Лепехин рассказывает о технологии изготовления ковров и сообщает, что они "низкою продаются ценою" – не свыше четырех рублей.

Пишет академик и о черных страницах в летописи села. Так, в одну весну "Жители Каменки лишились всех своих малолетних ребятишек, которых оспа заблаговременно и в короткое время отправила на тот свет: она с такой жестокостью свирепствовала, что на погосте каждый день ребенков по 10 прятали в могилу". Лепехин с горечью заметил: "Долго нам надобно ждать, чтобы в наших селах завелися лекари, когда и в городах отдаленных их не сыщешь…"

На одной из страниц "Дневных записок…" читаем: "Бедственное их (крестьян – В.П.) состояние тем более было, что ниоткуда скорой помощи получить не могли, ибо не только в селах и деревнях нету у нас лекарей, да и в самих городах с Диогеновым фонарем их не сыщешь". Каким же виделся академику выход из такого положения?

"Нужно предопределяемых в духовный сан в их училищах обучать первым основаниям врачебной науки и приучать их познавать в России растущих врачебных трав действия. От сего немалая бы могла воспоследовать польза нашему народу. Или по крайней мере должно сельских жителей обеспечить кратким и простым наставлением, каким образом поступать в главнейших и обыкновенных болезнях…"

Лепехин ратует за внедрение в крестьянской среде популярных знаний о целебных свойствах растений – "чтобы слог был простой и внятный, и важнейших трав живые изображения, с которыми бы всяк удобную зеленую траву сравнить мог".

Кстати, в примечании к книге было сказано, что патриотическое желание "незабвенного путешествователя", как называли Ивана Лепехина современники, после его смерти было исполнено: вышел в свет лечебник под названием "Краткое наставление о лечении болезней простыми средствами" в двух частях, разосланных приходским священникам во все епархии. В 1817 году вышло 6-е, исправленное и дополненное, издание лечебника.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "История"

comments powered by HyperComments