Житель села Борки Михаил Заякин учавствовал в передаче американских военных кораблей Советскому Союзу в июне 1944 года

Отважный мореход Заякин

За годы Второй мировой войны в Советский Союз по программе ленд-лиз было направлено 76 конвоев с вооружением, боеприпасами, стратегическим сырьём и продовольствием. Участником одного из них был житель села Борки Михаил Заякин.

Из Борков в Америку

В этих походах участвовали страны-союзницы по антигитлеровской коалиции – США, Англия и Советский Союз. Смелые и мужественные моряки, рискуя жизнями, доставляли через Атлантику ценный груз для Красной армии.

Конвои или отряды из военного транспорта и торговых судов и охраняющих их боевых кораблей создавались на время переходов северных морей. Конвои международных сил, несмотря на атаки авиации и подводных лодок фашистской Германии, прорывались к берегам Советского Заполярья, чтобы доставить военную технику для фронта нашей армии. Не всем суждено было дожить до победы.

Об участнике конвоя N 19, жителе села Борки Михаиле Ивановиче Заякине, я и хочу сегодня рассказать.

Родился Михаил Заякин 6 августа 1924 года в деревне Артамоновой Ярковского района. Окончил 8 классов Ярковской средней школы, а 20 января 1940 года устроился в Артамоновский леспромхоз судоводителем на речной катер "Искра". Водил баржи с лесом по Тоболу и Туре.

Так бы и ходил он на своём катере по сибирским рекам, перевозя народно-хозяйственные грузы, да началась война.

12 апреля 1942 года Михаил Заякин был призван на Тихоакеанский флот и попал служить в г. Владивосток.

Военная часть находилась в 12 километрах от города, в бухте Горностай. В этой минно-торпедной части молодой сибиряк изучал глубинные бомбы, торпеды и мины различных модификаций. Учебная программа была насыщена глубоким изучением не только оружия Красной армии, но и немецких мин и торпед. Сибиряк успешно освоил программу. Сообразительность деревенского паренька была замечена начальством флота. Отличник учёбы Заякин был отобран для выполнения особого задания командования морского флота СССР.

Во Владивостоке особая учебная команда N 214 была принята военным атташе Соединенных Штатов, где советским морякам разъяснили права и обязанности пребывания на территории США и с каждого взяли отпечатки пальцев на гербовую бумагу с орлом.

23 октября 1943 года минёр-торпедист Михаил Заякин в составе команды из 125 матросов и офицеров Тихоокеанского флота на судне "Анадырь" отправился к берегам далёкой Америки. Это судно, не предусмотренное для движения среди льдов, не раз было взято в клещи льдинами. Только выдержка и самообладание экипажа советского корабля спасло моряков от неминуемой гибели. Близ острова Хоккайдо – самого северного из Японских островов – вновь открылась ранее полученная пробоина, и лишь благодаря слаженным действиям экипажа судна ее удалось ликвидировать. За живучесть корабля боролся тогда и сибиряк Михаил Заякин.

На "Большом охотнике"

После тяжелого и долгого пути советское судно благополучно прибыло в город Майями, в штат Флорида. Моряков разместили в американской береговой военной части, где русским предстояло досконально изучить корабль союзников под названием "Большой охотник". Этот военный транспорт предназначался для уничтожения подводных лодок армии противника.

Уже после войны Михаил Иванович вспоминал: "Большой охотник" – это великолепный американский военный корабль, оснащённый первоклассной техникой: радарная установка, акустика, эхолот, мощная радиостанция… Реактивные минобомбомёты, зенитные орудия, глубинные бомбы поражали моё воображение".

Конечно, Михаил Заякин эти слова во славу американского оружия сказал лишь спустя десятилетия после победы. Озвучь фронтовик подобное во время войны, его судьба могла сделать очень крутой поворот. И вместо морских просторов матрос Заякин запросто мог оказаться в северных лагерях ГУЛАГа валить колымский лес. Время было такое.

Занятия в Майями продолжались почти сутками. Времени на отдых оставалось очень мало. Все понимали: на родине шла кровопролитная война и надо тщательно изучать устройство корабля, чтобы потом грамотно топить немецкие субмарины. Действия экипажа доводилось до автоматизма. Ведь от чёткой работы моряков зависели живучесть корабля и жизнь каждого в отдельности. На войне любая оплошность может привести к фатальному исходу, об этом не раз напоминали американские военные специалисты.

В июне 1944 года состоялись передача американских военных кораблей Советскому Союзу. Это событие особенно запомнилось Михаилу Заякину. Звучали государственные Гимны США и СССР. Было много представителей военных и гражданских ведомств из обеих стран. С кораблей были спущены американские флаги ВМС США и подняты красные флаги Советского Союза. По традиции с кораблей первыми сходили американские матросы и поднимались на борт наши военные моряки и офицеры.

Караван кораблей с советскими экипажами двинулся по морю в порт США – Нью-Йорк, а далее – в канадский восточный порт Сент-Джонс. В этом городе была остановка. Здесь моряков посетил советский посол, были встречи с канадскими моряками и совместный вечер-концерт. Конечно, без пляски "Яблочко" и "Цыганочки" в исполнении наших моряков не обошлось. Всем участникам встречи от американского народа подарили наручные часы, тёплые свитера и шарфы из шерсти.

Курс – на Европу

Затем караван кораблей взял курс на Европу. На третьи сутки плавания корабли попали в 8-балльный шторм. Волны с десятиэтажный дом бросали судна, как щепки, пытаясь перевернуть, но все экипажи выстояли.

Русские моряки с честью выдержали и другое испытание: прошли через цепь громадных айсбергов. Потерять военное судно было нельзя: каждый матрос знал, что страна должна заплатить золотом за эти корабли. Эти 12 военных кораблей "Морской охотник" с нетерпением ждали на родине.

Через 12 суток караван судов пришёл в Норвежское море, в Шотландию. Михаил Заякин помнил все города и страны, где доводилось бывать по долгу военной службы. В г.Лондондерри, в порту Северной Ирландии, был сформирован окончательно караван – конвой судов. В конвой вошли линкор "Архангельск" и крейсер "Мурманск", а также семь английских эсминцев. Помимо 12 "Больших охотников", шедших из США, в конвое насчитывалось ещё 103 судна различного назначения. И вот эта армада из 115 кораблей 19-го конвоя двинулась в сторону советского Мурманска.

"Может быть, – вспоминал ветеран войны Михаил Заякин, – это был один из счастливых конвоев, потому что немцам не удалось потопить ни одного корабля. А совместными силами конвоя были пущены ко дну две вражеские подводные лодки. Поэтому 23 августа 1944 года часть каравана судов была благополучна приведена в город Мурманск, а остальная – в Архангельск".

А дальше у нашего героя была другая военная служба.

"Обычная" работа

Некоторое время порт Полярный являлся местом, где базировались советские боевые корабли, на одном из которых служил Михаил Заякин. Здесь приходилось отрабатывать команду "высадка десанта на побережье, занятое немцами". На войне, как на войне. Все понимали, что от умелых действий каждого морского пехотинца и грамотного манёвра боевого корабля зависят успех военной операции. Экипажи кораблей много тренировались, чтобы в бою было легче выполнить боевую задачу.

В ночь с 9 на 10 октября 1944 года корабль, на котором воевал наш сибиряк Заякин, взял на борт десант. Это было на полуострове Рыбачий в бухте Пуманка. На полной скорости судно по реке пошло на захват окупированного врагом норвежского Лиллехаммера. Морской десант действовал профессионально, и экипаж боевого корабля был на высоте. Немцев смели, как шелуху с асфальта. Опыт ведения боевых действий к тому времени военно-морской флот имел довольно успешный, учитывая ошибки и промахи 1941-1942 годов.

За эту операцию Михаил Заякин был представлен к награде – медали "За отвагу". Затем он часто ходил в составе экипажа корабля в норвежский порт Киркинес, чтобы доставить боеприпасы для наших сухопутных войск, которые освобождали территорию Норвегии, занятую немцами. Также моряки занимались тралением фарватеров проливов, а всплывшие немецкие мины Михаил Заякин с другими членами боевых расчётов подрывал на месте. Это была обычная, штатная работа военных моряков.

День победы Михаил Заякин встретил в Норвегии, в г. Лиллехаммер. Демобилизовался он 12 апреля 1950 года. Долгих 8 лет ветеран войны Михаил Иванович Заякин отдал военному флоту. Много стран повидал и много народов. Простые люди: американцы, канадцы, шотландцы, ирландцы, англичане и норвежцы были открыты в общении с русскими моряками и желали победы над фашистами нашему народу. Михаил Заякин видел в этих людях друзей, а не угрюмых буржуев-капиталистов, про которых читал в советских газетах. Он после войны об этом часто вспоминал и рассказывал односельчанам.

 

Возвращение к мирной жизни

В мае 1950 года он вернулся в свою родную деревню Артамонову Ярковского района, работал инженером по технике безопасности в местном леспромхозе. Женился в 1955 году на красавице Клавдии Васильевне, которая после окончания Горьковского педучилища приехала туда по распределению учить местных деток в школе. В 1957 году молодая семья переехала в село Борки. В Борках родились в семье два сына: Александр и Игорь. Михаил Иванович трудился завхозом в Борковской средней школе, затем заведующим хозяйством Борковского детского дома, инженером по технике безопасности совхоза "Борковский". А в 1989 году ушёл на заслуженный отдых.

Его жена Клавдия Васильевна много лет проработала воспитателем в Борковском детском доме, а в последние годы – воспитателем Борковской школы-интерната. В 1983 году Клавдии Васильевны не стало.

Михаил Иванович Заякин пользовался непререкаемым авторитетом у местных жителей. В одном из своих писем другу в январе 1977 года он подробно описывал красоту Борковских озёр и обилие рыбы в этих водоёмах. Звал своего товарища к себе в гости, на рыбалку и на уху. А в конце письма Михаил Заякин сообщал: "Я же заядлый охотник и рыбак с 9 лет …". Он черпал силы в любви к природе и единении с ней. Поэтому берёг матушку-природу и призывал следовать этому других.

Родина отметила военные заслуги Михаила Заякина орденом Отечественной войны, медалью "За отвагу", медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и "За оборону Советского Заполярья".

В 2002 году сердце отважного морехода Заякина Михаила Ивановича остановилось. Не стало дяди Миши Заякина – так звали его односельчане.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Борки"

comments powered by HyperComments