Салаирская школа: страницы истории
- 05 мая 2020, 13:03
- Светлана ДРУГАНОВА
- Краеведение
Тридцать пять лет назад Салаирская школа переехала в здание, в котором учатся современные мальчишки и девчонки. По архивным данным до 1912 года в Салаирке было сельское училище. В 1926 году построили начальную школу.
В школьном музее хранятся воспоминания учительницы Нины Семеновны Мальчихиной, которая работала там в 30-40 годы. В 16 лет после окончания 7 классов она была направлена на работу в школу, т.к. учителей с образованием не хватало. Школа представляла из себя обыкновенный дом с двумя комнатами для классов, коридором и кухонькой, куда и поселилась молодая учительница. Дров не было, но еще больше доставал голод. На 40 человек детей выделялось на неделю 8 кг муки, этого, конечно, не хватало. Сельская учительница впервые почувствовала себя сытой, когда одна из жительниц, видя тяжелое положение наставницы детей, принесла ей ведро картошки.
А потом началась война. Она ворвалась в мирную жизнь людей, разрушила все планы, легла тяжелой ношей на плечи женщин и детей, оставшихся в осиротевшей деревне. Школа продолжала работать, дети учились, а после уроков вместе с учителями выходили на поле помогать взрослым и ждали вестей с фронта. Книг не хватало, тетрадей не было; писали на газетных клочках чернилами, сделанными из свекольного сока и разведенной сажей.
Питание было очень скудным. Дети сами заготавливали дрова. Одежды не хватало. Если в семье было несколько детей, то одежду носили по очереди. Некоторые мальчишки ходили в школу босиком.
"Особенно было тяжело, – рассказывает Нина Семеновна, – когда приходили похоронки. Однажды в класс прибежал радостный мальчишка, кричит, что его папа вернулся с фронта. Вдруг раздался громкий плач: у другого в дом пришла похоронка… Пришлось и плакать, и успокаивать".
В 1949 году в Салаирке построили семилетнюю школу. Ее первым директором был Рашид Набиевич Валитов.
В 1960–1966 гг. коллектив возглавил Виктор Федорович Веймер. Это был очень образованный, интеллигентный, добропорядочный человек. Он многое сделал для народного образования в нашем селе. При нем в школе появилась первая производственная бригада.
В 1963-м школа стала восьмилетней. Затем в течение трех лет школу возглавлял Григорий Леонтьевич Шалабодов, фронтовик, получивший тяжелое ранение, в результате которого у него была ампутирована нога. Он организовал людей, на строительство новой школы. Устраивались субботники. Учителя, учащиеся, родители выезжали на заготовку леса для строительства. Работала производственная бригада.
В 1968-м школа, став средней, впервые выпустила 10 класс. С 1969 года в течение четырех лет коллектив возглавлял Григорий Александрович Лешенко – фронтовик, штурман тяжелого бомбардировщика. Человек философского склада ума, много размышлял о политической жизни страны. В это время школа значительно пополнилась молодыми специалистами.
В школе обучались дети из всех близлежащих деревень: Марай, Нариманово, Молчаново, Решетниково и поселка Новотарманский. Количество учащихся достигало 400. Занятия шли в две смены.
50 лет назад, в 1969 году, после окончания Тюменского педагогического института я приехала работать в Салаирскую среднюю школу учителем русского языка и литературы. Самое дальнее село Тюменского района поразило меня своей природой: здесь и сосновый бор и березовые рощи, излучина Туры, впадающая в нее Ахманка. И настолько прикипела душа моя к этой красоте, что, планируя пожить здесь годик, сама не заметила, как прожила 50 лет.
Конечно, не только природа была этому причиной, прежде всего – люди. Школа, в которую я приехала, была для меня доброй, в полном смысле этого слова.
Тогда школу преобразовали в среднюю, был большой приток молодых кадров. Учреждение возглавил Владимир Михайлович Лукашенко. Молодому директору удалось создать коллектив единомышленников, и работалось в школе с удовольствием, с полной отдачей сил. В.М.Лукашенко был олицетворением тактичности, интеллигентности, доброжелательности и работоспособности. Он обладал непререкаемым авторитетом. При нем совершенствуется учебно-воспитательный процесс, военно-патриотическое воспитание. Работает производственная бригада. Его большая заслуга – в сплочении учительского и ученического коллективов. В это время стала внедряться кабинетная система. Повысился статус учителя. Многие учителя получили благоустроенное жилье в новых домах, построенных совхозом "Салаирский".
С 1977 по 1985 годы коллектив школы возглавлял Николай Максимович Изюров.
При нем растет связь с совхозом, учителям выделяют квартиры. Педагоги принимают активное участие в жизни совхоза: проводят систематически беседы на производственных участках, политзанятия в Красном уголке. Развивается профориентация, особенно на рабочие профессии. В уроках и внеклассных мероприятиях участвуют специалисты и передовики производства. Школьники весной и осенью помогают совхозу в полевых работах. Работает местный радиоузел, который готовит передачи для родителей, посвящая их школьным делам и будням совхоза. Руководители совхоза – частые гости в школе.
В 1983 году случился пожар, и здание школы сгорело, что стало настоящим горем для учителей и учащихся, всех жителей села. Два года школа работала в приспособленных помещениях.
И вот в 1985 году было построено новое современное здание. Конечно же, радости не было предела. Помогали достраивать и благоустраивать школу всем миром. 15 апреля – день рождения нашей современной школы, который мы ежегодно отмечаем.
С 1985 по 1989 годы школой руководила Любовь Яковлевна Калашникова. Продолжало развиваться производственное обучение. Была построена мини-ферма, где старшеклассники ухаживали за молодняком скота. У школы был земельный участок, который обрабатывался силами учащихся, сеяли рожь, овес, садили картофель. Был оборудован кабинет трудового обучения, кабинет домоводства. В школе был свой трактор. На уроках машиноведения его изучали, старшеклассники получали права трактористов. Многие юноши после окончания школы или 9 класса работали в совхозе трактористами.
В 1989 г. директором школы назначили меня. В этой должности я проработала 13 лет. Самыми непростыми были 90е годы. Недостаточное финансирование сказывалось на морально-психологическом климате коллектива. Несмотря ни на что, школа работала. В это время особое внимание уделяли всеобучу, развитию самоуправления, общественной активности учащихся, развитию самообразовательных навыков, монологической речи (то, чего не хватает современным школьникам), активным формам обучения и разноуровневому обучению.
Работали творческие группы, активно проявлял себя Совет школы.
К этому времени относится появление первых серебряных медалистов в истории школы: Наталья Кычекова, Людмила Кобыльникова, Александр Шмурыгин, Руслан Абдулов, позднее – Юлия Буторина.
Много внимания уделяли военно-патриотическому воспитанию. Создали оружейную комнату, полосу препятствий, проводили марш-броски, "Зарницу", оборудовали стрелковый тир ит.д. Спорт тоже был в приоритете. Нравственно-этическое воспитание, развитие личности в коллективе, воспитание готовности к жизни, совершенствование развивающих форм обучения составляли содержание работы педагогов и коллектива в целом. Выросло качество образования. Были созданы классы компенсирующего обучения, что значительно упорядочило школьную жизнь.
Знаменательным событием в жизни школы и села было открытие школьного музея. Этому предшествовала большая работа по сбору экспонатов. Их собирали не только в нашем селе, но и по всему Салаирскому тракту. Жители села также помогали, приносили старинные вещи. 9 мая 2000 года состоялось официальное открытие музея. В этом году ему исполняется 20 лет.
С 2002 по 2006 год школой руководила Галина Викторовна Кононова. Это было начало оптимизации образования. Салаирская средняя школа, детский сад и музыкальная школа были объединены в Центр образования. Существенно пополнилась учебно-материальная база.
С 2007 по 2010 годы директором школы была Разида Хадыевна Валитова – выпускница нашей школы. При ней была приведена в систему нормативно-правовая база, четко отлажен учебно-воспитательный процесс и внутришкольный контроль. Активизировалась работа Управляющего совета школы.
Сегодня Салаирская школа продолжает жить и работать в новых условиях под руководством Гузель Рифхатовны Шараповой, болеющей за коллектив и за развитие школы. Новые технологии обучения, компьютеризация значительно изменили школьную жизнь. Приобретаем опыт дистанционного обучения детей.
За свои 50 лет в школе мне пришлось пройти многие ступени: учитель, организатор воспитательной работы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, директор школы и снова учитель. Пройдя их, став педагогом-ветераном, но продолжая работать учителем, хочу сказать: не легка и ответственна работа администратора, но труднее и почетнее работы учителя нет, если, конечно, относиться к этому труду с полной отдачей.
За эти годы руководители школы, учителя сделали многое для развития образования в нашем селе. Мы с благодарностью вспоминаем об этом на наших вечерах встреч. Отдаем дань памяти тем, кого уже нет с нами. Память об истории школы и учителях, которые работали в ней на протяжении разных лет, мы храним в школьном музее.
Особые слова благодарности от учителей и учеников хочется передать Людмиле Васильевне Шалабодовой, учителю математики, заместителю директора школы по учебной работе, которая отдала школе более 45 лет, Вере Ивановне Незговоровой, организатору внеклассной работы, старшей пионерской вожатой, позднее – социальному педагогу и библиотекарю, Татьяне Владимировне Шумиловой, учителю истории и обществознания, Надежде Семеновне Моториной, учителю технологии и черчения, отдавшим много сил обучению детей.
Продолжает оставаться в коллективе в качестве библиотекаря и учителя бывший руководитель школы Разида Хадыевна Валитова. Не расстается с профессией учитель начальных классов Светлана Петровна Басова, вырастившая и воспитавшая не одно поколение малышей. Называю эти имена с благодарностью и любовью.
За прошедшие годы школа выпустила много учеников, которыми мы гордимся. Но учительские сердца с трепетом замирают, когда ученики идут по их стопам и становятся коллегами. 45 лет проработал в школе ее выпускник Наиль Закиевич Абдулов. 15 лет работе с детьми посвятил другой ученик Владимир Прокопьевич Друганов, руководитель военной подготовки и учитель трудового обучения. Много лет преподавала русский язык и литературу Марина Николаевна Валькова. Марина Алекбаровна Азаматова была незаменимым учителем начальных классов.
Недавно в школу пришел работать учителем физкультуры еще один наш выпускник – Шайнур Абдулович Егиматулин. Многие салаирские выпускники работают педагогами в школах области и страны. И это тоже радует. История продолжается…
Меня переполняет чувство гордости за то, что и мой труд вложен в историю Салаирской школы. Кто-то сказал: "Учитель, воспитай ученика, чтобы было, у кого учиться…"
Хочу всех поздравить с юбилеем школы и пожелать, чтобы наша школа жила!