Мечети деревни Тураева

Возрожденная, красивая и нарядная мечеть является украшением и центром духовной жизни мусульман д.Тураева.

Из истории Кице Манцыл

Мечеть по-арабски звучит "аль-масджит", переводится как "место, где совершаются земные поклоны", это молитвенное и одновременно общественное здание. Большинство мечетей имеет один или несколько минаретов – башен, с которых муэдзин призывает на молитву. Первая мечеть в мусульманском мире была построена в 622 г. в Медине – втором священном городе Ислама.

Деревню Тураева, как и село Ембаево основали бухарцы, с которыми издавна вело торговлю местное население. Национальный состав бухарцев был весьма пестр. Большинство их составляли узбеки, но были среди них и туркмены, киргизы, кыпчаки, афганцы, иранцы. Бухарские купцы привозили в Сибирь шелковые, шерстяные и бумажные ткани, изделия из кожи, сушеные фрукты, пригоняли скот. Коренные жители занимались земледелием, скотоводством и рыболовством, а также войлочным и кожевенным производством.

По воспоминаниям старожилов первая мечеть в деревне Тураева называлась "мечеть Кице Манцыл" – Малый Манчел. "Манчел" в переводе с узбекского, таджикского – остановка, привал.

Мечеть в Кице Манцыл построили по проекту неизвестного архитектора в 1862 году. Эта информация есть в архиве Ембаевского музея. Она содержится в "Списке населенных мест по сведениям 1868-1869 годов", изданном в Санкт-Петербурге Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел в 1871 г., где указано количество мечетей в Кице Манцыл – 1. Этот факт упоминается в другом издании – "Списке населенных мест Тобольской губернии, возникших до 1917 года (старые административные деления)", где также указано наличие в Кице Манцыл одной мечети.

Построили ее основательно, с высоким фундаментом.

Кирпичи были значительно шире, не такие, как сейчас. Их изготавливали на кирпичном заводе, основанном местными богачами, который располагался возле леса. При помощи лошадей месили глину, потом вливали ее в специальные формы "калып" и обжигали. Песок выкапывали из ямы, что находилась в середине леса. Рощу называли Цыбык (Прутья). Кирпич обжигали в специальных печах, получался он красным-красным, крепким, качественным. До сих пор такие кирпичи можно встретить в основаниях некоторых домов.

Настоятелем мечети был мулла Сайфуллин Тачетдин хаджи. Это был высокообразованный человек своего времени. Следует отметить, что в тот период мулла назначался по рекомендации прихожан муфтием Оренбургского духовного собрания мусульман. Обязательным условием для назначения на эту должность было наличие документа об окончании мусульманского духовного учебного заведения. Кандидат на должность муллы проходил обязательную аттестацию в духовном управлении по истории ислама, шариату, знанию Корана, мусульманской юриспруденции, хадисов пророка Мухамеда. Приходской мулла исполнял не только конфессиональные, но и гражданские обязанности: вел метрические книги о рождении, браках, разводах и смерти прихожан. Следил за нравственным состоянием сельского общества. Об этом рассказывается в книге Гажили Губайдуллиной "Прошлое ради будущего: опыт родословной", вышедшей в Тюмени в 2013 г.

В историческом исследовании Калиля Кабдулвахитова "По следам Тюменских шейхов" есть информация, что в юртах Тураевских был муллой Салих Муслимов, а хатыбом являлся Валимухамет Фатхуллин, которые были расстреляны. После них муллой был Алиулла Муслимов и Газиз Яхин.

 

Пожар 1962 г.

У Розы Рамазановны Айтбаковой в семейном архиве есть снимок, датированный 1954 г., где она сфотографирована со своей подругой и нынешним муллой Рифкатом Фаттаховичем Сайфуллиным около первой мечети д. Тураева. Роза апа рассказала: "Рифкат Фаттахович работал на огороде – полол картошку, а мы проходили мимо. К нам подошел знакомый фотограф и решил нас сфотографировать". Так этот уникальный снимок и остался на память. На заднем фоне можно рассмотреть деревянные стены и вход в мечеть.

По словам Розы Рамазановны, после революции мечеть служила хранилищем зерна. Там его при помощи специальных широких лопат сушили. Затем сортировали. Девушки после седьмого класса шли туда на работу. Мунаджат Яминова, Нурия Алимбаева и многие другие. Местные жители были очень трудолюбивые, никогда не жаловались, работали суткам, поддерживая друг друга веселыми песнями и шутками. Сухое зерно, рассортированное по мешкам, на лошадях увозили на элеватор.

Внутреннее убранство деревянной мечети было очень простым: высокие потолки, по бокам невысокие балконы и большие окна дугообразной формы. Все было сделано из дерева. Михраб – место, которое указывает молящимся, куда обратить молитву, – было покрашено белой известью. Ведущая на минарет лестница была отделена деревянной дверью. Никаких занавесок, штор не было"

Танзиля Ахатовна Халимова вспоминает: "Это было в 50-60 годах. Мы, будучи детьми, прыгали с этих балконов на кучу зерна, и нам было очень весело. Иногда по деревянным ступенькам мы поднимались высоко на минарет и смотрели на всю деревню. Деревянные балки были широкие и добротные, а помещение казалось свободным и просторным".

По воспоминаниям Бикии Ахатовны Гариповой, столетняя мечеть сгорела в 1962 году: "Была страшная гроза, гремел гром и молнии сверкали. И одна из этих молний попала прямо в минарет, и он начал гореть". Танзиля Ахатовна Халимова рассказала: "В это время на берегу озера Старицы отдыхали горожане. Когда молния попала в мечеть и минарет загорелся, отдыхающие не растерялись, сели в машину и, сигналя, несколько раз проехали по центральной улице, созывая жителей на помощь. После этого местное население выбежали из своих домов и начали тушить пожар. Тушили все, и мы, маленькие девочки, тоже со своими ведерками помогали. Приехали пожарные с бочкой и насосом. Но, к сожалению, спасти мечеть не удалось. Перед глазами до сих пор картина, как горящий минарет разрушается и падает".

 

Восставшая из пепла

До 2000 в д. Тураева не было мечети. Несмотря на отсутствие мечети, мусульмане не были лишены духовной жизни, посещали мечети соседнего Ембаева. Затем организовали молельное помещение в старом совхозном доме и выступили с инициативой строительства новой мечети.

Пятнадцатого сентября 2006 года в д.Тураева Тюменского района состоялось торжественное открытие новой мечети, построенной на месте старой. Это стало возможным благодаря пожертвованиям местных жителей и при финансовой помощи тогдашнего ректора Тюменского нефтегазового университета и депутата Тюменской областной Думы Николая Карнаухова.

Современная мечеть с прямоугольной апсидой для михраба из красного и белого кирпича и купольным навершием, четырьмя арочными окнами одного яруса, украшена шестигранным пирамидальным минаретом, увенчанным конусным шпилем и круглым барабаном, покрытым плоским навершием. Крыша трехскатная, как и пирамида минарета, покрашена зеленой краской. С противоположной стороны от апсиды сбоку есть придел с подклетом. Минарет одноярусный со стрельчатыми окнами.

Зайдя в мечеть, вы непременно отправитесь в молитвенный зал, устланный коврами. Ковры без разделения на места для намаза, как в Тюменской соборной мечети. Ниша михраба – вогнутая, перекрытая аркой и украшена лепниной. Оштукатуренные белые стены оттеняют изречения из Корана.

Ещё один элемент мечети – минбар – кафедра, с которой имам-хатыб произносит пятничную проповедь. Он выполнен из дерева с четырьмя ступеньками и обязательно застелен ковриком.

На арочных окнах – тюль белого цвета, так как яркие цвета в интерьере не допускаются. Молитвенный зал дополняют деревянные этажерки с комнатными растениями

Первым руководителяем современной мечети были Талип Алимбаев, имамы − Рамазан Сафаров, Раиб Халимов. На сходе селян в 2015 г. председателем стал Ришад Алимбаев, имамами – Рифкат Сайфуллин и Юсуп Сиразетдинов.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Традиции"

comments powered by HyperComments