Рыбный тракт
- 01 декабря 2019, 13:00
- Владимир КАЛИНИНСКИЙ
- Краеведение
Как с Тюменского Севера везли продовольствие. В октябре 1929 года Тюменский окружной комитет ВКП (б) поставил задачу обеспечить рыбой весь северный Урал.
Гладко было на бумаге…
Рыба на севере имелась в большом количестве, но как её доставить до Тобольска, а дальше в Тюмень – осенью по бездорожью, а зимой по заснеженной трассе – никто не представлял.
Выход был найден: между Тюменью и Тобольском организовали автомобильное сообщение. Но на октябрь 1929 г. в Тюмени не было достаточного количества шоферов да и автомобилей тоже. Тобольский тракт не был приспособлен для езды на автотранспорте. По нему более 200 лет ездили на лошадях.
Однако, несмотря на трудности, контрольная комиссия Тюменского окружкома партии приступила к организации на Тобольском тракте шести пассажирских станций на протяжении границы ответственности Тюменского округа. При каждой станции предполагалось иметь артель легковой гоньбы (гоньба – быстрая езда), состоящую из 12 пар лошадей с необходимой упряжью и зимней одеждой. Началась организация постоялых дворов в Тюмени, Борках, Космаково, Ярково, Камлюге и Байкалово, где могли поесть и отдохнуть пассажиры и водители грузовых автомобилей.
В Тюменском округе необходимо было создать из крестьян близлежащих деревень грузовую артель на 2000 гужевых подвод для отсыпки дорожного полотна и уборки снега зимой. На постоялые дворы, станции и грузовые артели планировалась привлечь обитателей 2500 крестьянских дворов.
Было решеновывезти из Тобольска свыше 970 тонн мороженой рыбы. При этом в Тобольский округ и на север планировалось доставить из Тюмени 670 тонн промышленных товаров.
На бумаге всё получалось отлично, большие масштабы работ кружили головы организаторам проекта. Но никто из них, сидя в тёплом кабинете, не представлял той поистине титанической работы, которую должны были выполнить водители. Без опыта работы на транспорте и по малоприспособленному для езды на автомобилях Тобольскому тракту.
В ноябре 1929 года в Тюмени открылись курсы водителей. 90 человек сели за парты, чтобы стать шоферами. Многие из них были демобилизованными из рядов РККА красноармейцами. Их легко было узнать по военному обмундированию. В основном в Тюмень попадали уволенные в запас из 170-го стрелкового полка г. Свердловска.
В это же время открылись курсы по подготовке дорожных мастеров.
Все прибывшие на обучение получали койко-место в общежитии и стипендию в размере 45 рублей. Всем гарантировалось дальнейшее трудоустройство. О таком счастье можно было только мечтать.
Неприхотливая полуторка
Планировалось задействовать в вывозке мороженой рыбы из Тобольска 50 новеньких автомобилей "Форд". Их выпускал с 1928 года по лицензии США. "Полуторка", как её окрестил народ, в те годы комплектовалась колёсами с металлическими спицами в ободах. А полуторкой этот "Форд" был назван по количеству перевозимого в кузове груза – полторы тонны.
Это был неприхотливый универсальный автомобиль, отлично зарекомендовавший себя и в годы Великой Отечественной войны.
Тюменским проектом по перевозке рыбы заинтересовался лично нарком торговли, снабжения и пищевой промышленности СССР Анастас Микоян. Он распорядился, чтобы с конвейера завода в Тюмень вне всякой очереди были отправлены 15 грузовых автомобилей "Форд".
В Тюмени началось строительство тёплого гаража на 50 автомобилей стоимостью 25 тыс. рублей. Подрядчик, городской коммунальный трест, получив заказ в октябре, к середине декабря 1929 года не освоил и половины отпущенных средств. А на тюменской железнодорожной станции на платформах ещё стояла часть разобранных "Фордов", которые требовали времени на сборку.
В Тюмень автомобили поступили 30 ноября. Из-за долгого перевода денег Свердловским облторгом транспортной конторе тюменцы не могли взять эти авто в эксплуатацию. Всё это создавало серьёзную угрозу организации автомобильного движения в зимнее время по линии Тюмень – Тобольск. А ведь рыбу необходимо было перевезти до апреля 1930 года, до наступления весенней распутицы.
Первый рейс
Рано утром 14 декабря 1929 года три "Форда" из Тюмени по деревянному мосту через Туру, гружённые пятью тоннами бензина для Тобольской консервной фабрики и тюками с мануфактурой отправились в первый свой рейс до Тобольска. Жители деревень Парфёнова, Мысовская, Яровская, Каскаринские и Березовские юрты с удивлением смотрели на заграничные автомобили.
В Борках народ целыми семьями выходил на улицу. Тракт проходил в то время по нынешней Центральной улице села. Деревенские собаки брали в кольцо каждую машину и сопровождали до конца деревни (ныне этот старый участок трассы находится рядом со зданием Борковской средней школы). Лай собак стоял по всей округе.
Далее путь автоколонны пролегал через деревни Мехряк, Щербак, села Созоново, Ярково, Байкалово.
Как оказалось, дорога Тюмень – Тобольск была абсолютно не приспособлена для автомобилей. Хотя на очистку Сибирского тракта в зимнее время была отпущена фантастическая по тем временам сумма в 124 тысячи рублей. Водителей начальство заверяло, что через каждые 50-60 км пути их будет ждать дорожный мастер с соответствующим количеством крестьянских повозок для ремонта дорожного полотна, а через каждые 10 километров – дорожный рабочий.
Конечно, первая поездка не обошлась без приключений. По ухабам автомобили двигались с черепашьей скоростью. На 91-м км одна из машин попала в дорожные "рогатки" – это приспособление для преграждения доступа транспорту в виде нескольких крестообразно сколоченных кольев. Видимо, на тракте была яма, и рабочие дорожного отдела выставили эту рогатку, чтобы туда не угодил автомобиль. Но шофер вовремя не заметил этот дорожный знак, который, возможно, был первым в Тюменском округе.
Машина перевернулась, водитель отделался лёгкими ушибами, но свыше тонны груза – бочки с керосином и 19 тюков мануфактуры – свалилось в снег. Стоял сильный мороз, и грузовая артель из села Покровского ничем помочь не могла. Где же поднять автомобиль весом 1750 кг деревенским лошадкам. Пришлось мануфактуру и автомобиль оставить в ближайшей деревне Усалка.
Два остальных "Форда" с грузом продолжили путь на малой скорости в Тобольск.
15 декабря 1929 г. в 8 утра два экипажа "Фордов" наконец-то прибыли в Тобольск. Здесь к приёму машин тоже были не готовы. В Тобольске имелось небольшое пожарное депо, куда после разгрузки были поставлены автомобили. Гаража в Тобольске не существовало, и строить его не начинали. О том, как сохранить автомобиль в исправном состоянии при сибирском морозе, мало кто задумывался. Рыба любой ценой, чтобы не допустить голода на Урале – мощнейший аргумент. Нужно было действовать и идти вперёд.
16 декабря 1929 г. в 8 утра два "Форда", загруженные мороженой рыбой по 600 кг каждый, отправились в обратный путь в Тюмень. Почему не полторы тонны грузили в машину? Увы, рыба оказалась объёмной продукцией, но при этом имела малый вес.
В Тобольске на складах оставалось рыбы всего на 3-4 автомобиля. Необходимо было организовать чёткую работу по доставке мороженой рыбы с промыслов Среднего Приобья в Тобольск. Но дело упиралось в отсутствие выгодных тарифов для коновозчиков. На "мелкие" вопросы никто не обратил внимания, и планы по доставке рыбы рабочим Урала могли не осуществиться.
Дорога жизни
Рыба оказалась в центре внимания партийных комитетов и в голодный, засушливый 1931 год. Было множество проблем, но Тюмень решила вопрос с обеспечением Урала продовольствием.
Вся деловая корреспонденция, связанная с доставкой северной рыбы на Урал, была засекречена. Власти боялись происков со стороны внутренних врагов. Было запрещено указывать фамилии водителей, дорожных мастеров и рабочих. Органы государственной безопасности ОГПУ Урала взяли под неусыпный контроль эту часть Тобольского тракта – истинную дорогу жизни.
Об уникальной операции по доставке рыбы на Урал мало кто знал. Вот и имена водителей пока неизвестны. Но благодаря мужеству тех парней решался стратегический для страны вопрос обеспечения целого региона рыбой. Это был гражданский подвиг недавних красноармейцев, севших за руль могучих по тем временам, автомобилей, чтобы наперекор сибирским морозам и бездорожью прийти на помощь советским людям. Трасса протяжённостью 260 км от Тюмени до Тобольска стала еще и дорогой мужества.
21 декабря 1929 года из Тобольска в Тюмень с мороженой рыбой прибыли без происшествий 4 автомобиля. Дорожный отдел вовремя засыпал ямы. Но не все. На 22-м км от Тюмени 3 новых "Форда" простояли 7 часов только потому, что не была своевременно засыпана рытвина, в которую угодил один из грузовиков. Благодаря помощи крестьян деревни Тураевой застрявший "Форд" удалось высвободить из дорожного плена.
Только в 1932-1933 гг. Тобольский тракт основательно выровняют. А через 40 лет он будет "одет" в асфальтовое полотно.
Конечно, хотелось, чтобы рано или поздно на обочине федеральной трассы Тюмень – Тобольск появился памятник грузовому автомобилю "Форд" – в знак благодарности водителям, выполнявшим важное государственное задание.