Забытый народ
- 30 июня 2019, 09:00
- Федор ВЕТРОВ
- Краеведение
Говорят, что сначала на нашей земле жили угры. Затем пришли сибирские татары. Затем русские. Такая вот простая схема освоения Сибири. Но если посмотрим на карту и прочитаем название сел, рек, местностей, возникает ощущение, что здесь не так все просто.
В документах XVII-XVIII веков узнаем много интересного о этническом составе населения нашего района. Оказывается, на этой территории жили народы, о которых мы и не слышали.
Например, такой народ, как сырянцы, или зырянцы. Не путать с зырянами, которые относятся к уграм. Зырянцы – это тюркский народ. Не совсем понятно до конца: отдельный народ или один из родов народа? Как бы то ни было, они здесь жили в прошлом. И не приняли приход русских в Сибирь. Ну не сложились отношения. Поэтому собрались и ушли. Небольшая часть на север. Большая часть – в степи на восток.
Каково их происхождение? Скорее всего, татары плюс зыряне. Поэтому, возможно, и назывались сырянцами, или зырянцами. Это одна из версий. Другие относят их либо к предкам башкир, либо собственно к башкирам. Расселены они были мелкими группами довольно широко. Примерно от бассейна реки Пышма до бассейна реки Исети. Своего улуса в Сибирском ханстве не имели. Соответственно, и волости, в которые потом были преобразованы улусы.
Одно из поселений было около деревни Зырянка. Вернее, деревня была основана рядом с их поселением. Это им не понравилось. Они ушли. Деревня, основанная переселенцами из России, получила в память от них название Зырянка.
Народ, конечно, полностью не исчез. Просто постепенно зырянцы (сырянцы) стали частью сибирских татар или башкир. В настоящее время часть исследователей выделяет такую группу в составе сибирских татар, как зырянские татары. Часть нет. Так что вопрос остается открытым.
Посмотрим документы и найдем еще один народ или род: кынырцы, или канырцы. О нем сведений немного больше. Приход русских, конечно, вызвал определенные "трения". Это нормальное явление при миграции народов, которая идет постоянно. Со временем все утрясается, все налаживается. Находятся общий язык и формы сосуществования. Идет обмен опытом, элементами культуры.
Главным в притирании народов всегда была налоговая и национальная политика. К чести Русского государства, оно поступало разумно и взвешенно. Улусы просто стали волостями. На одной территории фактически могло быть две волости. Одна – переселенцев из России, другая – местного населения. Налоги учитывали национальные моменты. Местные народы платили ясак и продолжали вести прежний образ жизни и хозяйствования. Часть сибирских татар была служилыми, реально сохранив положение, как и было прежде.
Кынырцы относились к ясачному населению. Соответственно, вели привычный образ жизни. Конечно, это не нравилось кучумовичам, которые не оставляли надежды вернуть себе Сибирское ханство. Небольшую группу кынырцев "соблазнили" уйти. Соблазнителями стали служилые татары. Они просто наговорили им страстей о том, что их ожидает. Якобы российские власти собираются уничтожить 12 знатных семей, а остальных заставить пахать землю. Земледелие кынырцам, конечно, было известно. Огородничество тоже. В определенной мере занимались и этим. Но они – скотоводы. Вот и испугались. Часть народа удалось вернуть на прежнее место практически сразу. Другая часть потом сама сбежала с новых мест от новых хозяев и вернулась в родные края: предположительно бассейн реки Канырка до реки Тура. Все познается в сравнении.
Происхождение кынырцев не совсем понятно. До середины XVI века этот народ нигде не упоминается. А в последней четверти XVI века еще в составе Сибирского ханства появляется отдельная Кынырская волость, или улус. Так что, возможно, кынырцы – один из родов сибирских татар. Название, скорее всего, получено от имени собственного. Известен даже возможный основатель этой группы, или народа. В 1600 году в числе жителей Кынырского городка был некий Буланча Кынырев. Явно не простое совпадение. Здесь есть один момент. Если его имя писалось в документах именно так: Буланча, значит, его статус был высоким. Либо из старшин, либо из служилых кынырцев. В то время имена простых людей писались иначе: добавлялся суффикс "к" к имени, независимо от этнической принадлежности (Ивашка, Олешка, Ондрейка). Простой человек – получи суффикс "к". Посмотришь документы, не имена – шедевры. Имя Буланча есть в современной монографии, которая ссылается на исследователя Сибири Герарда Миллера. Значит, возможно, Буланча – основатель этой группы или потомок первого колена основателя общности.
По-видимому, это была довольно сильная для того времени группа людей. Они имели даже свой Кынырский городок на левом берегу Туры. Он и был центром Кынырской волости. Причем основная масса населения этой волости жила именно в городке. Поэтому в документах чаще употребляется термин "Кынырский городок" и реже – "Кынырская волость".
По самой древней ясачной книге, сохранившейся до нас, в 1628 году ясачных людей в городке жило 60 человек. Ясачные – это мужчины от 18 до 50 лет. В середине XVII века ясачных людей было уже 73, а всего в городке проживало 290 человек.
Советский этнограф и один из крупнейших сибиреведов ХХ века Б.О.Долгих в исследовании "Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке" приводит в своей монографии такие данные по всей Кынырской волости. Время учета 1629 год. Ясачных 78 человек. Всего населения 310 человек. Насчитывалось 10-11 юртов. В данном контексте юрт – это не одна юрта, а поселение. К волости относился собственно Кынырский городок. Тот же Долгих на основании уже карты Ремезова, в которой Кынырская волость выделена, относит к ней Елкинские юрты на правом берегу Туры. Соответственно, Кынырский городок – на левом. На этом же берегу Туры – Езеякские, Утямышевы, Бегуны, Качангуловы, Акмановы, Чаклинские. Левобережные находились на реке Салаирка. Упоминаются еще "и другие". На реке Канырке юрт не названо почему-то. Может, там были именно эти "и другие"? Долгих отводит кынырцам территорию от водораздела рек Иска и Тура на северо-востоке до реки Пышма на юго-западе.
Самоидентичность кынырцы сохраняли довольно долго. Есть документ от 1696 года: "Сказка ясашных татар Кынырского городка о том, что татарин Рысачька Торгаев стар, увечен и не может промышлять, и сын его Штыкурчачько 16 лет в ясак годен". Ясак переходит на сына. Отец – на досрочный заслуженный отдых, по состоянию здоровья. В документе уже используется термин "ясачный татарин", а не "ясачный кынырец". Сложно сказать, о чем это говорит. Либо он не кынырец, либо их уже относили к сибирским татарам. Но Кынырский городок и волость еще существуют.
Сохранить самоидентичность кынырцы до сегодняшнего дня не смогли. Шло постепенное освоение нашего края переселенцами. Местное население втягивалось в общероссийскую жизнь, становилось ее неотъемлемой частью. Восточнее в степях продолжали кочевать те, кто не принял приход русских и вхождение Сибири в состав России. Возглавляли их потомки Кучума. Продолжали сопротивляться. Периодически совершали набеги на тюменские земли. Доставалось всем. В том числе и принявшим приход русских в этот край. А кынырцы их приняли. Досталось и им. Их городок был сожжен в ходе этих набегов. Аж два раза. Первый раз – в августе 1610 года. Царевич Алей совершил набег. Погромил Уфимский уезд. Дошел до Туры. Пограбил и пожёг Кынырский городок. Но городок восстановили. Второй раз, в начале XVIII, сожгли дотла. После этого он уже не восстановился. Жители расселились по округе. Продолжали, возможно, некоторое время числится кынырцами по документам. Со временем окончательно слились с сибирскими татарами в одно целое. Ушли в прошлое. Теперь это единый народ – сибирские татары. С очень интересной и бурной историей своего формирования. Вряд ли можно в России найти другой народ, в формировании которого участвовало столько этнических компонентов. Плюс разница в природных условиях, в которых проживает та или иная группа. Отсюда и все его особенности. В котором еще выделяются подгуппы: тоболо-иртышские, барабинские, томские. Они, в свою очередь, делятся еще на несколько более мелких. Кынырцев среди них нет. Но память о них осталась. Река Канырка. По левому берегу через лес в сторону реки Тура идет Кынырская дорога, которую прекрасно знают грибники…