Герои Советского Союза Павел ШАРОВ, Борис РАССОХИН, Пётр ГОРА и Николай СЫРОМЯТНИКОВ

Шаров знакомый и не очень

Новые краски к портрету нашего земляка Павла Шарова добавил ветеран госбезопасности Николай Зензин.

Начало работы по более глубокому изучению биографии прославленного разведчика было положено в 2011 году, в год 100-летия со дня его рождения.

Жителям "столичного", наверное, было бы небезынтересно услышать выступление 85-летнего ветерана госбезопасности тюменца Николая Зензина о нашем земляке, уроженце Созоново Павле Шарове, который в начале 1960-х посещал Тобольск, встречался со старшей сестрой Николая Кузнецова Агафьей Ивановной, адрес которой получил от брата героя Виктора, жителя Свердловска.

В 1964 годы вышло первое издание документальной повести Л.И.Брюхановой и В.И.Кузнецова – сестры и брата героя – "Разведчик Николай Кузнецов" (всего вышло четыре издания, последнее – в 1976-м). Павел Шаров написал предисловие к книге. Что его подвигло на это, сложно предполагать. Пожалуй, можно согласиться с теми доводами Н.Зензина, которые касаются устойчивого духа землячества (Кузнецов какое-то время жил в Свердловске, которому Шаров посвятил много лет жизни и где похоронен). Во-вторых оба, хотя и в разное время, учились на агрономическом отделении Тюменского сельхозтехникума. Кузнецов поступил на первый курс осенью 1926 года, но уже в начале июня 1927-го, незадолго до окончания экзаменов, получил телеграмму из дому, извещавшую о скоропостижной кончине отца, и был вынужден бросить учёбу. Шаров техникум успешно окончил – в 1940 году, незадолго до начала войны.

"Уже интересно, ведь там учился и Кузнецов", – несколько простодушно подчёркивает Н.Зензин. И далее: "Воевал в авиации, сделал 140 боевых вылетов, из них 72 с целью разведки (по другим источникам – соответственно 115 и 22 – В.П.). Значит, разведчик". Звучит немного наивно, по-детски – ведь нельзя же, согласитесь, не видеть разницу между собственно разведкой – в привычном понимании этого слова, – и разведкой воздушной (Шаров служил в штурмовой авиации, о чём говорит его послужной список). Немного удивляет тот факт, что штатный сотрудник КГБ-ФСБ книгу о легендарном разведчике, кумире многих поколений чекистов, впервые взял в руки лишь 53 года спустя после её выхода в свет.

Добавляет недостающие краски к портрету нашего земляка тот факт, – Н.Зензин об этом рассказывает, – что, когда П.С.Шаров побывал дома у Агафьи Ивановны, он был удивлён, в каких стеснённых условиях живёт родная сестра Героя Советского Союза Кузнецова. "Он тут же повёл её в горисполком и добился, чтобы от неё приняли заявление на расширение жилплощади. Квартиру она потом получила (Агафья Ивановна с 1920 года работала учительницей в родной Зырянке, в соседних деревнях, в Уватском районе. Последние годы жила с дочерью в Тобольске, где и умерла в мае 1970 года. – В.П.)

И ещё. Н.Зензин, памятуя о том, что П.С.Шаров, "хотя после войны жил и похоронен в Свердловске, родился и рос в нашей области, свои первые шаги в большую жизнь сделал, как и разведчик Николай Кузнецов, из стен Тюменского сельхозтехникума", а значит, следует установить на этом здании посвящённую ему мемориальную доску: "Он должен быть рядом со своим земляком и кумиром".

Идея хорошая, но… Ещё накануне 65-летия Великой Победы с этим предложением – установить мемориальные доски на зданиях ТГСХА, Тюменского аэроклуба, Созоновской и Текутьевской (с.Борки) школ – выступил наш постоянный автор, краевед Владимир Калининский. К сожалению, вопрос этот, хотя прошло уже более восьми лет, так и остаётся открытым.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Великая Победа"

comments powered by HyperComments