Ровесница района
- 07 октября 2018, 10:00
- Владимир КАЛИНИНСКИЙ
- Краеведение
29 августа 2018 г. жительнице села Борки Раисе Григорьевне Калининской исполнилось 95 лет. Эта дата стоит в её первом советском паспорте, выданном в послевоенное время.
Жителям сельской местности в те годы паспорта не полагались, чтобы исключить их отток в город. Власть за этим строго следила.
Родилась Раиса Шешукова в деревне Шешуково, что неподалёку от Борков, в 1923 году. Была старшей дочерью у своих родителей. Поэтому, когда в 1940 г. умерла её мать Татьяна Парамоновна, на хрупкие девичьи плечи легла забота о младших сёстрах Зине и Наде, о брате Александре.
В 14 лет она уже работала в колхозе "Пятилетка", возила фляги с молоком на лошадке из Шешуково в Борки на молоканку. Деревянное здание молоканки, которое когда-то находилось на территории детского дома в Борках, Раиса Григорьевна помнит и поныне. Как помнит тяжесть десятка фляг по 36 литров каждая, которые приходилось грузить в телегу дважды в день, после утренней и вечерней дойки. И не дай Бог если расплещешь в пути литр молока или выпьешь – придётся 10 лет ветки сосны рубить в Магадане. То советское поколение хорошо помнит и "закон о колосках", когда за горсть зерна взятого с колхозного поля, давали 10 лет лагерей. Голод в деревне не считался оправданием для колхозника. Время было суровое и не совсем справедливое. Но ведь это наша история, и мы не должны её забывать.
Когда в августе 1941 года отец Григорий Иванович Шешуков вместе с другими мужиками на колхозных повозках уезжали на фронт, дочь Рая долго бежала за телегой, причитая на ходу: "Тятя, тятя не печалься о нас, я всех сберегу, я сильная, я же комсомолка!".
Она действительно была не по годам сильной духом. Оставшись без родителей, одевала, кормила, обстирывала, воспитывала сестёр и брата. В годы войны от голодной смерти спасла их домашняя бурёнка. После работы на колхозных полях ночами заготавливала сено для кормилицы, выкашивая траву между кустарниками и болотными кочками. Ведь все добрые луга выкашивал колхоз, а неудобья, где рос бурьян, доставался колхозникам.
В 1942 году Раиса Шешукова попала под действие "закона о колосках". Когда ехали вдоль колхозного поля, Рая набрала младшей сестрёнке Наде зёрен пшеницы. Не успела она сдуть шелуху с ладошки, как сторож тут как тут. Хорошо, что пожалели тогда сирот в местном колхозе и учли, что отец на фронте. Иначе младшие попали бы в Борковский детский дом, а старшую отправили бы на Колыму. Может быть, сам Господь Бог заступился тогда за голодных детей.
В том же 1942 году Раису Шешукову мобилизовали в Тюмень на краткосрочные курсы санинструкторов для отправки в действующую армию. Детей пришлось оставить на знакомую деревенскую женщину. На этих курсах впервые у Раисы спросили о наличии свидетельства о рождении. Когда в приёмной комиссии убедились, что документа нет и в природе, девушку отправили в городскую больницу определять возраст. Пока тюменские светила думали, сколько лет будущему санинструктору Красной Армии Рае Шешуковой, из колхоза "Пятилетка" пришло ходатайство с просьбой освободить гражданку Шешукову от прохождения данных курсов в связи с воспитанием и опекой ею малолетних сестёр. С этих курсов она привезла в деревню новенькое свидетельство о своём рождении.
А 1943 году уйдёт на фронт её брат Александр. Она будет писать письма на фронт отцу и брату, но ни разу не расскажет, как тяжело ей даётся колхозная и домашняя работа, воспитание сестёр, частые их болезни и постоянный голод. Не напишет, как ноют по ночам руки от тяжёлого физического труда на колхозных полях и стирки белья в проруби. Не сообщит она и многого другого, потому что дала честное комсомольское слово отцу: выжить и сохранить до его прихода младших сестёр, которые многие годы звали её мамой.
В 1944 году Раиса встретила демобилизованного фронтовика, инвалида II группы Василия Калининского, а в 1945-м дождалась с войны отца и брата. В 1969 году Григорий Шешуков купил в Борках семье дочери дом, в котором она и поныне проживает. И только в 1970 году Раиса и её муж Василий узаконили свои отношения, и их совместные дети сменили фамилию Шешуковы на Калининские.
В 1973 году Раиса Григорьевна Калининская вышла на пенсию, но ещё долго продолжала трудится в совхозе "Борковский", в других организациях. Она всегда считала и по сей день считает, что только честный труд является мерилом совести человека. Золотые слова, и добавить нечего.
29 августа 2018 года родные Раисы Григорьевны устроили для неё настоящий праздник, а 95-летняя юбилярша порадовала детей озорными частушками и не менее озорным приплясом. Героиня не скрывает от родных своей светлой мечты – дожить до 100 лет.
1 октября к Раисе Григорьевне по случаю Дня пожилых людей и её 95-летия приехали главный специалист управления соцзащиты г. Тюмени и Тюменского района Татьяна Шестакова, зам. главы администрации Борковского МО Наталья Самородова, специалист по социальной работе Вера Лиепа и председатель Борковского совета ветеранов Надежда Утенкова.
Сколько душевных слов в адрес юбилярши вновь было сказано – не счесть.
Ветерана войны и труда Раису Григорьевну Калининскую в Борках знает и стар, и мал. Здесь ведь каждый на виду, по труду и только по труду на селе почёт. Раиса Григорьевна сегодня является самым пожилым человеком в Борках. Её общий трудовой стаж более 40 лет. Она награждена медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." и другими юбилейными медалями.
Раиса Григорьевна Калининская родила 9 детей. Награждена медалями материнства 1 и 2 степени. Ныне у неё 6 взрослых детей, 11 внуков, 14 правнуков и 1 праправнучка.
Тернист и тяжёл жизненный путь моей героини. Раиса Григорьевна всегда больше думала и заботилась о семье, близких людях, чем о себе. Она любила свою малую родину и не искала лёгких путей, никогда никому не завидовала. Поэтому и сохранила своё отменное здоровье, дожив до преклонных лет.
Автору вдвойне приятно писать эти строки, потому что Раиса Григорьевна – моя родная мать.