Онохино: история купеческой заимки

Недалеко от нашего села Онохино, там, где сейчас расположен детский оздоровительный центр «Алые паруса», в далёкие времена была купеческая заимка с водяной мельницей, остатки которой сохранились до сих пор. Её история очень интересна. С течением времени менялись владельцы мельницы, менялся её облик.

С чего всё начиналось

История этого места начинается с семьи Шмотиных. Первые упоминания о ней мы нашли в книге моего деда, Степана Ивановича Суворова, "История села Онохино". Он описывает, что ранее там находилась мельница купца Шмутина. Но из многочисленных архивных источников мы узнали, что Шмотины, а не Шмутины владели этой мельницей.

Когда-то давным-давно тюменский купец 3-й гильдии Алексей Григорьевич Шмотин с племянником Егором Фёдоровичем Шмотиным построили небольшую мельницу на изгибе Пышмы, разделённом песчаным островом. Строительство было начато в 1791 году. Зерно размалывали четыре пары жерновов. Производительность мельницы была высокой, на помол везли зерно не только из соседних деревень, но и из деревень, расположенных на берегах рек Исеть и Тура.

Недалеко от мельницы построили мост через реку Пышму. На шум водопада, слышимый в окрестных деревнях, потянулись подводы с зерном. Скоро производительность примитивного сооружения оказалась недостаточной, мельница не справлялась с нарастающим объёмом заказов. В документах Тобольского государственного архива хранится "Прошение Татьяны Ивановны Шмотиной" от 1815 года, в котором говорится, что её умерший муж "потомственный мещанин Егор Шмотин, владел мельницей с двумя амбарами на берегу реки Пышмы со своим дядей Алексеем Григорьевичем Шмотиным, сначала вместе, а потом более двадцати лет пополам. В 1797 году Алексей Шмотин построил по другую сторону реки лесопилку с плотиною".

Наследниками бывшего бургомистра Тюменской магистратуры Алексея Григорьевича Шмотина стали сын Степан Алексеевич с сестрою Марьей Алексеевной пополам, а также их мачеха Татьяна Дмитриевна Шмотина. У Егора Шмотина остались наследники: жена Татьяна Ивановна с детьми Иваном и Александром. Иван Егорович Шмотин какое-то время был писарем Червишевской волости, в 1826 году он сменил мещанство на крестьянство. Также нам известно, что в 1833 году крестьяне села Зырянского и деревни Онохиной уступили Шмотиным земли под мукомольную мельницу на реке Цынга, но дальнейшая история этого места нам неизвестна.

"Трудно было с размолом зерна. Первое время были сделаны деревянные, ручные жернова, в них набиты железные зубья, насечённые из старой шины. Верхний жернов рукой крутился, в середину засыпалось зерно, и так пропускали несколько раз" (С.И. Суворов). Не располагая нужными средствами для расширения предприятия, в середине XIX-го века Шмотины продали мельницу за Пышмой другим владельцам – братьям Волчихиными.

Из материалов Первой Всеобщей переписи населения мы узнали, что в селе Зырянском (Пышминском) в 1897 году жила семья Шмотина Ивана Алексеевича, 36-ти лет, с женой и тремя детьми, все члены семьи родились здесь же. Возможно, эта родовая ветка тех самых Шмотиных, которые некогда владели интересующей нас купеческой заимкой. Было бы очень интересно соединить линию этой родословной.

Купец 2-ой гильдии Василий Волчихин

"Во второй половине XIX века все дальние солонцовые земли были ещё тяжелы для обработки, и крестьяне были вынуждены от них отказаться. Увеличилось количество батраков" (С.Суворов). Купец Волчихин принял решение построить мельницу для выработки крупчатки. На месте старой он построил на сваях новую, солидную, шестиэтажную мельницу, оснащённую современным оборудованием, с плотиной-мостом, водосливом-водопадом и деревянным трёхметровым водяным колесом. Также имелись три пары жерновов для простого помола. Высотное поэтажное расположение оборудования ускорило технологический процесс. От заказов не было отбоя: жернова крутились круглые сутки. Словом, дело пошло в гору. За счёт оборотных средств Волчихин соорудил рядом с мельницей кирпичные склады, кузницу и жилые дома. На окраине соснового бора возникла уютная купеческая заимка с просторным домом для хозяина.

Мы считаем, что имя этого купца незаслуженно забыто нашими земляками. Что мы знаем о нём?

Василий Алексеевич Волчихин, 1826 г.р., купец 2-й гильдии, в документах обозначен как уроженец с. Зырянского (в переписи 1897 года он назвал местом своего рождения Караульный Яр Тюменского округа, Тобольской губернии).

В 1865 году в своём родном селе Зырянском построил церковно-приходское училище на каменном фундаменте, с полной обстановкой. Стоившее ему свыше 1000 рублей училище было одним из лучших в Тюменской округе. "В 1897 году инспектор народных училищ А.И.Гуляев, проводивший проверку в Тобольской губернии, отметил, что лучше всего отстроены школы в Тюменском уезде. Особое впечатление на него произвели школы в с. Кулаково (обставленная на средства купца Н.М.Чукмалдина), в с. Чёрная Речка (Панфилов), в с. Зырянском (В.А.Волчихин), а также две тюменские школы". Волчихин ежегодно жертвует для поддержания училища 150 рублей. Эти деньги расходуются на добавочное жалованье священнику – 30 рублей, учителю – 80 рублей, и на добавочные средства на письменные принадлежности и учебные пособия – 40 рублей, так что в материальном отношении эта школа обставлена лучше других. В храме села Волчихин изготовил новый иконостас и обновил стенную живопись на сумму 2000 руб.

В 1882 году Василий Алексеевич выделял пожертвования на строительство мужской гимназии в городе Тюмени. В 1882 году пожертвовал городу ещё несколько домов: под воинские казармы, приходское училище и подготовительный класс для женской прогимназии (ГАТО, ф. И 2 оп.1, д.500). В 1867 году вместе со своим сподвижником Александром Алексеевичем Лещёвым, тюменским купцом, уроженцем г. Шадринска, инициировал строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Шадринске вместимостью на 1500 человек. Строительство шло 30 лет. И, несмотря на очень трудное материальное положение, в 1897 году Волчихин достроил этот храм. Но этой величественной церкви была уготовлена печальная учесть – в 1928 году храм разобрали, кирпичи вывезли в г. Каменск-Уральский для строительства алюминиевого завода, а бой использовали для подсыпки городских улиц.

Очень интересную информацию можно найти в периодических изданиях того времени. Так, например, в газете "Екатеринбургская неделя" от 6 июня 1884 года N 22 есть очень интересная статья от некоего местного жителя под псевдонимом Н.Г: "Милостивый государь. Господин Редактор! Имею честь Вас покорнейше просить поместить в Вашей газете следующий факт достойный замечания: Шадринский купец Василий Алексеевич Волчихин, имеющий в Червишевской волости, Тюменского округа, крупчато-механический завод, в настоящую весну, раздал крестьянам вышеозначенной волости взаимообразно для обсеменения полей хлеба в зерне: пшеницы 2,000 пуд., такое – же количество овса и отрубей для корму лошадей около 3,000 пудов. Таковой поступок благотворительности В.А.Волчихина, при всеобщей бедности крестьян, невольно просится под перо, тем более, что многие всегда готовы за другими подмечать худые стороны, даже маловажные, умалчивая о добрых делах. С искренним почтением к Вам, имею честь пребыть, Ваш покорный слуга, местный житель Н.Г.".

Следующее упоминание, которое мы также не можем оставить без внимания, в "Тобольских епархиальных ведомостях" от 16 ноября 1896 года N 22: в статье про обновление храма в селе Пышминском Тюменского округа также упоминалось о пожертвованиях храму от купеческой жены Любови Семёновны Волчихиной и о значительном пожертвовании в храм ко дню освящения купцом А.А.Лещёвым (содержатель крупчатой мельницы В.А.Волчихина) металлического паникадила и трёхсвечника за престол, высеребренных и местами позолоченных.

В 1898 году Волчихин сдаёт мельницу в аренду некоему Болотову. И в этом же году у братьев Василия и Дмитрия Волчихина Пышминскую мельницу за 50 тысяч рублей купил будущий Тюменский голова Андрей Иванович Текутьев. Покупка не была честной: чтобы убрать конкурентов, Текутьев обрушил цены на зерно, и Волчихину ничего больше не оставалось, как избавиться от убыточного хозяйства. Практически сразу после произошедшего, в 1900 году В.А.Волчихин умирает.

Тем не менее, в истории дореволюционной России Василий Алексеевич Волчихин остался как крупный представитель буржуазии Тобольской губернии, вышедший из крестьянской среды. Его капитал достигал 0,5 млн рублей.

Жители заимки и работники крупчатой мельницы

По материалам Первой всеобщей переписи, в 1897 году на заимке было 10 строений, в части которых проживали 87 человек, из них 61 постоянно и 26 человек пребывали там временно (извозчики и крестьяне из других волостей).

В первом доме останавливались купец Волчихин Василий Алексеевич, 70 лет, с женой Любовью Семёновной (уроженкой г. Шадринска Пермской губернии), купец Лещёв Александр Алексеевич, 38 лет (который на момент переписи находился здесь в гостях), конторщик, приказчик, подрядчик, кухарки и горничная.

Дом управляющего

Во втором доме – управляющий делами Волчихина и Лещёва в Тюмени Андрей Николаевич Бейгуль (потомственный дворянин, 34-х лет) с семьёй и прислугой.

В третьем доме – мукомольный мастер с семьёй и прислугой. Гостем в этом доме числился купец Василий Васильевич Балышев, 48 лет (хлебный торговец).

В четвёртом доме – приказчик и его семья.

В пятом доме – помощник мастера с семьёй.

В шестом – садовник из Польши, 53 лет, ухаживающий за насаждениями заимки, и его семья.

В седьмом доме – рабочий заимки и его семья.

В казарме – более 30 человек постоянных чернорабочих из других регионов, помощник свинопаса, стряпка и её помощница, и более 20 человек ямщиков и крестьян, ночующих временно.

В Первой всеобщей переписи 1897 года села Пышминского (Зырянского) также встречаются местные жители, отмеченные как работники крупчатой мельницы Волчихина: Суворов Степан Христофорович, 13 лет, житель села Пышминского, служит на крупчатой мельнице; Данилов Гаврил Прокопьевич, 25-ти лет, житель села Пышминского, работает на крупчатой мельнице Волчихина сортировщиком; Табанаков Фёдор Егорович, 22-х лет, житель села Пышминского, работник на мельнице у Волчихина; Пьянкова Федосья Васильевна, 52-х лет, жительница деревни Онохиной, работает дневальной в крупчатой мельнице; Тишенских Яков Евдифеевич, 14-ти лет, житель деревни Онохиной, работает в крупчатой мельнице подметалом.

На заводе у Волчихина чернорабочим работал наш дальний предок Аржиловский Василий Петрович, 21 года, житель села Пышминского.

Из летописи С.И.Суворова мы знаем, что на той заимке, но уже во времена владения ею купцом Текутьевым работал столяром и плотником отец Павла Касьянова, именем которого названа одна из улиц села Онохино, который со всей своей семьёй тоже проживал на купеческой заимке.

Купец 1-ой гильдии Андрей Текутьев

Некоторое время заимка с мельницей принадлежала известному тюменскому купцу Андрею Ивановичу Текутьеву. Он много времени проводил на заимке, особенно в летнее время. У него даже было там любимое место: мостик, под которым протекал прозрачный ручей. Текутьев очень любил его и не однажды говорил: "Пока журчит мой приятель, я жив буду". Ручей регулярно чистили, и он радовал всех своей вкусной водой и весёлым нравом.

На мельнице у А.И.Текутьева был установлен порядок: тот, кто размалывает зерно ночью, должен платить дополнительно одну копейку за свечку, которая горела в цехе, где выгребалась мука, он же позднее сбор за свечку и отменил. Текутьев был тщеславным человеком, и заимка, которая десятки лет носила название "деревня Шмотина", стала называться Текутьевской заимкой. Также ни в одном источнике мы не нашли сведения об участии купца в развитии нашего села – в отличие от его предшественника В.А.Волчихина.

В завещании Текутьев передал мельницу своему племяннику, т.к. своих детей у него не было. Позднее в печатных источниках эта заимка именовалась б. Бахмутовская, но её история нами ещё не изучена.

Купеческая заимка в ХХ веке

По свидетельству жителей села Онохино, в 1920-х годах Пышминскую мельницу сожгли сами рабочие. Её начали восстанавливать, однако материала хватило только на пару этажей, производительность мельницы упала.

В 1923 году была организованна артель из 12-ти крестьян, которые на базе Текутьевской мельницы на противоположном от заимки берегу построили мельницу простого помола при двух парах жерновов. Каждый крестьянин имел своё хозяйство, а мельницу содержали коллективно, доход от неё делили между собой. Артель была подконтрольна сельскому Совету.

В 1927 году мельница была передана комитету взаимопомощи, который возглавлял Михаил Фёдорович Конушин. "В марте 1928 года на одном из комсомольских собраний А.И.Аржиловский внёс предложение: на базе Текутьевской заимки организовать комсомольскую коммуну" (С.И.Суворов). И уже 22 июля 1928 года на территории знаменитой усадьбы открыли первый в Тюменском районе пионерский лагерь, названный Онохинским.

По рассказу инженера А.К.Щекотова, бывшего директора Тюменского машиностроительного техникума, предвоенным летом 1941 года он отдыхал в лагере и хорошо помнил, как пионеры, и он в том числе, любили загорать на громадных отполированных водою деревянных лопастях ещё сохранившегося водяного колеса мельницы в правом от острова протоке реки. Был в сохранности и бревенчатый настил плотины.

Во время Великой Отечественной войны лагерь носил военный характер. После войны ему было присвоено имя Героя Советского Союза, партизанки Зои Космодемьянской. В 1994 году лагерь был переименован в детский оздоровительный центр "Радуга", а в середине 2016 года детский центр был объединён с соседним "Алые Паруса".

Господский дом на берегу Пышмы

К нашему времени от мельницы остались только торчащие в русле Пышмы сваи. В хорошем состоянии на территории лагеря находятся старинный склад с оригинальным краснокирпичным декором, господский дом на высоком берегу над бывшей запрудой и пруд. Сохранил остатки былой роскоши небольшой парк с вековыми деревьями. Также на территории близлежащего санатория "Сибирь" сохранилась пара жерновов: возможно, они принадлежали Пышминской мельнице. Но жива заимка. Её история включает в себя период с XVIII по XXI века. Многим поколениям полюбилось это место в сосновом бору на красивом берегу реки Пышмы.

Здание, добротно построенные нашим земляком, купцом 2-ой гильдии и меценатом Василием Алексеевичем Волчихиным, часть нашей истории – истории села, истории Тюменского края.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Онохино"

comments powered by HyperComments