"Подтолкнём падающее"?
- 04 февраля 2018, 10:00
- Тамара НЕКРАСОВА
- Краеведение
Сегодня мы расскажем о том, как в 30-х годах газета «Красное знамя» участвовала в борьбе с религией.
К концу 1929 года в печати с особой силой развернулась антирелигиозная пропаганда. В газете "Красное знамя", носившей тогда статус окружной, выходили целые антирелигиозные страницы. Одна из них, к примеру, называлась "Подтолкнём падающее". Главная мысль: религия отмирает, надо только открыть глаза гражданам, пребывающим в темноте и невежестве, да немного подтолкнуть падающее… Заголовки – хлёсткие, с героями публикаций авторы не церемонятся. Вот одна из таких заметок под названием "Поп обжуливает деревню".
"Богандинский поп Страхов, чувствуя большую потребность в улучшении своего материального положения, под маркой оплаты церковного сторожа, решил вместе с церковным советом провести среди верующих "самообложение" по 70 коп. со двора. "Самообложение" должно дать на первое время 300 рублей. Сумму сбора разбили по населённым пунктам. Причём не осталась без охвата даже и мельница, на которую разверстали 2 руб. 30 коп. Сбор денег (милиции надо поинтересоваться этим) проводится таким порядком: уполномоченный церковного совета, то бишь попа, приходит к гражданам и говорит: - Давай 70 копеек... Кто отказывается, от того требуется подписка об отказе. Короче говоря, поп запугивает население. Если, мол, не дашь подписку об отказе, то придет время – посчитаемся. Честь населения всё-таки не пошла на эту удочку и платить отказалась, но часть платит. Обжуливанию попа нужно положить предел. С церковью крестьянам Богандинки надо поступить так же, как поступила деревня Парфенова, передавшая церковь под клуб, Княжева, устроившая в церкви культурное учреждение, Мыс, Яр, Друганова, Успенка, Головина, занявшие помещения церквей под школы. От этого мероприятия для населения будет больше пользы. К тому же население избавится от лишних дармоедов и обманщиков, именуемых попами, которые на народной темноте и невежестве жиреют".
Как следовало из публикаций "Красного знамени", в пригородных деревнях активно "перепрофилировали" здания церквей, соперничая в этом с Тюменью. Газета обрушивается с критикой в адрес городских властей, не прислушивающихся к мнению рабочих:
"... В Тюмени, в окружном культурном центре, ... церковь выдохлась, потеряла авторитет, потеряла "клиентов"... Ценные здания пустеют, разрушаются от бесхозяйственности. Однако Тюмень пока ничего не сделала. Правда, говорили об изъятии церкви против музея, принадлежащей главнауке, писали о необходимости передачи здания синагоги под культнужды, костела, Знаменской церкви, Спасской. И, надо сказать, рабочие Тюмени по-серьезному ставили вопрос. Но дальше разговоров дело не пошло. Поговорили и бросили. Колокольный звон в городе по-прежнему назойливо лезет в уши. Союз воинствующих безбожников оказывается совсем не воинственным...".
А вот в деревнях, где коллективизация сопровождалась раскулачиванием и высылкой, – простор для "воинствующих безбожников".
"Другановское земельное общество вынесло решение 1 октября церковь отдать под школу. Часть бедноты и объединенные в товарищество по совместной обработке земли крестьяне приняли горячее участие в переделке "божьей клетки" в дом культуры", – пишет "Красное знамя" в 1929 году.
"Широко и свободно начинает шагать деревня к новому, – делает вывод газета. – Старое, отживающее уходит, с кровью отдирается и выбрасывается вон. Вместе с прочими отмирает в деревне религия. Одна за другой незаметные, серые, затерянные среди болот и лесов Другановы, Княжевы, Лабинские в огне классовой борьбы за новое скидывают ветхое одеяние умирающего мира. Вместо поповского псалтиря и Евангелия в церкви, этой опоре старого мира, начинает звучать новое слово, зовущее к культуре, к новой разумной жизни. Стены бывших церквей начинают оглашать веселые звонкие голоса школьников, пионеров, комсомольцев. Широкой поступью начинает пути деревня, настолько широкой, что город остается позади...". Судя по всему, антирелигиозная пропаганда в деревне была куда более эффективной, чем в окружном центре. Так, Свято-Ильинская церковь в селе Богандинское (Килки) уже в 1930 году была закрыта, а затем разорена и разрушена. Прошло много десятилетий, прежде чем этот храм восстал из руин. Впрочем, его гибель и возрождение – совсем другая история, которую тоже можно найти на пожелтевших от времени страницах "Красного знамени".