Согретые Сибирью. Подвиг милосердия
- 08 сентября 2016, 14:58
- Мария КОРАБЛЁВА
- Краеведение
Десятого ноября исполнится 75 лет с того дня, как в Тюменскую область прибыл первый эшелон с детьми, эвакуированными из прифронтовой полосы. Потом этих эшелонов было много, их принимали все железнодорожные станции от Тюмени до Ишима.
Детей развозили по многим населённым пунктам, но Ембаево, Тураево и Борки были одними из первых.
Об этом и о многом другом рассказал инициатор проекта "Согретые Сибирью", главный редактор журнала "Мир национальностей" Иван Кнапик, когда в нашем районе устанавливали мемориальные доски в честь подвига тюменцев, принявших у себя детей из блокадного Ленинграда и оккупированных немцами территорий. В августе такие доски появились на зданиях средних школ Кулаково и Успенки, в сентябре – школ Ембаево и Борков. В этих сёлах прошли торжественные мероприятия, на которые собрались представители всех поколений, приехали почётные гости.
Глава Тюменского района Светлана Иванова поблагодарила земляков за доброту и неравнодушие, за стойкость и веру в победу. "Очень важно, чтобы об этом подвиге своих родных знали их внуки и правнуки, гордились ими и помнили, какой ценой нашему народу досталась победа", – подчеркнула Светлана Владимировна.
Депутат Государственной Думы Иван Квитка поблагодарил инициаторов акции, обратив особое внимание на то, что ленинградские дети были действительно согреты Сибирью. Он отметил, что забота о детях блокадного Ленинграда была настоящим трудовым и человеческим подвигом женщин Тюменского района: "Пока мужчины сражались на фронте, здесь, в тылу, шло другое сражение: с голодом, болезнями, сражение за детей".
Депутат областной Думы Александр Крупин назвал подвигом милосердия то, что сделали жители тюменских сёл в годы войны для детей, эвакуированных из западных областей страны. Людей, совершивших этот подвиг, надо знать поимённо, уверен депутат, и здесь – большое поле деятельности для поисковых отрядов и всех, кому не безразлична история родины. Председатель Тюменской районной думы Валентин Клименко призвал ветеранов делиться с молодежью своими воспоминаниями, чтобы память оставалась живой.
Открытие памятных досок стало настоящей встречей поколений. В Борках доску открыли бывшая воспитанница детского дома Полина Фёдорова и школьник, отличник учёбы Дмитрий Тимофеев. В Ембаево – ветеран Роза Алеева и учащийся класса допризывной подготовки к службе в армии Галияр Алтынгузин. Роза Валеевна вспоминала запах свежего хлеба, который пекли для детдомовских детей, поэтому в знак памяти участникам мероприятия в Ембаево положили в ладони крошечные ржаные булочки.
Житель Ембаево Рафаиль Халидуллин рассказал о том, что ленинградские ребятишки учились в том здании, где сейчас сельский музей. Рафаиль Рашидович вспоминал, как дружил с мальчишками из 93 детдома, водил их домой попить чаю.
У Хурии Файзуллиной открытие мемориальной доски вызвало бурю эмоций и волну воспоминаний. Ее отец, Баттал Халимов, ушёл на фронт 23 июня 1941-го. У большой семьи Баттала был двухэтажный дом в Тураево, туда тоже поселили ленинградцев. Баттал сражался за Ленинград, был ранен, вернулся домой. Хурия родилась уже после Великой Отечественной, и когда училась в четвёртом классе, ей дали задание написать воспоминания родных о войне. "Я к папе: "Расскажи!", – вспоминает Хурия Батталовна. – А он мне в ответ: "Ты мне душу не тереби, не напоминай мне про войну. У меня одно желание: чтоб ни вы, ни ваши дети не видели войны...". Рассказ отца записать не удалось, но девочка получила пятёрку за свою совсем коротенькую работу, в которой сумела передать эмоции фронтовика.
Хурия Батталовна знает, что её мама после войны долго переписывались с ленинградцами, сохранилась мамина тетрадка с адресами, да записи в той тетрадке давно выгорели. Наверно, теперь есть способы их восстановить, это надо сделать, уверена пожилая женщина. Она знает ембаевскую семью, члены которой ездили на лечение в Ленинград: там их принимали бывшие детдомовцы. На добро сибиряков питерцы отвечали добром...
С историей Борковского детского дома в годы войны и после неё читатели "Красного знамени" знакомы благодаря публикациям краеведа Владимира Калининского, жителя Борков. Далеко не все факты, которые он собрал, вошли в публикации в нашей газете. "По воспоминаниям очевидцев, – рассказывает Владимир Васильевич, – с 1941 по 1947-й ежегодно в Борки прибывало по 150 человек из западных областей Советского Союза. Небольшое село не было готово разместить такое количество людей, но Борки приняли всех. Первым делом эвакуированных развезли по деревенскими баням, отмыли и отогрели в прямом смысле. Эти люди действительно были согреты Сибирью. Так, детдомовец Юра Титов, прожив в Борках около четырёх лет, не хотел возвращаться домой. Когда за ним приехали из Ленинграда, он спрятался, чтоб его не нашли. Сибирское село стало для него второй родиной…".
О Полине Филипповне Фёдоровой тоже рассказывала наша газета. В Борковский детский дом она попала в 1942 году. В 1959-м поступила в педучилище, работала в разных уголках Союза, а десять лет спустя вернулась в Борки, которые стали для неё второй родиной, учила сельских ребятишек русскому языку и литературе. Когда бывший ученик Владимир Калининский расспрашивал Полину Филипповну, что больше всего ей запомнилось о жизни в детском доме, она ответила: кедровые орешки в кулёчках, которые дети получали каждый Новый год – такая была радость! Кто и откуда привозил орешки, неизвестно, для краеведа Калининского это тайна, которая не разгадана. Пока…
Кедровые шишки ребята в форме солдат Великой Отечественной раздали всем присутствовавшим на открытии памятной доски в Борках. У одних эти шишки вызвали улыбку, у других – слёзы…
В рамках проекта "Согретые Сибирью" изданы два тома документов и воспоминаний, но не все имена ещё найдены и не все страницы тех лет раскрыты. Поэтому идёт сбор материалов для третьего тома, куда войдут и публикации о детском доме в Борках. Продолжается работа и по установке памятных досок на зданиях школ. В Борках была открыта уже 67-я по счёту. А всего в нашей области для эвакуированных детей было создано 97 детских домов, интернатов и ясельных групп. И ни один ребенок, прибывший из блокадного Ленинграда в Сибирь, не погиб. Сохранили всех. Это ли не подвиг милосердия!