Как казаки фильм снимали

  • 20 ноября 2016, 22:24
  • Владимир ПОРОТНИКОВ
  • Культура

Пригородный район в разные годы был местом съёмок по меньшей мере трёх художественных кинолент: в Речкино снимали «Агонию», в Успенке – «Северный вариант», в Мальково – «Казачью быль».

К работе над последней из них приступил в 1997 году на Свердловской киностудии известный уральский кинорежиссёр, актёр, сценарист, художник Николай Гусаров – уроженец Севастополя, потомственный казак. К тому времени его послужной список насчитывал 11 полнометражных кинофильмов, пять сценариев, несколько повестей и немалое количество ролей, сыгранных в кино и театрах страны: в Пензе, Омске, Ижевске.

Среди гусаровских кинокартин уже были в прокате посвящённые казачеству "Семён Дежнёв" (1983), в котором зрители открыли для себя ставшего впоследствии популярным актёра Алексея Булдакова, и "Дикое поле" (1990). Поэтому Николай Николаевич досконально знал казачьи обычаи, обряды и ритуалы.

Он давно мечтал снять исторический фильм о зарождении казачества. Несколько раз подавал в Госкино заявки, но неизменно получал отказ: "Это нам не нужно". Только в 1989 году, на заре перестройки, он добился наконец финансирования съёмок "Дикого поля".

- Истории казачества, как таковой, тогда не было, - рассказывал Гусаров в одном из журнальных интервью. – Создавая сценарий, я многие вещи угадывал. Знаменитый Борис Рубашкин, занятый в картине, подарил мне трёхтомник Сергея Соловьёва "История казачества". Конечно, какие-то ошибки я допустил, но в "Казачьей были" постарался их исправить.

Почему местом съёмок стало именно Мальково? Во-первых, природный ландшафт был подходящим для масштабных съёмок – к примеру, когда казаки лавой (по В.Далю, "казачий строй к нападению охватом, дугою, в одну шеренгу") атакуют конницу противника, - требовался простор, коего в здешних местах в изобилии. Кстати, название протекающей здесь реки Дуван, согласно тому же В.Далю, означает "юр, вкруг открытое, возвышенное место". С важной пометкой: "В устьях Урала есть урочище дуванный бугор, где казаки встарь, возвращаясь с моря, из Персии, дуванили дуван". Крутые, обрывистые берега Туры также служили естественной декорацией.

Во-вторых, не нужно было откуда-то издалека везти требовавшихся в изрядном количестве лошадей: породистых рысаков могли предоставить и сами мальковцы, и их соседи из Боровского, Винзилей, Успенки, Чикчи, Тюмени. Конечно же, сыграло свою роль и наличие в селе станичников, что облегчало поиск необходимых для массовок наездников, да и реквизита (мебели, одежды, домашней утвари) тоже.

Не исключено, что – в-третьих – выбор места съёмок предопределило личное знакомство режиссёра с представителями местного казачества – в частности, с атаманом Екатеринбургского отдела Оренбургского казачьего войска Борисом Золотарёвым, атаманом Тюменского линейного казачьего войска Юрием Роммелем, атаманом местной казачьей общины Николаем Брагиным и другими влиятельными в казачьей среде людьми. Есаул Николай Гусаров бывал почти на каждом из Больших казачьих кругов, будучи бессменным их ведущим, пользовался огромным уважением среди казаков, авторитетом в сфере казачьей культуры.

Мальково – одному из старейших пригородных населённых пунктов – исполнилось в ту пору 375 лет. На почтенном расстоянии друг от друга здесь было расположено порядка четырёхсот дворов. Здоровенные, широкие улицы, дворы, большие ворота и добротные дома надолго запоминались проезжим, а особенно память запечатлевала чувство свободы и вольной жизни. Казалось, всё здесь отличалось чистотой и уютом.

Атаман местной казачьей общины войсковой старшина Николай Михайлович Брагин, сам снимавшийся в картине, нарадоваться не мог на своих казаков:

- Видели, какие у нас люди? Не люди, а золото. А как они свою землю любят, свой край! А на казаков наших посмотрите – загляденье! Здоровые, крепкие, непьющие…

Неоценимую помощь съёмочной группе оказали тогда, помимо местного населения, атаман Тюменского линейного казачьего войска Юрий Александрович Роммель и Николай Артемьевич Шилохвостов, работавший в то время директором конной базы моторного завода.

У последнего на съёмках фильма прямо под седлом пал конь Семён: Николай Артемьевич оплакивал своего любимца – "самого доброго друга", по его же словам.

- Он уже немолодой тогда был, слабый, но пару дублей продержался достойно, а на третьем сердце не выдержало.

Сначала никто ничего и понять не успел – съёмки, суета… Осознание того, что в конюшне больше нет Семёна, пришло спустя несколько дней. "До этого момента я последний раз плакал только в раннем детстве, а тут не выдержал, дал волю чувствам. Хорошо, другие лошади долго тосковать не дали…

Николай Артемьевич – тоже потомственный казак. Отец его, Артемий Яковлевич, родом из Оренбурга, рассказывал сыну, что лошадей в родне держали много, а вот у них в хозяйстве была единственная кобыла – Звёздочка, обслуживавшая отцовскую пасеку. Впервые маленький Коля сел на лошадь в четыре года и с тех пор практически с неё не слезал.

Как режиссёр Николай Гусаров привлёк к работе над фильмом испытанный коллектив единомышленников – костюмеров, гримёров, звукорежиссёра, художника и т.д., - с которыми был знаком многие годы и с кем создал не одну киноленту. Не стал исключением и актёрский состав: так, одну из ключевых ролей – есаула Шубаша – он доверил актёру Тюменского театра драмы Александру Ческидову: до этого Александр Дмитриевич (за плечами у которого уже был опыт работы в "Ермаке" и "Житии Александра Невского") снимался у Гусарова в "Покушении на ГОЭЛРО" и в "Команде "33". В последней картине играл и самый, безусловно, маститый из всего актёрского коллектива "Казачьей были" - народный артист РСФСР Юрий Назаров, до этого снимавшийся у Николая Николаевича в фильме "Лошади в океане" (1989).

Впоследствии Юрий Владимирович, которому, кстати, в мае будущего года исполнится 80 лет, неоднократно бывал в Тюмени с антрепризами и каждый раз считал своим долгом навестить Мальково, о котором у него остались самые приятные впечатления и где его до сих пор помнят, следят за его новыми работами в кино.

Конечно же, не забыл Николай Гусаров и себя, любимого: в его фильмографии как актёра – 7 ролей, а уж в фильме про казачество, как говорится, сам Бог велел сыграть.

Как и ранее на съёмках "Дикого поля", проходивших в донских степях, где стояла лютая жара и дули суховеи, когда съёмочная группа "лежала в лёжку", Гусаров, одетый в сложный многослойный костюм казака XVI века, в меховой папахе, в шароварах, руководил съёмочным процессом и играл роль. Его организм, с детства привыкший к тяготам, легко справлялся с нагрузками.

20 ноября этого года заслуженному артисту Удмуртской АССР Н.Н.Гусарову исполнится 76 лет. Режиссура – в силу возраста – отошла у него на второй план. "В последнее время увлёкся литературой, - говорит он о себе. – Пишу повести, закончил вот роман "Скоморохи", написал с десяток песен для наших казаков".

"Читаешь и радуешься, как мастерски владеет Гусаров меткой народной речью с её непременным юмором, - писал о нём один из кинокритиков. – Он свободно входит в исторические времена, мгновенно перевоплощается и естественным образом живёт жизнью персонажей. Мало того, он и нас, читателей, тащит за собой. И мы, не в силах сопротивляться, тоже начинаем бороться. Любить, ненавидеть, грустить и смеяться вместе с ними. В этом и заключена сила настоящего искусства!"

Возможно, литературные произведения, вышедшие из-под пера многосторонне одарённого человека, будут когда-нибудь экранизированы его учениками? Как в своё время он сам пересказал языком кино написанные им повести "Дикое поле" и "казачья быль"…

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Мальково"

comments powered by HyperComments