Окопы рыли под бомбёжкой...

Когда началась Великая отечественная война, Лидии Семёновне Сосиной было 13 лет. Окончила 5 классов и на летние каникулы поехала погостить в Москву к родственникам. В воскресенье 22 июня началась война.

Лидия Семёновна рассказывала: "Хорошо помню этот день. Я была у брата - он жил напротив ВДНХ. Народ гулял на выставке, мы тоже с племянницами были там. В 12 часов дня по радио объявили, что началась война. И весь народ, что находился на ВДНХ, бежал оттуда, выставка сразу опустела".

Правительство объявило мобилизацию военнообязанных с 23 июня. Многие москвичи пошли добровольно на фронт, в военкоматах были большие очереди. Старшего брата сразу взяли в армию, а младший поступил учиться в лётное училище ещё до войны, в 1939 г., а как война началась, его сразу отправили на фронт лётчиком. Воевал на Ленинградском фронте и до конца войны родственники его не видели.

Проводив мужчин на фронт, женщины вернулись в свою деревню. Деревня Ганькино находилась в 150 км от Москвы, на крутом берегу Оки. А с противоположной стороны в 200 м от деревни проходила железная дорога.

У каждого дома были вырыты дзоты, доты. А поперёк деревни сделали противотанковый ров длиной до следующей деревни. Окопы рыли в основном девушки от 14 до 18 лет. Немецкие самолёты бомбили железную дорогу, так как по ней везли технику и солдат на фронт, а обратно раненых. Бомбили проходящие по реке пассажирские пароходы и баржи, которые также перевозили людей и груз. Во время бомбёжки стоял адский грохот и все прятались кто куда. А иногда немецкий самолёт пролетал низко над землёй и обстреливал деревню.

В первый год войны, особенно когда немцы рвались к Москве, весь урожай остался на полях. Невозможно было под бомбёжкой работать, а весной 1942 года убирали гнилую картошку.

Из воспоминаний Лидии Семёновны: "Первое время войны, особенно до 5 декабря, было очень тяжело. Немцы рвались к Москве, фронт от нас был недалеко, слышны были орудия. Мы спали, не раздеваясь, даже в пальто и валенках, а узлы с основными вещами были наготове. В случае, если немец до нас дойдёт, то мы были готовы бежать. Хотя и бежать было некуда: со стороны железной дороги шёл немец, а с другой - река".

Дети с 12 лет работали в колхозе с раннего утра до позднего вечера, наравне со взрослыми. Лида полгода училась в школе, а полгода работала в колхозе. Летом на прополке, а осенью убирали урожай. Приходилось ей на лошади подвозить снопы, зерно в мешках вдвоём грузили на телегу.

Кушать было нечего, муки совсем не было, основная еда - картофель. Сушили картофельные очистки, а потом в ступе толкли их и из этой муки пекли хлеб. Учиться было трудно: один учебник на весь класс, тетрадей не было. Услышав бомбёжку, бежали из школы под гору.

После войны Лида закончила Московский торфяной техникум. Там познакомилась со своим будущим мужем. По распределению они попали сначала в Свердловскую область, затем в Тюменскую. В 1959 году переехали в наш посёлок и стали работать на торфопредприятии "Боровое". Лидия Семёновна была мастером, начальником планового отдела торфопредприятия. Воспитала троих детей и семь внуков.

Награждена пятью медалями.

Галина КИСЕЛЁВА.

п.Боровсикй.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Великая Победа"

comments powered by HyperComments