Судья Тюменского районного суда Алла Бурдина награждена знаком отличия «За усердие»

Стабильность и порядок как призвание

Алла Петровна Бурдина работает в судебной системе более 20 лет. Говорит, что не представляет, что смогла бы работать где-то еще.

Путь в профессию ей открылся благодаря поэме "Василий Теркин". Когда она оканчивала школу, ЕГЭ еще не ввели, абитуриенты на вступительных экзаменах по гуманитарным специальностям сдавали русский язык устно и писали сочинение.

Тогда, в год 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, она выбрала свободную тему – по произведениям Александра Твардовского. На черновике все сделала безошибочно, но когда переписывала на чистовик – то, что было верным, почему-то в нескольких случаях исправила. Перенервничала, засомневалась. Потом, когда показали черновик и чистовик – обидно было, хоть плачь.

Оценку выставили ниже, до проходного балла не хватило. А конкурс на юридический факультет ТГУ тогда был 12 человек на место. С этими же баллами можно было подать документы на исторический факультет, но она отказалась. Почему? Сейчас трудно объяснить. Однако не зря говорят: все, что ни делается, – к лучшему. Они с отцом пошли в Тюменский районный суд, где работал его друг, там сказали, что ближе к осени появится вакансия делопроизводителя. Тогда она еще не знала, что в тот день фактически решалась ее профессиональная судьба.

- Работы навалилось – не продохнуть, – рассказывает Алла Петровна. – Компьютеров еще не было, все тексты набирали на пишущих машинках – даже не электрических, а механических. Только несколько лет спустя появилась машинка "Ятрань" с большой кареткой, а потом – "Ромашка" с картой памяти. Ксероксов мы тогда тоже еще не видели, копии делали на машинках под копирку. Предлагали пройти курсы по слепому набору текста, но на это не хватало времени. Обучались самостоятельно – когда печатаешь много и часто, вырабатывается автоматизм, пальцы сами попадают по нужным клавишам.

Потом ее перевели секретарём судебного заседания к судье Сергею Анатольевичу Севастьянову. Она до сих пор вспоминает его с благодарностью, говорит, что он научил ее всему в этой профессии.

- Мне тогда было 17 лет, все схватывала на лету, была абсолютно бесстрашная, – продолжает рассказ Алла Петровна. – Но первый год дался очень тяжело. Пришлось адаптироваться не только к работе, но и к большому городу, ведь раньше мы жили в одном из сел Юргинского района.

Когда составляла протоколы судебных заседаний, признается, что сильно давило чувство ответственности – вдруг сделаешь что-то не так? Она хорошо выучила урок, какой бывает цена ошибки, и со временем научилась даже при самой напряженной работе не ошибаться.

- В тяжелых 90-х годах суды рассматривали немало громких дел, в том числе и по заказным убийствам, – вспоминает она, – но в суд Тюменского района они не попадали. У нас дела в основном были деревенские – по мелким кражам, мешка семечек, например, или комбикорма, или драки соседа с соседом. Хотя, конечно, встречались и сложные, район-то  большой.

В этом бесконечном круговороте, в рутине дел можно было потеряться, остановиться в профессиональном росте. Но такой сценарий – не для нее. Про высшее образование она не забыла. Вначале поступила в институт культуры, потом – на юридический факультет в современной гуманитарной академии. Как специалиста с высшим юридическим образованием ее назначили руководителем отдела обеспечения судопроизводства. В этой должности она уже более 10 лет.

– Вокруг меня – люди с разным опытом и непростыми характерами, – говорит Алла Петровна. – Приходится быть и дипломатом, и военачальником. Острые ситуации разруливать так, чтобы конфликт разрешился положительно для обеих сторон. Нельзя предвзято к кому-то относиться. Это – работа, и она должна быть объективной.

Технический прогресс в судебной системе не стоит на месте. Без программного обеспечения, сетевого администрирования, электронного документооборота сейчас – никуда. На очереди – технологии распознавания почерка, перевода речи – в текст, внедрение искусственного интеллекта. Хотя, уверена Алла Петровна, любая инновация и автоматизация означает не только облегчение работы, но и необходимость постоянно учиться. Даже в самых зарегламентированных специальностях – это важная составляющая.

- Трудностей в нашем деле, как, наверное, и в любом другом, немало, – признается Алла Петровна. – Надо четко следить не только за изменениями законодательной базы, уметь работать с документами, но и прежде всего – с людьми. К нам попадают, пройдя несколько инстанций, в поисках выхода из трудной жизненной ситуации, с надеждой на справедливость. Приходят взвинченные, нервные. Надо найти в себе силы спокойно выслушать, объяснить. Если друг к другу относиться уважительно, разговаривать по-человечески, то быстрее придешь к взаимопониманию. Разные сложности преодолевала за эти годы, но никогда не было желания куда-то переходить. Здесь я на своем месте. Может, потому, что я – человек, который любит стабильность, план и порядок.

В 2023 году к Дню юриста Алла Бурдина награждена знаком отличия "За усердие" II степени.

comments powered by HyperComments