Августовская конференция: в поиске новых смыслов
- 02 сентября 2020, 10:00
- Татьяна ЮРТИНА
- Общество
Районная педагогическая конференция, по традиции задающая тон каждому новому учебному году, проходила в «столичном» в течение двух дней – 27 и 28 августа.
Специалисты образования обсуждали наиболее актуальные темы развития школьного и дошкольного образования, а также особенности работы педагогических коллективов в условиях новых вызовов.
Оффлайн и онлайн
Конференция так и называлась "Становление новых смыслов и закрепление позиций в образовательной деятельности в условиях вызовов".
В первый день на базе Богандинских школ N 1 и N 2 была организована работа четырех онлайн-залов: "Аристотель", "Руссо", "Выготский", "Амонашвили". Актуальными темами на ее площадках были использование проектных методов, технологии творческих мастерских, использование интерактивных онлайн-платформ в учебной деятельности, формирование софт-скилз и хард-скилз у дошкольников, интеграция образовательного процесса дистанционного и очного форматов, технологии шестиугольного обучения и многие другие. В каждом зале было от 6 до 10 выступавших. Посмотреть и послушить их выступления смогли 1000 педагогов района.
Второй день конференции был посвящен живому общению педагогов друг с другом, в котором приняли участие 50 представителей педагогической элиты "столичного" из всех образовательных учреждений. И вновь не менее 1000 педагов смогли стать участниками конференции в виртуальном режиме.
Трое из приехавших в Луговое – суперфиналисты областного этапа конкурса педагогического мастерства – Ирина Кальщикова, воспитатель Боровского детского сада "Журавушка", Юлия Степура, педагог корректирующего обучения, логопед из Боровской школы, и Екатерина Валеева, учитель английского языка Винзилинской школы им. Г.С.Ковальчука. Каждая из них, несмотря на молодость, обладатель уникального опыта и мастер своего дела, достойно представляющий свой коллектив и систему образования Тюменского района за его пределами.
Первая половина оффлайн-встречи проходила в формате Open Space и одновременно на четырех площадках, расположенных на искусственном спортивном поле Луговской школы. Наблюдая за работой площадок, нетрудно представить, как в этом формате может быть организован урок в школе или развивающее мероприятие в детском саду. Руководители школ под руководством опытных модераторов – заведующего Винзилинским детским садом "Малышок" Елены Дреминой, директора Каменской школы Татьяны Потаповой, директора Мальковской школы Валентины Орловой и директора Яровской школы Натальи Филипповой – сделали акцент на родительском воспитании, социализации детей, балансе онлайн- и офлайн-обучения и проблемах кадрового обеспечения педагогических коллективов. Обсуждение этих тем продолжилось и в ходе пленарного заседания в формате печа-куча, а свои мысли по ключевым вопросам современного образования высказали начальник управления образования Ольга Буторина, директор Кулаковской школы Андрей Ионов, директор Боровской школы Татьяна Придорогина, директор Богандинской школы N 1 Ирина Маслова и директор Богандинской школы N 2 Татьяна Фомина.
Дистанционно, но всерьёз
В марте прошлого учебного года школы столкнулись с новым вызовом – и необходимостью прекратить работу в традиционном классно-урочном формате и перейти на дистанционное обучение. Немало трудностей при этом испытали и школьники, и педагоги, и родители. Но, по словам организаторов образования в районе, период ограничений и работа онлайн стимулировали учителей на апробацию новых методик и технологий, в том числе и цифровых. Типичными формами организации занятий стали вебинары, видеоуроки и видеоконференции. Появились школы-лидеры и педагоги, эффективно использующие цифровые форматы обучения для повышения качества образования.
Бесценен и опыт усиления взаимодействия с родителями. Не все родители в силу занятости и семейных приоритетов оказались готовы помогать и поддерживать своих детей в период дистанционного обучения. Но часть родителей приобрела необходимый опыт и готова поддержать педагогов в их начинаниях, активно использует мессенджеры, чаты в социальных сетях для обмена информацией и выстраивания единой системы требований, информирования, контроля и поддержки своих детей. Успенская школа – один из примеров успешной организации дистанционного образования, и учитель истории Владимир Верхоланцев в совершенстве владеет цифровыми методами и формами обучения.
Педагоги едины во мнении, что опыт дистанционного обучения, приобретенный образовательными учреждениями весной этого года, будет использоваться и при очном формате обучения, а самый эффективный формат – это сочетание очного и заочного форм обучения.
Кадры решают всё
Минимум авторитетов у современных детей, рожденных "с кнопкой на пальце", – еще один вызов нашего времени. Зачастую ученики технически более подкованы, чем взрослые, и куда успешнее управляются с гаджетами, чем их наставники в школе и родители. Современные дети уже в дошкольном периоде приучены воспринимать краткую и наглядную информацию. Ученые подсчитали, что средний период концентрации внимания на одном объекте – восемь секунд. Информация потребляется маленькими, дозированными порциями, а символы, знаки, картинки могут заменять текст. Клиповость мышления, неспособность воспринимать большие объемы информации и ориентироваться в ней уже относят к слабостям нынешних поколений детей. Желание родителей самим решать все бытовые вопросы и помогать детям с выполнением школьных заданий и реализацией проектов не способствует стремлению самостоятельно решать реальные жизненные проблемы. Отсюда у молодежи желание списать свои неудачи на то, что им не додали, не уделили, не научили. А будущая работа обязательно должна быть сопряжена с удовольствием и солидным денежным вознаграждением, но не с ответственностью и рутиной.
На этом фоне главными инструментами взаимодействия взрослых и детей остаются общность интересов, сотрудничество, умение контактировать и доказывать свою правоту. А для этого учитель просто обязан учиться, совершенствоваться и меняться вместе со своими учениками.
Вряд ли кто-то из руководителей современного образования поспорит со сталинской фразой "Кадры решают все". Именно под этим лозунгом была организована работа группы педагогов на площадке Open Space и было уделено немало времени в ходе пленарного заседания. Перед современными школами стоит проблема привлечения молодых кадров, а также увеличения числа педагогов-мужчин.
Среди факторов, препятствующих притоку в образование выпускников вузов, педагоги-стажисты отметили высокую нагрузку, отсутствие жилья, преобладание контроля над наставничеством, сложности в организации досуга и личной жизни.
Награды – достойным
Традиционная часть пленарного заседания – приветствия гостей и награждения лучших педагогов.
Поздравить педагогов с важным событием приехали заместитель главы Тюменского района Ольга Зимина, депутат областной Думы Александр Крупин, депутат районной Думы Валентин Клименко. По традиции в августовской конференции приняли участие начальник управления по спорту и молодежной политике Андрей Кайзер и начальник управления культуры Андрей Неугодников.
Особую важность работы педагогов в 20-е годы нового века отметила Ольга Зимина, подчеркнув их активное участие в реализации шести нацпроектов: "Образование", "Культура", "Здравоохранение", "Демография", "Цифровая экономика" и "Безопасные и качественные дороги".
Лучшим педагогам и руководителям учреждений образования района она вручила федеральные награды. Нагрудным знаком "Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации" были удостоены заведующая Боровским детским садом "Журавушка" Лариса Макеева, заведующая Каскаринским детским садом "Золотой петушок" Лариса Симайченкова и специалист отдела организационно-методической работы Центра информационно-методической работы и психологической поддержки Наталья Коваленко.
Почетной грамоты Министерства образования РФ удостоены директор Андреевской школы Рауфа Алеева и директор Богандинской школы N 2 Светлана Полунина. Благодарственные письма министра просвещения РФ вручены директору Винзилинской школы им. Г.С.Ковальчука Алене Филоненко и воспитателю Червишевского детского сада "Сибирячок" Полине Осиповой.
За многолетний безупречный труд Почетной грамоты главы Тюменского района удостоена главный специалист сектора для обеспечения деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав правового управления административного департамента администрации района Юлия Филистеева. Благодарственного письма главы района – главный специалист отдела общего образования управления образования Алена Гашева, специалист отдела организационно-методической работы Центра информационно-методической работы и психологической поддержки Диана Кутузова, ведущий инспектор отдела психолого-педагогической помощи Центра информационно-методической работы и психологической поддержки Наталья Угрюмова и начальник отдела информационно-аналитической работы Центра информационно-методической работы и психологической поддержки Максим Жихарев.
Благодарственным письмом районной Думы награждена директор Созоновской школы Людмила Михайлова.
Готовые ответить на новые вызовы времени и технологические революции, участвовать в обновлении базовых принципов образования и современных методик, к постоянному самосовершенствованию, диалогу и сотрудничеству с родителями и, конечно, детьми, педагоги вступают в новый учебный год. И пусть в этом марафоне им каждый день сопутствует успех!