"Здравствуй, мать! Прими привет от сына…"

Это трогательное письмо нельзя читать без волнения. «Здравствуй, мать! Прими привет от сына – Алексея Андреевича Демидова. Дорогая! Сегодня мы празднуем день Победы – Великий праздник армии и народа. Далеко за пределами нашей любимой Родины мы сегодня празднуем этот день».

Уникальность этого чудом сохранившегося послания в том, что в предпосланной ему начальной строке указаны конкретная дата написания и адрес отправителя: "Германия. 9 мая 1945-го". Уже было водружено Знамя Победы над поверженным рейхстагом, уже был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии…

"Нет слов, родная, чтобы передать то, что переживаем мы сегодня… Какая радость! – читаем мы далее. – Вот теперь-то рано или поздно мы опять сможем встретиться и поговорить обо всем, что пережито за это страшное время. Жизнь моя переменится в мирном духе… Ты, наверное, уже знаешь, что я награжден третьей правительственной наградой – орденом Отечественной войны II степени. Пиши, что нового у вас… Нам еще придется встретиться…"

Встретиться, однако, довелось не скоро: только спустя два года, в 1947-м, Алексей Демидов смог много лет спустя вернуться в Богандинку, обнять родных. До этого недавний фронтовик продолжал служить в армии, был фельдшером артиллерийского дивизиона.

Фельдшером? Да-да: до войны Алексей Демидов окончил в Тюмени фельдшерско-акушерскую школу: не очень-то мужская профессия, однако на войне она оказалась очень даже востребованной. Конечно, пришлось ему не роды принимать, а помогать раненным, постоянно прибывавшим с фронта. Призванный на войну в апреле 1943-го, Демидов был сразу же назначен командиром санитарного взвода 2-го стрелкового батальона 367-го стрелкового полка 71-й стрелковой дивизии.

Каково же было ему, еще не достигшему совершеннолетия (18 лет Алексею исполнилось 19 октября 1943-го), не имевшему боевого опыта, сразу попасть в самое пекло, став участником Орловско-Курского сражения? Пехота, в которой он служил, приняла бой уже после первых танковых противостояний. "Картина удручающая, – вспоминал ветеран. – Куда ни брось взгляд – всюду искореженная техника, клубы дыма и пыли. Бойцы объяснялись жестами – голоса никто бы не услышал – с открытыми ртами, чтобы не лопнули барабанные перепонки…"

Довелось ему участвовать и в форсировании Днепра, беспрестанно прошиваемом пулями и осколками снарядов. Повезло – выжил. А дальше были Белоруссия, Польша, Германия… Война для Алексея Андреевича закончилась в Веймаре – родине Гете, Шиллера, Ференца Листа. К этому моменту, помимо упомянутого им в письме матери ордена Отечественной войны II степени, на его гимнастерке сияли орден Красной Звезды и медаль "За отвагу".

После войны он какое-то время заведовал фельдшерско-акушерским пунктом Аманадского сельсовета. Однажды, будучи в районном военкомате, неосторожно обмолвился, что-де неплохо было бы поучиться в военно-медицинской академии. Узнав о его потаенной мечте, в военкомате поспешили пойти навстречу перспективному медику, прислав повестку о… призыве в армию. Было это в самом конце 1951 года. Демидова отправили на Камчатку, где он прослужил до августа 1956-го – фельдшером, заведующим аптекой отдельного строительного батальона. После увольнения в запас по направлению Тюменского облздравотдела попал в Боровскую участковую больницу, заведующим. Отдал больнице 30 лет.

С супругой, Марией Арсентьевной, Алексей Андреевич прожил долгих и счастливых 60 лет. Демидовы родили и воспитали двух детей.

Осенью нынешнего года капитану медицинской службы в отставке, представителю одной из самых мирных профессий исполнилось бы 95 лет. Его не стало 20 июня 2017 г.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "К 75-летию Победы"

comments powered by HyperComments