Полвека детской "железки"
- 08 августа 2019, 11:00
- Администрация п.Боровский
- Общество
У Тюменской малой магистрали интересная история.
В 1967 году по инициативе областных комитетов ВЛКСМ и КПСС, а также руководства Свердловской железной дороги началась разработка проекта Тюменской детской железной дороги. Важную роль в этом процессе сыграл начальник Тюменского отделения Николай Глотов.
"Железку" было решено протянуть по живописному берегу озера Андреевское близ посёлка Боровский – в самой Тюмени места для неё не было. Дело двигалось небыстро: на строительство, которое вело управление "Тюменстройпуть", ушло почти два года. И вот свершилось! Решением Тюменского городского совета депутатов трудящихся № 260 в июле 1969 года детской железной дороге было присвоено имя 50-летия ВЛКСМ. Первый поезд отправился в путь 3 августа 1969 года.
На открытии магистрали присутствовали очень уважаемые люди: первый секретарь обкома КПСС Борис Щербина, первый секретарь ЦК ВЛКСМ Евгений Тяжельников, лётчик-космонавт Борис Волынов.
Многие ошибочно считают, что первым её начальником был Николай Глотов. На самом деле до 1972 года им был Н. М. Быков. Первый сезон машинистом тепловоза работал Михаил Злобин – это он пожал руку космонавту Борису Волынову при встрече на ДЖД 14 августа 1969 года. В последующие годы машинистом-наставником для "южиков" стал легендарный машинист Михаил Ковязин. Он работал на транспорте с 1931 года, был машинистом первого комсомольского паровоза, водил тяжеловесные поезда в 3 тысячи тонн. В 1945 году он получил со станции Бологое паровоз "Комсомольский", который весь был пробит пулями. Паровоз починили, а Михаила Николаевича назначили машинистом, он возглавил комсомольскую бригаду, которая боролась за звание лучшей по вождению тяжеловесов.
ДЖД была спроектирована как участок узкоколейного пути в виде подковы длиной 3 км 850 м. На пути при строительстве возвели искусственные сооружения – свайно-эстакадный мост в 6,5 метров и две бетонных водопропускных трубы. Было обустроено две станции – Юность и Приозёрная. Изначально первая имела три пути и тупик в продолжении главного. Средний путь служил в качестве обгонного, а самый дальний от платформы соединялся с остальными только в нечётной горловине. Пройдя через депо насквозь, он заканчивался тупиком. Впоследствии со среднего пути была достроена соединительная ветвь до тупика. Появилась возможность заезда в депо с двух сторон. Через несколько лет эту соединительную ветвь демонтировали.
Технический парк на момент открытия детской "железки" был скромный. Тепловоз ТУ2 №080 был передан на Тюменскую малую магистраль со Свердловской ДЖД в апреле 1970 года. А тепловоз ТУ2 №143 прибыл в мае 1973 года из депо Таллин-Вяйке Эстонской железной дороги. В настоящее время они красуются на постаменте музейной экспозиции.
Изначально в путь узкоколейки были уложены рельсы самого лёгкого на тот момент типа – Р18. Но они не справлялись с нагрузкой, а потому в середине 80-х годов большую часть заменили более тяжёлыми – Р43.
Современная ДЖД всё меньше похожа на ту дорогу, с которой всё начиналось. Несмотря на это, руководство, инструктора и "южики" бережно хранят память об истории своей Малой магистрали.
Ежегодно здесь проходят обучение более 450 учащихся. В основном это ученики 5-8 классов из Тюмени, поселков Винзили и Боровский Тюменского района. В течение года они занимаются в кружке "Юный железнодорожник", где получают теоретические знания, изучают технические дисциплины, знакомятся с основами железнодорожного дела, работой локомотивного и вагонного депо, путевого хозяйства, пассажирских и грузовых станций. Полученные знания юные железнодорожники применяют летом, при прохождении производственной практики на полигоне Детской железной дороги. Под руководством опытных наставников ребята трудятся машинистами и помощниками машиниста, дежурными по станции, осмотрщиками вагонов, дежурными по вокзалу, ревизорами.
Тюменская Детская железная дорога также является излюбленным местом отдыха жителей Тюменской области. Сегодня по дороге курсирует железнодорожный маршрут №604. За пассажирский сезон, который традиционно длится с июня по август, по магистрали совершают поездку более 23 тысяч пассажиров.