Золотопромышленники Сибири, выходцы из Тюменского уезда

Золотопромышленники Сибири

О золотопромышленниках Сибири известно мало. В «Краткой энциклопедии по истории купечества и коммерции», изданной в Новосибирске в 1994-1999гг., отмечено, что к этому разряду принадлежали тюменские купцы первой гильдии Андрей Текутьев, уроженец села Борки, и Прокопий Подаруев, уроженец Перевалово.

И больше ни строчки. Ни о самих золотых приисках, ни ссылки на документы, которые использовали составители энциклопедии.

"Сравнима с карточной игрой"

Тема золотодобычи во все времена была окутана тайной. Никогда и ни в одном документе мне не встречалась информация, связанная с тем, что Андрей Текутьев вкладывал деньги в золотодобычу. Может, я не там искал или не туда посылал запросы? Может быть. А может, уважаемые в Тюмени купцы не хотели привлекать к себе повышенное внимание общества и совершали связанные с золотом сделки через посредников? Ведь сохранилась же информация о том, что Андрей Текутьев разрешает своему поручителю выполнять строительные, транспортные, закупочные сделки в разных регионах России. Но золото – особый товар. Для этого дела и человек требовался особый: кристально честный, порядочный. Андрей Текутьев, по всей вероятности, имел такого надежного человека, поэтому не прогорел на золотодобыче.

А вот Прокопий Подаруев вложился в золотые прииски (предположительно на Алтае) и обанкротился. После чего вся его торговая, общественная и личная жизнь пошла под гору. Денег не нашлось даже на оплату налогов и сборов.   

В очерке Константина Носилова "Золотые речки" (1915 год) читаем: "Часто на Урале сравнивают добычу золота с карточной игрой, когда человека охватывает страсть какая-то, и он не знает, не сознает сам, что делается низшим". Так мог описать золотодобычу только человек, имеющий личный опыт в этом деле.

Писатель, этнограф, путешественник

Константин Дмитриевич Носилов родился в 1858 году недалеко от Тюмени в с. Маслянское Шадринского уезда (ныне это село находится в Курганской области). В январе 1914 года он приехал в Тюмень, к Андрею Ивановичу Текутьеву. Константин Носилов уже был известен как полярный исследователь, путешественник, член Российского географического общества, писатель и журналист, объездивший полмира. Имея за плечами 4 курса Пермской духовной семинарии, которую он не окончил, обрел славу этнографа, исследователя Ямала и других регионов России. Константин Носилов опубликовал более 2 тысяч  литературных, краеведческих и этнографических материалов. Он состоял в переписке с Антоном Чеховым, Павлом Бажовым. Изданные им литературные произведения читал сам граф Лев Толстой. С ним дружил писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк, изобретатель радио Александр Попов и другие известные люди. Ныне дети младших классов в российских школах изучают труды Константина Носилова, чего не было в советское время.

Тюменская газета "Вестник Западной Сибири" в № 32 за 1914 г. публикует корреспонденцию К.Д. Носилова из Тюмени. Путешественник  пишет: "…На второй день Нового года я посетил местного видного общественного деятеля и оригинала – своего рода местную знаменитость. Это г. Текутьев – крупный благотворитель и деятель, создавший свой театр, убивший за свою жизнь полмиллиона на народное образование, устроивший и свою больницу для города. Двенадцати лет убежавший от отца в Тюмень в поисках другой, более деятельной и разумной жизни, которая дала ему миллионное состояние. Будучи совершенно одиноким,  в семейном положении, он окружил себя голубями и в них, видимо, находит утешение. Их тысяча в его дворе, они свободно летают по его просторным и светлым комнатам, и шелест их крыльев, воркование их повсюду, кажется, что-то говорят особенно чуткому сердцу человека".

Носилов подмечает мелочи быта Текутьева, описывает характер своего собеседника и далее сообщает: "Теперь это уже старик 82 лет, но еще бодрый, живой, всем  интересующийся и на все откликающийся со свойственной ему живостью ума. Я нашел у него массу телеграмм от его почтенных почитателей – от генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Л. Гондатти, от тобольского губернатора Станкевича и многих других, таких же почтенных, лиц Сибири и России, спешивших поздравить этого восьмидесятилетнего старика, помнящих его повсюду в России".

В своей статье Носилов почему-то приписывает Текутьеву болгарское происхождение, а Борки называет селом Локти. Неверно указан и возраст Андрея Текутьева: на момент встречи ему было не 82 года, а 75 лет. 

Прииски по доверенности

Константин Носилов был связан с поиском золота. Он вел разведку золота на архипелаге Новая Земля, когда был командирован туда по линии Русского географического общества.  В 1884-86 гг. он оформил 5 заявок на приисковые участки на Ямале, где вел поисковые работы и добывал золото.  Доподлинно известно, что эти участки находились в Березовском округе Тобольской губернии и были официально открыты 10 сентября 1886 года.

В 1887 году Константин Носилов вместе с экспедицией убыл на 3 года на острова Новой Земли. Стало быть, он за себя оставил доверенное лицо. В Березовском округе многие купцы, чиновники, дворяне оформляли свои участки на доверенных лиц. По закону это разрешалось.  Главное, нужно было вовремя платить налоги и сборы в этом тяжелом и непростом виде предпринимательства. Чего только стоило добраться до горных рек в труднодоступных местах, где ни дорог, ни жилья на сотни верст. А ведь необходимо было завезти на прииски рабочих, инструмент, продукты на весь полевой сезон, лошадей и много чего еще.

Сложная задача намыть золото и не менее сложная – сохранить его на прииске, а после доставить по назначению. Золото манило в эти места разных людей, и каждый мечтал разбогатеть: простолюдин и разбойник, купец и важный чиновник.      

Константин Носилов оформлял заявки в Горном департаменте, а сама добыча золота подлежала согласованию с полицейским управлением на Урале или в Тобольской губернии. А вот как оформляли свои прииски Андрей Текутьев и Прокопий Подаруев, пока не известно.

"Летучий отряд" Запкуса

В марте 1918 года в Тюмень из Петрограда нагрянул "Северный революционный летучий отряд" с целью сбора продовольствия для рабочих Северной столицы. Командовал этим отрядом матросов  20-летний левый эсер и наркоман Михаил Запкус, наделенный большими полномочиями и соответствующими мандатами. 

Запкус объявил себя "комиссаром  Северного района Европейской России и Западной Сибири".  Первым делом он наложил на многих местных предпринимателей, купцов Тюмени контрибуцию в размере 2 миллиона рублей и дал срок для сбора денег. Помимо денег "буржуям Тюмени" в количестве 14 человек, в том числе и племяннику Андрея Текутьева Ивану Некрасову необходимо было сдать золото, серебро в слитках и монетах царской чеканки, а также золотые и серебряные украшения. Михаил Запкус любил повторять: "За любое сопротивление буржуев пристрелю их в два счета". 

У племянника Андрея Текутьева, купца 1-й гильдии Ивана Некрасова, помимо денег могли спросить с пристрастием и документацию по золотодобыче.  Наследник Андрея Ивановича проживал на то время в доме Текутьева, что стоял рядом с театром родного дяди. Что произошло во время экспроприации денег у Ивана Некрасова, не известно. Ивана Яковлевича и его жену Александру Александровну жестоко пытали и после  убили. Их трупов в Тюмени не нашли. В доме и в подвале дома Текутьева все  было перерыто и перекопано. Документы, которые принадлежали купцам Андрею Текутьеву и его племяннику Ивану Некрасову, исчезли навсегда.

Тайна смерти наследников Андрея Текутьева не раскрыта и по сей день. Неизвестно и о том, собрала ли продовольствие у крестьян Тюменского уезда банда моряков во главе с Запкусом для голодающих рабочих Петербурга. Возможно, продовольствие было всего-навсего прикрытием экспроприации "несметных богатств" тюменских купцов.       

 Еще до прихода в Тюмень белых войск комиссар Запкус сбежал в Екатеринбург. Все награбленное его отрядом имущество было отправлено туда же поездом. А 20 июля 1918 г. Тюмень захватили войска адмирала Колчака и части чехословацкого корпуса.

Зачем Носилов приезжал к Текутьеву?

Но вернемся к встрече писателя Константина Носилова и купца Андрея Текутьева в январе 1914 года. Могла ли тогда идти речь о совместной золотодобыче? Я предполагаю, что да.  Андрей Иванович Текутьев очень хорошо разбирался в людях и вполне мог доверить вопрос золотодобычи такому компаньону, как  Константин Носилов. К тому же в серьезные разведочные работы по поиску золота требовалось вложить 1-2 млн. рублей, а их у писателя в начале золотой сибирской лихорадки не было. Купец Текутьев мог дать эту сумму Носилову.

 Носилов приехал в гости к известному в Сибири купцу, меценату, бывшему градоначальнику Тюмени Андрею Текутьеву, и практически ничего не написал о нем. Это непохоже на журналиста, которого читала вся Россия. Значит, визит Носилова к Текутьеву имел сугубо частный характер и касался темы, на которую оба не хотели распространяться.

…Золотопромышленники Сибири, выходцы из Тюменского уезда Андрей Текутьев и Прокопий Подаруев тратили свои капиталы на образование, культуру, медицину, и ни один из них не увез за границу ни рубля, не спрятал его там в иностранный банк. Эти купцы любили свою малую родину, любили Тюмень. Прошло больше 100 лет после их смерти, а дела купцов на благо народа, их вклад в развитие Тюмени оставили добрый след в памяти потомков на многие века.

А писатель Константин Носилов после революционных событий в России в 1918 году переехал с семьей в солнечную Абхазию, где в 1923 году умер от малярии.          

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "Краеведение"

comments powered by HyperComments