Приходское училище в Созоново
- 31 января 2021, 13:44
- Владимир КАЛИНИНСКИЙ
- Краеведение
В 1864 году в Тюменском уезде открылись три сельских училища. Они старше некоторых тюменских городских училищ. Сегодня мы расскажем об учебном заведении в Созоново.
Пропуски только по уважительной причине
По информации "Памятной книги Западно-Сибирского учебного округа за 1909 год" Созоновское училище имело собственное помещение. Учреждено оно было Министерством государственного имущества и земледелия. Подобные сельские училища, хоть и назывались приходскими, не относились напрямую к духовному ведомству, как считают некоторые любители истории.
В день открытия за парты сели 45 человек: 36 мальчиков и 9 девочек. На содержание училища из земских сборов выделялось 350 рублей. Еще 128 рублей внесло Созоновское сельское общество. Остальное – а это львиная доля составляли государственные расходы.
Принципиальной разницы по форме обучения в обыкновенной церковно-приходской школе и приходского училище нет. Конечно, статус училища всегда считался в обществе выше и престижнее.
В России название "приходское" означало, что учебное заведение находится при церковной общине. В Созоново священник храма Святой великомученицы Екатерины, назначенный Тюменским благочинием, преподавал Закон Божий во всех отделениях училища.
Как шёл процесс обучения и какие предметы изучали дети села Созоново? В феврале 2020 года автор этих строк нашел в государственном архиве Тюмени "Протокол комиссии по испытанию учеников Созоновского сельского училища Тюменского уезда. 1902 год. Мая 4 дня" (копию этого документа автор передал в музей Созоновской школы, поэтому у жителей села есть возможность узнать, как учились их предки в 1902 году).
В этом архивном материале указано, что учебный год начался 17 сентября 1901-го, а закончился 4 мая 1902 года. В течение учебного года было 106 уроков Закона Божьего и 530 по гражданским предметам.
Отмечены дни, когда занятия в училище не проводились по уважительным причинам: 24 ноября 1901 года "…не было учения по случаю храмового праздника в честь Святой Великомученицы Екатерины"; 29 и 30 марта 1902 года тоже не было занятий, "потому что учащиеся говели: были на исповеди и Святом причащении, но взамен этого учились два дня на Страстной неделе Великого поста". Ясно, что с дисциплиной в училище был порядок. Занятия дети пропустили по уважительной причине, а затем наверстывали пропущенный материал.
В училище было три отделения: младшее – от 8 до 11 лет, среднее – от 9 до 12 лет и старшее – от 13 до 14 лет. Занятия всех отделений проводились в одном помещении.
"До экзамена допущены…"
Одноклассные начальные училища – это основной вид начальной школы в 1860-1918 гг.
В среднем учёба в училище длилась 3-4 года в зависимости от успеваемости и сдачи экзамена по каждому предмету. Поэтому во всех отделениях учились дети разного возраста. Возможно, родители по бедности своей не могли собрать ребёнка в школу, и учёба детишек переносилась в семье из года в год.
Все ученики в школьных и экзаменационных журналах записаны по фамилии, имени и отчеству. Обязательно имелись графы о звании и о том, сколько полных лет ученику. Например, в старшем отделении учился Дмитрий Иванович Баженов, сын крестьянина Созоновской волости Тюменского уезда, родившийся 28 октября 1888 г.
В основном дети были из села Созоново. Есть два ученика из Мехряковой (она находилась на Тобольском тракте между деревнями Щербаковской и Борковской). Но были среди учащихся и приехавшие из других губерний.
К примеру, Евгений Мумятов родился в Московской губернии Серпуховском уезде Алексеевской волости в 1889 году. Почему семья Мумятовых оказалась в Созоново? Скорее всего, вследствие государственной программы переселения народов России в Западную и Восточную Сибирь.
В 1929-1933 гг. семьи Евгения Дмитриевича Мумятова и его родного брата Григория Дмитриевича Мумятова были раскулачены и высланы из Созоново, в необжитые сибирские или уральские земли. А дочь одного из братьев, Мария Мумятова, окончив педучилище, в годы Великой Отечественной войны воспитывала детишек Борковского детского дома N 63.
Вернемся к списку учащихся 1902 г. Только шесть учеников младшего отделения были оставлены на второй год. Все они имели пропуски уроков и показывали слабые знания в учёбе. Всего же в младшем отделение обучались 21 мальчик и 6 девочек. 10 учеников закончили 1901-1902 учебный год без троек. Вот их фамилии: Фёдор Багдашин, Наталья Велижанина, Павел Зенин, Иван Криводанов, Михаил Куликовский, Алексей Парёнкин, Александр Савиных, Георгий Силин, Ольга Силина и Таисья Швеина. В старшем отделении до выпускных экзаменов были допущены из четырёх учеников только Дмитрий Баженов и Евгений Мумятов. Учились они в течение года неплохо и экзамены сдали на 4 и 5. Только по правописанию и чистописанию тройки. В среднем отделении к экзаменам были допущены 8 мальчиков и 3 девочки. Из них сдали экзамены на 4 и 5 Карп Токарев и Елизавета Тетерина.
Во всех трёх отделениях изучали одни и те же предметы: Закон Божий, славянское чтение с изложением, правописание, гражданское чтение с изложением, чистописание и арифметику.
Экзамены в среднем и старшем отделениях оформлены специальным протоколом комиссии по испытанию учеников Созоновского сельского училища от 4 мая 1902 г. Этот документ подписали председатель комиссии, штатный смотритель Тюменского уездного училища М. Сафонов, законоучитель, священник Екатерининской церкви Иоанн Касаткин и учительница Ольга Свистунова. Жаль, что больше нет никакой информации об этой учительнице.
Кодекс чести ученика
В Созоновском училище существовал особый свод правил поведения для учащихся, своеобразный кодекс чести ученика. Вот его основные требования.
Поступивши в школу (училище), ты должен вести себя прилично и скромно, чтобы все видели, что не напрасно ходишь туда, а приучаешься всему хорошему.
В школу опаздывать нельзя. Придя к учебному заведению, оботри на крыльце ноги, сними верхнюю одежду. Зайдя в класс, поприветствуй учительницу, одноклассников.
Когда идёшь в школу, умойся и причешись. Смотри, чтобы одежда у тебя не была изорванная или грязная.
Во время урока ты не должен шалить, разговаривать с товарищами, шуметь книгами или тетрадями, стучать ногами; не должен отвечать, когда не спрашивают, а если знаешь ответ, подними руку и жди, когда тебя спросят.
На перемене не нужно шалить, громко кричать, поднимать пыль в классе и натаскивать с улицы грязь.
После учения, когда идёшь из школы, ты не должен браниться, драться, дразнить товарищей, а также бросать в кого-нибудь камнями или другими предметами.
Когда научишься читать, бери из школы книги и читай вслух по вечерам своим домашним, чтобы от твоего ученья и им была польза и удовольствие.
Если задан тебе урок, вечером его выучи хорошенько, а утром, перед тем, как идти в школу, ещё раз повтори".
Эти правила поведения сформулированы талантливым тобольским педагогом конца XIX века Георгием Маляревским. Георгий Яковлевич с 1906 года был директором народных училищ Тобольской губернии. Его педагогический талант был отмечен многими государственными орденами и медалями, а педагогические и методические работы Георгия Маляревского – Святейшим Синодом царской России. По его рекомендациям и методикам проведения уроков по всем предметам, изучаемым в церковно-приходских школах, учились все дети России.
По воспоминаниям учительницы в 1941-1945 гг. Екатерины Носовой, здание Созоновской начальной школы вмещало около 100 учеников. Скорее всего, это было именно то здание, где до революции находилось приходское училище. Очень хотелось бы найти его фотографию.