Ателье по собственному желанию
- 13 июня 2020, 11:00
- Альфия ГУБАЙДУЛЛИНА
- Краеведение
Мало кто знает, что в селе Ембаево в одном из домов на улице Береговой работала швейная мастерская. Команда из шести женщин 30 лет обшивала жителей села Ембаево и близлежащих сел.
Шили одежду и для воспитанников детских домов. Заказов было много. Люди в 50-60-е годы прошлого века стали активно интересоваться одеждой, стараясь использовать ее как средство самовыражения. В швейном цехе шили наряды местным модницам, а также костюмы для детдомовских утренников.
В это время предпринимательство не приветствовалось, считалось, если шьет дома, значит наживается, имеет нетрудовые доходы. Надо было получать патент на работу. Если узнавали, что человек шьет и не имеет патента, налагали штраф.
Идия Ахмедьяровна Мерхалилова организовала швейную артель.
Родилась Идия в Ембаево в 1936 году, была младшей дочерью в семье. Отца своего не знала – он умер до ее рождения. Мама Магзия всю жизнь работала в поле. Дочки Мунчия и Идия росли дружными, умными, работящими.
Время шло. Старшая – Мунчия, окончила школу, уехала в Тобольск поступать в педагогическое училище. Затем – в педагогический институт. Вернулась в родное село, стала преподавать в школе русский и татарский языки.
Младшая Идия выучилась на швею-закройщицу в райпотребкомбинате в Тюмени.
Обе сестры создали семьи.
В райпотребкомбинате Идии Ахмедьяровне рекомендовали открыть швейное производство в селе Ембаево, что она и сделала в 1959 году.
Идия Ахмедьяровня вспоминает, как нашла помещение на улице Береговой – половину дома, во второй половине жили хозяева, которые тоже приняли активное участие в организации ателье. Работать в мастерской стали девушки, которые принесли свои швейные ножные машинки: Клара Абдулзалилова, Рахиса Файзуллина, Рая Гайсина, Алия Речапова, Амалия Вайцель. Сначала мыли-чистили комнату, сами сколотили из досок стеллажи под ткани и швейную продукцию. Так небольшая комната в сельском доме превратилась в цех райпотребкомбината.
Здесь было удобно работать и встречать заказчиков. Для глажки изделий пользовались чугунными утюгами, наполняя их горячими углями.
Много работы было у Идии. Ее подруги были швеями, она – закройщица. Как бригадир швейного цеха она составляла наряды на работу и закрывала их. От этого зависел размер зарплаты. Оформляла документы на списание иголок, пуговиц, ниток, ткани. Оформляла заказы, вела отчетность. Сама увозила деньги в Тюмень, с сумкой с деньгами шла пешком до Источника, иногда до Мыса, а там ехала на городском автобусе. Сдавала деньги, документы – и обратно.
Муж – Борис Халиулович Мерхалилов днем работал инженером-механиком в колхозе. Вечером в сельской школе преподавал ребятам-старшеклассникам уроки механизации. Был работящим, старательным и грамотным человеком.
Дома с их детьми водилась мама Магзия. Так и жили.
Идия Ахмедьяровна и Борис Халиулович вырастили четверых детей. Вместе прожили 29 лет, пока из-за болезни Бориса Халиуловича не стало.
Время не останавливает свой бег. Тепло вспоминает Идия Ахмедьяровна своих подруг, из них в живых сейчас Алия Речапова. Они были благодарны Идии за то, что взяла на работу, многому научила.
Более 30 лет работал их швейный цех, никто из заказчиков не жаловался на их работу, все были довольны.