Белые пятна в истории Онохино

В большинстве населенных пунктов Тюменского района есть люди, которым интересна история малой родины. В Онохино эстафету Степана Суворова, написавшего рукописную книгу по истории села, приняла Светлана Колесникова, ведущий специалист администрации муниципального образования.

Со своим исследованием "Три легенды одного села, или Белые пятна в истории Онохино" она выступила на первой краеведческой конференции "Нераскрытые факты и легенды о Тюменском районе", состоявшейся в "столичном" весной этого года.

В истории моего села Онохино "белых пятен" гораздо больше, чем установленных фактов. Жизнь крестьян деревни Онохино и села Зырянского (трижды переименованного из Спасского и Пышминского), слившихся затем в одно большое село, давно хорошо исследована в работе нашего земляка Степана Ивановича Суворова. История древнего периода представлена только легендами.

Я попыталась найти подтверждение этим легендам в документах архивов и получила довольно неожиданный результат.

Сын хана или братья-охотники?

В истории нашего села есть одна легенда, сохранённая семьёй Тимофея Никифоровича Евдокимова. Она гласит:

"В далекие-дальние времена на месте села располагалось стойбище угорского хана Оноха. Хан был богатейшим человеком, имел много работников. Среди них выделялся красавец Тахтымыш. А у самого хана подросла любимица – красавица дочь Пышма. Пришло время, и молодые полюбили друг друга, но хан не мог допустить такого, он решает убить работника. Пышма узнала об этом, и решили они с любимым сбежать от отца. Долго бежали Пышма и Тахтым от воинов Оноха, но силы кончались. Взялись они крепко-крепко за руки и взмолились своим богам о помощи. Превратили боги их в реку и большой залив Тахтым.

Мелеет Пышма, подсыхает Тахтым, но так и держат они друг друга за руки. А на месте стойбища раскинулось русское село Онохино".

Конечно, это всего лишь красивая сказка, но в любом вымысле есть доля истины.

Вторая легенда взята мною из книги Степана Суворова "История села Онохино", которая повествует, что "в первой половине XVII века первыми поселенцами были охотники Федор Онохин с братом. Хлебопашеством они не занимались, т.к. основным источником были охота и рыбалка".

Какими же сведениями мы располагаем о первых поселенцах, в частности, об "охотниках, братьях Онохиных?".

В период первого заселения Сибири у крестьян фамилий не было. Фамилии, образованные от полной формы имени, имела в основном социальная верхушка, знать, представителей которых уважительно звали полным именем, в отличие от выходцев из других сословий, звавшихся, как правило, уменьшительными, обиходными именами. Есть версия, что основой фамилии Онохин послужило церковное имя Онуфрий. От этого имени образовалось множество производных форм, одна из которых – Оноха – и легла в основу фамилии Онохин. Поэтому, скорее всего, основатель рода Онохиных был человеком из простого сословия.

В Онохинской библиотеке хранится книга "Воспитание историей" с дарственной надписью авторов Р.С.Васильевского и Д.Я.Резуна, где есть ссылка на один документ с упоминанием братьев Онохиных, основателей нашего села. Я нашла его в книге "Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, издаваемый Николаем Калачовым", 1850-1861 гг.

"169 (1661 г.), сентября в 24 день, на Тюмени, в съезжей избе, воеводе Андрею Васильевичу Кавтыреву да подьячему Парфену Максимову, кречатей помочник Митка Головин сказал словесно: в прошлом де году, он Митка не добыл кречета, потому что де на него хвалили кречатьи помочники Федка Онохин с братом с Ивашкой с меньшим, и говорили ему "что де тебе не добыть кречета". И над ним де Миткою Федка с братью ведовал; да кто подле них и рыбу ловит, ино де ничего не добудут…".

На Руси с древних времён любимым увлечением царей и удельных князей была соколиная охота. Отлавливали пернатых хищников для царского двора "кречатьи помытчики", которые согласно царским грамотам за пожалованные им царём угодья обязаны были давать великому князю в год "по кречету или соколу". "В Сибири ловля кречетов и соколов была организована при Алексее Михайловиче приблизительно около 1652 года. Ловля производилась в местностях, лежащих близ Тобольска и Тюмени…" (Кутепов Н.И. "Царская охота на Руси царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, XVII век").

Так как большая часть кречетов отлавливалась в глухих, мало посещаемых охотниками и рыбаками местах, можно предположить, что Митке Головину были пожалованы угодья на месте нынешней деревни Головиной, а братья Федка и Ивашка Онохины охотились на угодьях в районе нашей деревни Онохина.

Нет такой фамилии!

Я изучила состав населения Онохино от современных дней до XVII века по сведениям всех сохранившихся Ревизских сказок Тюменского уезда. Ни одного человека с фамилией Онохин не встретила. Но так как подобные документы ранее велись по сословиям, в изучении нельзя надеяться на переписные книги одного направления, например, Ревизские сказки. Для полного представления о населении села необходимо исследовать и другие документы.

Население Тюменской округи было характерным для Сибири: преобладали государственные крестьяне, но помимо русских в этих поселениях могли проживать аборигены – сибирские татары. Поскольку сибирские татары платили особый налог государю – ясак, собираемый в основном пушниной ("мягкой рухлядью"), то их учитывали как плательщиков ясака.

Возможно, этим объясняется то, что ни одного человека с фамилией Онохин в известных нам переписях не встретилось.

Но мужчина с именем Онофрейка несколько раз упоминается в "Дозорной книге Тюменского уезда 1700 года тобольского дворянина Ивана Родионова Качанова" (Российский государственный архив древних актов, ф.214, оп.1, д.1276), хранящейся в Российском государственном архиве древних актов. Там переписаны все наши поселения:

"село Спасское над рекою Пышмою",

"деревня Головина над рекою Пышмою",

"деревня Онохина над рекою Пышмою".

"Во дворе по приправочным книгам написан Федка Васильев сын Вавилов, а у переписки сказался: родом де он, Федка, города Тюмени, крестьянской сын. <…> У него ж непаханой заложной земли и пустоши шесть десятин, владеет по даной умершаго крестьянина Онофрейка Карташева 160-го году…".

"Во дворе Ганка Васильев сын Вавилов, сказался: родом де он, Ганка, города Тюмени, крестьянской сын. <…> У него ж непаханой заложной земли и пустоши шесть десятин, владеет по даной умершаго крестьянина Онофрейка Карташева 160-го году…". (л.л.616-616 об., 616 об.-617).

Уж не этот ли Онофрейка был отцом наших братьев Федки с Ивашкою? И Онохины это вовсе не фамилия, а отчество? Возможно, именно он и стал основателем нашей деревни Онохино. Именно у него документ на владение землёй был датирован самой ранней датой – 160-м годом (1651/52). Я считаю, что эта версия также имеет право быть, как и версия про основателей – братьев Онохиных.

На 1700 год в двух поселениях более 70 дворов. Примечательно, что представители некоторых родов до сих пор живут в Онохино. Это Попадейкины, Аржиловские, Конушины, Пьянковы, Вальковские, Черных, Рычковы, Дубровские, Седельниковы, Поспелковы. Наши предки так полюбили этот край, что даже в годы лихолетья не искали лучшего жительства для своих семей.

Вернёмся к легендам. В первой легенде упоминается имя хана Оноха. Хан он был или не хан, угорский или не угорский, но, может быть, именно он остался в этих местах из числа коренных жителей, с приходом русских принял православную веру (стал новокрещённым), получил русское имя Онуфрий и остался на вотчинных землях? Есть утверждение, что угорским населением, ясачными вогулами в документах Верхотурской приказной избы XVII века обозначалась сословная группа людей податного ясачного населения, а не этнических манси (Г.Х.Самигулов).

"Уфимские пришельцы"

Почему мы не можем найти "жалованные грамоты" и сведения о их владельцах? Возможно, потому, что границы территории между реками Пышмой и Исетью длительный период были "плавающими", т.к. местное ясачное население вело кочевой образ жизни. Назывались ясачные волости обычно по названию тех родов или племён, которые ими владели и не подчинялись администрации русских слобод и острогов.

Лишь к 1670 году были определены границы Верхотурского и Тюменского уездов. Известно, что коренными жителями здесь в том числе были и представители зауральских башкир Тюменского уезда, платившие ясак на Уфу. На территории Тюменского уезда башкиры в это время были представлены родами терсяк и сынрян. Так Б.О.Долгих ("Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке", Институт этнографии, нов.сер., том IV. – М., 1960, с.42) пишет следующее: "Относительно Пышминской (Исетской) волости наши источники прямо указывают, что это "уфимские пришельцы".

В числе этих групп здесь упоминается род "сынрян", которые с приходом русских ушли в степи и стали вместе с табынцами главной опорой Кучумовичей. Но при этом в степь ушли далеко не все представители сынрян – часть явно оставалась на вотчинных землях (Самигулов Г.Х. "Ясачные люди").

Встречая название башкирского рода "сынрян" (или в неправильном русском произношении – "сыряне", "зыряне"), можно предположить, что именно они некогда заселяли места, где позднее расположилось наше село – Зырянское.

Что означают символы нашего герба

Ещё одна легенда из книги Степана Суворова "История села Онохино" гласит: "после постройки дороги из России в Сибирь через Урал началось заселение по берегам Пышмы и Исети. В новые слободы были устроены религиозные крестьяне-бобыли. Большая их часть поселилась в монастыре Успения Пресвятой Богородицы, а часть на плотах спустилась вниз по реке Пышме и остановилась там. Поселение назвали Спасское, от слова Спаситель. И построенная на высоком берегу церковь тоже называлась Спасской. Только в конце XIX века поселение переименовали в село Зырянское. В отличие от местного татарского населения, переселенцы назывались "пашенные крестьяне", так как основным источником их пропитания было хлебопашество".

Возможно, с российским освоением Сибири ясачные крестьяне этого поселения приняли христианскую веру и получили русские имена, т.е. стали "новокрещенными". Среди местных жителей я встречала семьи с такими фамилиями, как Зыряновы и Угрениновы. Да и фамилия Карташев происходит от слова "кардас", "кардаш" – брат, друг. Это слово есть во многих тюркских языках, в том числе и башкирском.

Рассматривая территориальное нахождение будущего села Онохино в ясачной волости, также можно предположить, что братья Онохины были представителями башкирского рода, охотниками. Далее по легенде "хлебопашеством они не занимались, т.к. основным источником были охота и рыбалка" – это тоже может указывать на корни братьев: башкиры обычно землю не пахали, т.к. занимались разведением скота, заготовкой сена, ловлей рыбы и охотой. И в охоте братья были, видимо, успешнее своих "головинских соседей", т.к. по челобитной видна зависть их добыче со стороны Митки Головина.

Учитывая, что инородцы платили ясак "мягкой рухлядью" (пушниной), логично, что на гербе нашего села Онохино изображены две серебряные скрещенные охотничьи стрелы с древними наконечниками, которые указывают на основание села братьями-охотниками. Но в этом случае история нашего села берёт свои корни от какого-то башкирского рода. Ведь недаром река Цынга и залив Тахтым имеют такие не свойственные русской речи названия. Кольцо на нашем гербе представляет собой мельничный жернов – как знак прежнего изобилия села мельницами (но это уже история одной из самых современных мельниц в более позднем периоде – XIX веке), а сосновые шишки указывают на леса, которыми богата территория нынешнего Онохинского муниципального образования.

Село на 130 лет старше!

Все представленные мною сведения позволяют, в том числе, сделать вывод об ошибочности возраста Онохинского поселения. Сегодня датой основания Онохино считается 1781 год. На мой взгляд, зарегистрированы (хоть и косвенные), сведения о первом заселении этой территории не позднее 1651/52-х годов. Таким образом, селу сегодня минимум 368 лет. И значит, Онохино старше на 130 лет. Для более точного подсчета необходимо искать "грамоты на поселение" в архивах не только Тюменской области, но и в других архивах сибирских и уральских городов.

Я буду продолжать своё исследование. Могу сказать, что чтение древних текстов вызывает у меня необычайные эмоции. Документы хочется читать только в первоисточнике.

Задачи, которые я ставлю перед собой, поиск более ранних сведений о первых жителях села Спасское и деревни Онохина, а также продолжение составления генеалогического древа моей семьи, представители которой проживают на этой земле более трёх веков.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "История"

comments powered by HyperComments