Мальково: от первых упоминаний до наших дней
- 16 сентября 2018, 10:00
- Николай ПОПОВ
- Краеведение
Первое упоминание о Мальково содержится в Дозорной книге 1623 года, составленной Беглецовым Никитой Наумовым на основе переписи, проведённой письменным головой Зловидовым и подьячим Салтанаковым.
В ней и были указаны первые деревни вблизи Тюмени, в том числе и деревня Манькова.
Деревня эта была основана служивыми людьми, так в то время называли находящихся на военной службе казаков, стрельцов и др. Часто можно встретить предположение, что она была основана для отдыха и перемены лошадей, но это не соответствует действительности, для этих целей немного позднее ямщиками была основана деревня Криводанова.
Чтобы разобраться, с чего начинается история нашего села, нужно обратиться к первоисточнику - дозорной книге. Сам термин "дозор" в начале XVII в. означал "проверку", "обход", "осмотр". Составление дозорной книги было чрезвычайной мерой, которая применялась на территориях, пострадавших от военных действий, природных катаклизмов или эпидемий, с целью установления податных возможностей населения и корректировки налогообложения или потребности в оказании помощи.
Начало XVII века было одним из самых трагичных периодов в истории Российского государства, которое получило название "Смутное время". С 1601 по 1603 год из-за неурожаев в стране случился страшный голод, жертвами которого, по оценкам учёных, стали около полумиллиона человек.
Служивые люди часть жалования получали зерном - хлебный оклад. В условиях голода зерно в Сибирь не поставляли, взамен служивым людям разрешили распахивать свободные земли и засеивать их хлебом. Позднее рядом с полями начали ставить избы и заводить дворы, так были основаны первые деревни вокруг Тюмени, в том числе и Мальково. Вслед за ними территорию стали осваивать и пашенные крестьяне.
Огромные просторы, плодородные почвы, изобилие рыбы и зверя привлекали людей в наш край, но не стоит думать, что первых поселенцев ждала райская жизнь. Их быт был полон опасностей и бедствий, которые не каждому под силу было выдержать, но именно тогда начинает закаляться сибирский характер. В условиях Смуты само существование государства было под вопросом, поэтому людям в далеком Тюменском уезде приходилось надеяться только на себя. Многим пришлось осваивать новые, до этого неизвестные ремёсла и способы хозяйствования, часть были заимствованы у местного населения. Хотя наш край не испытал на себе последствий народных бунтов и вторжения интервентов, начало XVII века стало суровым испытанием для первых поселенцев. Люди, осмеливавшиеся поселится за пределами крепостных стен города Тюмени, жили в постоянной опасности нападения извне.
После смерти хана Кучума борьбу против русского государства продолжили его сыновья, а затем и внуки. Они выбрали тактику быстрых набегов, опустошавших территорию, а затем быстрое отступали вглубь степей, на кочевья. Самые крупные нападения на Тюменский уезд были совершены в 1607, 1608 и 1634 годах. В 1603-1605 гг. началась эпидемия "конского падежа", которая серьёзно осложнила положение крестьян и служивых людей. Несмотря на все трудности, уже к середине века Тюменский уезд не только полностью обеспечивал себя хлебом и другими продуктами питания, но и имел солидные запасы зерна на случай неурожая. Начиная со второй половины XVII века, в европейскую часть потянулись хлебные обозы, в которых был хлеб, выращенный и на полях Мальково. Со строительством первого храма в начале XVIII Мальково становится селом, центром Яровской волости, которое славилось своими овощами, рогожами и лихими извозчиками.
19 мая 1844 года из Тюмени в Тобольск прибыл первый сибирский пароход "Основа", и эта дата принята как начало сибирского пароходства. Наиболее сложным участком для пароходства на всём течении реки Туры был путь между деревней Парёнкина и селом Мальково, на котором были две мели. Особенно, сложной ситуация была в конце июля и августе, когда уровень воды в Туре был минимальным. Для провода тяжёлых пароходов и барж часть груза перегружали на малые суда с низкой осадкой. Предпринимались даже попытки углубления русла реки вручную, но это давало лишь временный результат, и русло реки быстро замывалось. Жители села Мальковского относились к "диковинным" лодкам настороженно. Считали, что именно пароходы распугали всю рыбу в Туре, и она всё реже попадалась в рыболовные снасти. С этого времени о реке говорят как о "малорыбной". Ближайшая пристань располагалась в деревне Ошкукова.
Одним из основных занятий жителей села Мальковского было рыболовство. По данным исследователя С.Патканова, средний заработок от продажи рыбы составлял 16 рублей в год, что было довольно приличной суммой. Среди рыболовных снастей преобладали сети, морды, фитили. Наиболее продуктивным видом рыбной ловли являлось запорное рыболовство. При этом способе во время сезонной миграции рыбы устье небольших рек или проток перегораживалось частоколом из кольев.
Рыбопромысловые участки были поделены между жителями Ошкукова и Мальково, составлявшими первую сотню, и Субботина и Парёнкина, входившими во вторую. За первой сотней было закреплено озеро Мостовое, за второй - озеро Чепкуль. Использование рек Дуван и Подборный Дуван осуществлялось по очереди. При этом в случае необходимости сотни приходили на помощь друг другу. Особенно ответственно относились к необходимости охраны и ремонта запоров на реке Дуван.
Средняя цена за пуд карася не превышала 10 копеек, а в сезон лова могла опускаться до 2 копеек. Такая цена позволяла даже семьям с невысоким благосостоянием обеспечивать себя качественными продуктами питания. Вспомогательную роль также играла охота, прежде всего на водоплавающую дичь. При этом чётких сроков охоты не соблюдали, за исключением времени вывода птенцов.
Основной достопримечательностью села Мальковского была местночтимая икона Николая Чудотворца. Чудесное обретение святыни произошло в результате пожара в Крестовоздвиженской церкви села Мальково. В результате бедствия сам храм сгорел дотла, вся церковная утварь пришла в негодность. При разборе пепелища была обнаружена икона Николая Чудотворца, которая совершенно не пострадала от огня. Этот случай даже попал в книгу "Житие и чудеса Святого Николая Чудотворца". В честь чудесного обретения святыни в Мальково 9 мая учредили ежегодный "торжок", на который съезжались люди со всего Тюменского уезда. Перед началом торговли обязательно проводился молебен с выносом святыни. К святыне совершали паломничество богомольцы со всей Тобольской губернии. После завершения постройки храма Всемилостего спаса 1886 году сюда перенесли и знаменитую икону.
К сожалению, после революционных событий 1917 года икона бесследно исчезла и о её судьбе до настоящего времени ничего не известно. Нам остаётся только верить, что наша святыня вновь явит себя и займёт своё место в уже отреставрированном Храме Всемилостего Спаса.
В 1911 году село Мальковское во время объезда епархии посетил Тобольский и Сибирский Епископ Евсевий. Путевые заметки были опубликованы в официальном издании – Епархиальных ведомостях Тобольской губернии. Первое, на что обратили внимание путники, была исправность строений: как домов, так и хозяйственных построек: "Нигде не было видно даже покосившегося или завалившегося забора...". Второе - это безукоризненная чистота улиц и опрятность жителей, вышедших встречать высоких гостей: "Даже среди детей не было видно босых оборванных…" Далее указывается на безупречное состояние храма, который издали можно было принять за новый. Далеко не каждый населённый пункт заслужил такие лесные отзывы. Список населённых мест Тобольской губернии также характеризует село Мальковское как зажиточное. Самыми популярными товарами у его жителей были чай, сахар и благородная (красная) рыба.
В то время не существовало сплошной пашни, распахивались только полосы чёрной земли вдоль реки между Мальково и Ошкукова и бугор южнее и юго-восточнее села. К концу XIX века жители начинают испытывать дефицит строительного леса, и здесь образуется одно из первых государственных лесничеств в Тюменском уезде.
Начало общедоступному образованию положило "Положение о начальных народных училищах" от 14 июля 1864 года. Основной целью было утвердить в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания. Важной особенностью подобных образовательных учреждений является их внесословный характер и религиозная терпимость. Уже в справочном издании "Тобольская губерния. Список населённых мест по сведениям 1868-1869 годов" указывается, что в селе Мальковском, расположенном по почтовому тракту из города Тюмени в город Тобольск при реке Тура, имеется сельское училище. Так что со дня первого упоминания в официальных источниках этого образовательного учреждения прошло 150 лет.
При училище была небольшая читальня, в ней имелись книги, не только предназначенные для учебного процесса, но и для повседневного чтения. Учащихся Мальковского народного училища характеризовала большая скорость усвоения учебного материала и сравнительно небольшое количество пропусков учебных занятий.
С 1888 по 1898 год председателем попечительского совета, а также законоучителем Мальковского народного училища был настоятель Спасской церкви отец Сергий (Виноградов Сергей Сергеевич). С 1898 по 1912 году его сменяет отец Александр (Гикман Александр Васильевич). К сожалению, пока удалось установить имя только одного учителя - Остроумовой Галины Николаевны.
После переноса Тобольского тракта на другой берег реки Тура, Мальково оказалось в своеобразном тупике. Именно это уберегло наше село. Во время революции, гражданской войны, а затем и Западно-Сибирского крестьянского восстания основные боевые действия велись вдоль транспортных магистралей и в крупных населённых пунктах. Угроза боевых действий на нашей территории возникла в 1918 году во время наступления армии Колчака. Оборонительная линия красных пролегала по реке Пышма через сёла Килки, Онохино и Червишево. Создалась угроза прорыва белогвардейцев по направлению Старого Тобольского тракта. В районе деревни Криводаново начинают спешно готовить оборонительную линию. Сам прорыв был осуществлен намного южнее. С этого момента и до 8 августа 1919 года в Тюменском округе устанавливается власть белых. С тех далёких пор среди старожилов села Криводанова ходит легенда о затопленном трехдюймовом орудии. С августа 1918 года в Сибири вновь устанавливается Советская власть, а вместе с ней приходит и политика военного коммунизма. В тяжелейших условиях гражданской войны и смены власти, постоянных мобилизаций жители села Мальковского в полной мере и в срок смогли сдать продразвёрстку.
В конце 1919 года был образован Мальковский сельский совет. В него вошли село Мальково, деревни Ошкукова, Субботина и Парёнкина. Первым председателем была Е.М. Галкина. Именно с этого времени название нашего села окончательно утвердилось именно в форме Мальково. В 1924 году жители Мальковского сельского совета основали два выселка: Новый Борок и Перейменский, которые первоначально также относились к Мальковскому сельскому совету, затем были переданы в Муллашинский сельский совет. По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года население села Мальково составляло 700 человек обоего пола. На территории совета было две начальные школы, почта, сельскохозяйственная артель, две мельницы и кузница. Основная масса единоличных хозяйств была середняками. Граница села проходила по нынешней ул. Совхозной, но застройка была менее плотной. У каждого дома имелись большие огороды и выгоны. С 1927 года в Мальково, как и по всей стране, начинается политика коллективизации и борьбы с кулаками. Имущество зажиточных селян было обобществлено, но сами они не были высланы из села. В 1928 году был организован первый пионерский отряд.
Тяжелейшим бременем для жителей села стала Великая Отечественная Война. Более 200 человек были призваны с нашей территории на фронт, вернулись меньше половины. Наши односельчане всегда оказывались в самых кровопролитных боях, на самых важных рубежах. Большинство воинов погибли в период с лета 1942 года по весну 1943 года. Труднейшая задача легла и на плечи тех, кто остался в тылу. Для бесперебойной работы промышленных предприятий требовалось продовольствие и сырьё. Из пшеницы, выращенной в том числе на полях Мальково, артель "Пищевкусобъединение" изготовляла муку, макароны и лапшу, из молока - сливочное масло как для рабочих тюменских заводов, так и для отправки на фронт. При этом, выполняя план по мясу, овощам, молоку и пшенице, самим приходилось голодать. Второй важной задачей стали лесозаготовки. Огромное количество древесины требовалось в качестве дров и сырья для промышленного производства. При этом заготовка берёзы имела поистине стратегическое значение. В годы Великой Отечественной войны – Тюменский авиафанерный комбинат № 15 выпускал авиафанеру, дельта-древесину для производства самолетов ЛАГГ-3, ЯК-3, а позднее и для ЛА-5 и ЛА-7. Мы не должны забывать о подвиге наших односельчан, и быть достойными памяти тех, кого уже нет с нами!
1 февраля 1965 года был организован совхоз "Туринский" на базе отделения Боровской птицефабрики. Молодому сельхозпредприятию остро требовались рабочие руки. Освоение нефтегазовых месторождений севера Западной Сибири требовало увеличения не только промышленного оборудования, но и производства продуктов питания. Существующая инфраструктура села Мальково не отвечала увеличивающимся мощностям совхоза. Не хватало жилого фонда для размещения специалистов, в селе была только начальная школа, не было детского сада. С конца 60-х гг. в селе начинается настоящий строительный бум. Были построены многоквартирные дома по улице Школьная, новые школа по улице Совхозной, помещения фермы, здание детского сада и амбулатории.
В 1968 году совхоз Туринский в связи с увеличением спроса на продукцию был разделён на племхоз "Туринский" и совхоз "Мальковский". Значительная часть современной инфраструктуры связана именно с деятельностью этого агропредприятия. В настоящее время ОАО "Мальковское" является преемником совхоза "Мальковский" и продолжает производить высококачественную сельскохозяйственную продукцию.
Более четырёх веков прошло с похода казачьего атамана Ермака в земли за "Каменный пояс". За это время безжалостное течение времени стерло с карты нашего кря сотни населённых пунктов. Мальково, преодолев все вызовы времени, продолжает жить и развиваться.
Каким станет оно завтра? Вряд ли кто-то сможет ответить на этот вопрос. Мы можем лишь трудиться и делать всё, чтобы оно процветало. Для этого у нас есть квалифицированные специалисты, талантливые и трудолюбивые жители, инициативная молодёжь и руководители. Вместе для нас нет преград и невыполнимых задач. Любой человек - житель села или гость может внести свой вклад в процветание нашего старинного и славного села.