i.ytimg.com
| Фото: i.ytimg.com

Через горнило репрессий

После издания Указа Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 г. была ликвидирована Автономная республика немцев Поволжья и произведена тотальная депортация немцев из АСССР.

Советским немцам было отдано распоряжение в течение 24 часов подготовиться к переселению и с ограниченным количеством своего имущества прибыть в пункт сбора. Немецкие жители республики были вывезены в отдалённые районы Сибири, Казахстана и Средней Азии. Согласно указу в сентябре-октябре 1941 г. было депортировано 446480 советских немцев. В последующие месяцы депортация коснулась всего немецкого населения, проживающего на территории Европейской России. Всего в годы войны было переселено до 950 тысяч немцев, из них 367000 было депортировано на восток, в республику Коми, на Урал, в Казахстан, Сибирь и Алтай.

Тридцать девять немецких семей, высланных из Поволжья, распределили в село Ембаево Тюменского района осенью 1941 года: Бейдель, Шварц, Берг, Вайцель, Вебер, Гайнц, Лейс, Кунц, Кроу, Пропп, Сельбах, Суппес, Фукс, Шваб, Шрайнер, Штрек.

После 1989 года, когда Германия начала принимать немцев, многие уехали, но некоторые остались. Главные особенности немецких спецпереселенцев – трудолюбие и порядочность – способствовали их объединению с местным народом.

В Ембаево немцев встретили сначала настороженно, а потом дружелюбно. Помогали чем могли, а тем, кто особенно нуждался, бедствовал, давали лошадь и корову, освобождали от уплаты за жильё.

Интересно, что в то время в Ембаево русские не проживали. Немцы – переселенцы разговаривали только на немецком, татары – на татарском. Общее горе – война – помогла найти общий язык. С появлением в детдоме эвакуированных из блокадного Ленинграда детей в Ембаево зазвучала русская речь.

Все немецкие семьи рады были тому, что их определили в Ембаево – село, которое стало для многих из них родным. Люди, лишённые всех радостей жизни, выжили, воспитали хороших детей, передали им свой опыт. Эти люди трудились на благо своей Родины, в которой родились и выросли.

С 1945 года тема существования немцев Поволжья замалчивалась. О них не писали в газетах, не говорили в выступлениях и радиопередачах. Немцам не разрешалось переписываться с родственниками на Западе. Только в сентябре 1955 г. был издан Указ Верховного Совета о снятии ограничений в правовом положении немцев и членов их семей, находившихся на спецпоселениях. Вскоре была упразднена позорная комендатура, но запрет на возвращение в родные места оставался в силе. Прежде всего, не были восстановлены национальные права немцев СССР. Он должны были дать подписку о невозвращении на родину и о неимении претензий на конфискованное имущество. 200 тысяч немцев обратились с письменным прошением в немецкое посольство в Москве, но разрешение на выезд они не получили.

Амнистия облегчила судьбу немцев в Советском Союзе. Многие потянулись на юг, в тёплые края. После 10-15 лет разлуки начались поиски родственников и знакомых в СССР, а также через Красный крест в Германии.

У всех немцев, которых коснулись жернова Указа от 1941 г., сложная и трудная судьба. Правители государства жестоко и несправедливо обошлись с ними, но они выстояли, нашли свое место на новой земле, в новых условиях. Не озлобились, не потеряли веру в добро и справедливость.

Это сейчас, с течением многих лет, люди смогли заново переоценить политику советской власти. А в то время большинство граждан СССР восприняли указ от 28 августа 1941 года как должное, их можно понять: в стране началась война, матери отправляют сыновей на фронт, повсюду голод и страх за жизнь родных и свою собственную. И тут товарищ Сталин объявляет, что в районах Поволжья имеются тысячи, десятки тысяч диверсантов и что они скрываются в среде врагов народа и советской власти.

Многие немцы-колонисты хотели идти на войну, чтобы сражаться с фашистами. Из Поволжья ушло только пятьдесят этнических немцев, хотя добровольцев было гораздо больше. Эти пятьдесят человек были членами партии. В начале боевых действий в рядах Рабоче-крестьянской Красной Армии находилось много срочников-немцев, призванных накануне войны. Большинство из них были уроженцами Поволжья, а общее число достигало 33500 человек.

Одними из первых дали отпор фашистам командир полка Александр Дулькайт и подполковник Эрих Кролл, которые защищали крепость в Бресте. Кроме них в гарнизоне служило ещё три офицера – этнических немца: Александр Ваганлейтнер, Георг Шмидт и Вячеслав Майер, а также бойцы Кюнг, Килменг, Миллер.

Это Вячеславу Майеру, возглавившему оборону жилых помещений, принадлежит высказывание: "Не бывать фашистской свинье в советском огороде!". Так он ответил на предложение гитлеровцев сдаться. Старшина погиб при попытке оказать помощь раненым бойцам и посмертно был удостоен почётной награды: ордена Отечественной войны II степени.

Танкист Альфред Шварц командовал батальоном, в середине лета 1941 года его батальон сражался в тяжелейшим танковом бою под белорусским Лепелем. За уничтожение четырех фашистских орудий и восьми гитлеровских танков Шварц получил орден Красного Знамени.

Дивизия ветерана I Мировой полковника Николая Гагена неделю сдерживала под Витебском знаменитый 39-ый моторизованный корпус фашистов, еще 18 дней его солдаты дрались в котле и, вырвавшись из него и не потеряв при этом вооружение, соединились с советскими частями. В дивизии сражались этнические немцы: Целлер, Финк, Кобер, Бауэр и Беккер. За героизм и храбрость дивизия Гагена получила почетное звание Гвардейской. Сам полковник прошёл всю войну и стал участником парада Победы на Красной площади.

В Карелии с захватчиками сражалась 88-я стрелковая дивизия, в рядах которой достойно сражались с гитлеровцами 547 немцев. Уже в конце сорок первого дивизия получила звание Гвардейской.

Но одновременно шел активный отзыв этнических немцев с фронта. Сначала с позиций уволили тех, кто якобы "не заслуживал доверия", затем появился приказ Сталина снять немцев со всех ответственных постов. Им запретили воевать пулемётчиками, снайперами, радистами, минометчиками и ставили только на второстепенные должности. Осенью изъятие немцев стало массовым, их направляли в стройбаты. Но некоторые все же оставались воевать. Это были боевые опытные офицеры, уже доказавшие преданность. Полностью вычистить армию от немцев Сталину не удалось: одни во время чистки лежали в госпиталях и потом вернулись в части, других по недосмотру призвали из городов и сёл, третьих укрывали командиры: немцы были прекрасными специалистами; четвертые брали чужие фамилии. Но основная часть этнических немцев уже к концу первого года войны была сосредоточена в запасных полках , а затем их всех отвезли в глубь страны в "трудовую армию".

Оставшиеся на фронте показали себя героями. Лейтенант Вольдемар Венцель получил звание Героя за подвиг в битве на Курской дуге (посмертно). Героем стал партизанский командир Александр Герман, которого фашисты боялись как огня. Ещё один Герой СССР старший лейтенант Роберт Клейн заслужил это звание за блестящие операции на территории врага. Обладатель Золотой Звезды Героя подполковник Иван Гарварт прошёл всю войну и окончил её, освобождая Китай. Герой СССР Михаил Гаккель в бою на Ак-Монайском перешейке уничтожил четыре огневых расчёта противника, два гитлеровских орудия и первым ворвался в окопы врага. Весной 1944 г. под Севастополем боец организовал боевую группу, возглавил её и уничтожил 10 гитлеровцев, а троих взял в плен.

Одессит Эдуард Шнекенбургер (Эдик Черногорюк) во время битвы за Днепр сделал девять рейсов через реку под миномётным огнем и восстановил оборванную связь, был награждён медалью "За отвагу", а потом стал Героем Советского Союза. А после победы был осужден на 10 лет и лишён звания.

Если немцы оказывались в плену, то старались вырваться на свободу и организовывали сопротивление на территории фашистов.

Бежавший из лагеря Карл Ерценбергер (Кароль) возглавил партизанское движение на территории Польши и стал героем этой страны. Некоторых этнических немцев советское командование использовало как разведчиков.

До войны в ряды Красной Армии было призвано 1,4 млн граждан немецкой национальности, но призыв шёл очень осторожно. Тщательно изучали биографии призывников, отдавали предпочтение членам партии, большинству отказали в службе в армии.

Тем не менее, на фронте находились немцы, призванные на военную службу до начала войны. Их в начале 1941 г. насчитывалось свыше 33,5 тысяч человек.

Советские немцы, которым довелось быть на фронте, с честью выполняли свой воинский долг защиты Родины, внесли достойный вклад в достижение Победы.

Неимоверно тяжело жилось русским немцам в тылу. С января 1942 г. их начали забирать в трудовые колонны: по сути, это были те же лагеря. Сначала забирали мужчин от 16 до 55-ти, а потом и женщин. Исключение составляли лишь те, у кого было двое детей не старше двух лет. Дети старше трёх лет оставались с бабушками и дедушками.

- Хорошо, что мы попали в село Ембаево, – вспоминал Яков Георгиевич Пропп. - Приняли нас здесь хорошо, люди помогали, кто чем мог. Жили мы в доме татар, приютивших нас.

А в других местах немецких переселенцев высаживали в голую степь, где они рыли себе для жилья землянки, селили в холодные бараки. Немцы обживали их, налаживали свой быт.

Няней в детском доме, вывезенном из блокадного Ленинграда в Ембаево, работала Анна Кондратьевна Шварц. Её мужа Александра Яковлевича забрали в трудовую амию в город Краснотуринск. Со слезами на глазах он вспоминал, как везли их в холодном товарном вагоне в неизвестном направлении. Андрей Карлович Лейс вспоминал, что отца забрали в трудармию, где он умер.

В Ембаево территория Большой мечети огорожена старинной оградой, в небольшом здании бывшей школы-медресе располагается музей села, где экспонируются предметы быта и истории и культуры татарского народа. Есть здесь и уголок памяти русских немцев.

Музей посещают гости из России и из-за рубежа. Приходят и немцы, живущие в Ембаево, для которых это село стало малой Родиной. Они, как и все, искренне благодарны работникам музея за светлую память о людях с трагической судьбой, прошедших через горнило массовых репрессий.

…За время войны и после НКВД не обнаружил (а искать он умел) среди немцев Поволжья ни одного предателя Родины...

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ "История"

comments powered by HyperComments