Орден Невского за Невский
- 29 июля 2017, 10:00
- Владимир ПОРОТНИКОВ
- Краеведение
В зале боевой славы Успенского краеведческого музея им Г.Я.Сотникова хранится пиджак его основателя с боевыми наградами. Одна из наград достойна того, чтобы рассказать о ней подробнее. Орден Александра Невского…
Орден Александра Невского… Он был учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР 75 лет назад, 29 июля 1942 г., для награждения командного состава Красной Армии "за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину". В конкурсе на лучший рисунок ордена победил молодой архитектор И.А.Телятников, которого давно увлекал образ крупного военного деятеля, победившего шведов и немцев. Ни одного изображения Александра Невского до наших дней не дошло, поэтому для работы над эскизом автор использовал портрет замечательного советского актёра Николая Черкасова, воплотившего образ Александра Невского в одноимённом фильме.
Всего за годы войны орденом Александра Невского было награждено чуть более 42 тысяч человек. Из числа наших земляков, удостоенных этой высокой награды, мы знаем по меньшей мере двоих: помимо Сотникова это Герой Советского Союза Павел Шаров, уроженец Созоново.
…Для 20-летнего выпускника Тобольского пединститута Георгия Сотникова война началась на Волховском фронте: в августе 1942-го наводчик 45-миллиметровой пушки был ранен в ходе Синявинской наступательной операции, унесшёй жизни сотен тысяч наших соотечественников.
На Невский пятачок, как впоследствии подсчитали, немцы в среднем обрушивали 2 тысячи снарядов и мин в час, от 15 до 25 пуль из различного вида оружия в минуту на каждый квадратный метр. Удерживался он 285 дней и ночей и имел большое стратегическое значение. От него зависела судьба Ленинграда. "Без Невского пятачка не продержится Дорога жизни, а без него не продержится Ленинград…", - писал маршал Георгий Жуков.
Один из выживших в этом бесконечном кошмаре воспоминал: "Болото было забито мёртвыми телами. По ним, как по гати, бежали и тоже падали, сражённые пулей или осколком мины. Каждое утро красноармейцы шли на штурм позиции немцев вдоль железнодорожной линии, и – погибали сотнями, тысячами. Вечером подходило пополнение, которое ждала та же участь. Так продолжалось день за днём. Сильные снегопады завалили поле сражения. Когда весной снег растаял, обнажились штабеля убитых. В самом низу, в болотной жиже, лежали солдаты в летнем обмундировании, в гимнастёрках и пилотках. На них громоздились морские пехотинцы в бушлатах и широких чёрных брюках-клёшах. Выше – сибиряки в полушубках и валенках, ходившие в атаку в январе-феврале 1942 года. Ещё выше – "политбойцы" в ватниках и тряпичных шапках, выданных в блокадном Ленинграде. На них – тела в шинелях и маскхалатах, с касками на голове и без них. Страшная картина…".
"Земля буквально стонала, словно тяжело раненный солдат, - вспоминал очевидец тех страшных событий Григорий Иванович Шешуков, уроженец д.Шешуково, чей рассказ записал его внук, краевед Владимир Калининский. – Пристрелянная местность, где располагался батальон, из заснеженной превратилась в чёрно-красное от крови месиво. Деревья – и те плакали от полученных ран… После часового обстрела немцами позиций батальона, а точнее сказать, расстрела, из 300 бойцов в живых осталось 17…"
Согласно справке из Центрального архива Министерства обороны, из 156927 военнослужащих в живых тогда осталось 3209 бойцов, в их числе – Георгий Сотников, который продолжит свой боевой путь, дойдя до Берлина.
После войны он вновь вернётся на Невский пятачок, где чудом выжил: два километра по фронту и 800 метров в глубину. Островок земли, напичканный костьми и железом, почти безлесый, с едва просматриваемыми контурами траншей, с заросшими окопами. Он привезёт оттуда 76 экспонатов, которые займут достойное место в созданном им музее: осколки снарядов, проржавевшие гильзы и патроны, пробитая пулей каска…
Зачем ему было это нужно? В одном из интервью Георгий Яковлевич признался: "Двадцать пять лет, будучи директором школы, я уходил с выпускных экзаменов с чувством неудовлетворённости: питомцы мои, радуя отметками, разочаровывали полным незнанием истории…" И ещё. Как-то беседуя со школьниками, Георгий Яковлевич явственно ощутил, что его рассказ о войне воспринимается едва ли не как очередная героическая сказка. Да, слушают, да, задают вопросы, но о многом ли расскажешь им за короткие минуты беседы? Разве передашь в нескольких словах те чувства, которые испытываешь, вспоминая фронтовых товарищей, оставшихся лежать на полях сражений? Так появилась у него идея создать музей.
Музей открылся 28 октября 1983 года. С тех пор его посетили десятки тысяч неравнодушных к прошлому людей, было много иностранных делегаций. Георгий Яковлевич давно уже не встречает гостей, как это бывало раньше: он скончался 23 марта 1995-го. Осталась память о нём, остались его награды, в том числе орден Александра Невского, который был столь дорог для ветерана – конечно же, не потому, что содержал 28,3 грамма чистого серебра…