Хранитель легенд
- 16 ноября 2025, 08:00
- Н. ЧУКЛИНА
- Культура
В наш стремительный век, когда новости сменяют друг друга каждую минуту, особенно ценно встречать людей, чьё творчество соединяет нас с живой историей. Один из таких хранителей памяти, наш земляк, писатель-сказочник и поэт Сергей Федорович Политов.
Недавно жителям деревни Зырянка посчастливилось познакомиться с ним лично, и эта встреча открыла для них целый мир – мир легенд, сказок и поэзии нашей малой родины. Для самого Сергея Федоровича Зырянка – место особенно дорогое: здесь родилась его прабабушка Варвара Андреевна Чуклина.
Сергей Федорович – человек, чьё творчество неотделимо от его корней. В разговоре с ним сразу понимаешь: для него история – это не сухие строчки в архивах, а живая память семьи. Он является потомком в двенадцатом колене тюменского казака Ивана Бусыги, основателя заставы на реке Кармак, из которой выросло село Успенка.
Проникновенные строки из его стихотворения как нельзя лучше отражают эту глубинную, личную связь с землёй предков
На побережье Кармака
Иван Бусыга поселился,
Чтоб не пустить в Тюмень врага,
Чтоб предком я своим гордился.
С тех пор селенье у реки
Живёт, зовут его Успенкой.
В Успенском храме земляки
И я пред Богом на коленках.
Стою и думаю о том,
Что предки были в этом храме,
Что здесь, в Успенке, был их дом,
Что предки здесь сегодня с нами.
Именно эта связь дарит нам, читателям и слушателям, удивительное чувство сопричастности.
В исполнении Сергея Федоровича старинные предания и сказки обретают жизнь. Он не просто пересказывает их – он вкладывает в них душу, словно становится голосом тех давних времен.
Так, "Легенда о Флоре и Лавре Зырянских", основанная на реальных верованиях первых поселенцев, рассказывает о том, как святые стали заступниками ямщиков, чья жизнь полностью зависела от лошади.
Грусть, тоска в домах зырянских.
Дохнут кони ямщиков.
Как-никак подарок царский,
Дал недавно, был б здоров
Без коней ямщик погибнет,
Он не вспашет огород,
Ремесло ямское сгинет,
Нищета вот-вот придёт
"Где спасенье от напасти,
Как сберечь своё добро,
Угодить российской власти,
Дать ей в сроки серебро?" –
Думал так ямщик Зырянов,
Разболелась голова.
Посчитал своих баранов,
Всколыхнулась вдруг трава!
Появился чёрт Овинник,
Дмитрий крикнул "Это ж ты!
Ну, держись, Христа противник!"
Хрюкнул чёрт, удрал в кусты.
Обратился Дмитрий к Богу:
"Светлый Боже, помоги,
К счастью нам открой дорогу,
Пусть уйдут от нас враги".
И пред ним явились сразу
Лавр святейший, святый Флор:
"Отведём от вас заразу,
Канет в бездне конский вор".
Так сказали и пропали,
И святые с той поры
Для зырян своими стали,
Защищают их дворы.
Флор и Лавр в домах зырянских,
Проживают и всегда,
Отгоняют гадов адских,
Не пришла чтобы беда.
А "Легенда о реке Кармак" переносит нас в эпоху Сибирского ханства, красиво объясняя тюркское название реки, которое и впрямь переводится как "крючок".
Давно это было… Тогда правил хан,
Над речкой Турою стоял его стан.
В том ханстве Сибирском жили татары,
Рыбу ловили, возили товары.
Приехал на реку однажды рыбак,
Закинул крючок, но сорвался червяк.
Закинул опять – снова нет червяка…
И вдруг из воды появилась рука!
Мансур испугался, домой побежал,
Ему дух реки что есть мочи кричал:
"Запомни, меня называют Кармак!
Почисти меня, если ты мне не враг!"
Был честным Мансур, люди знали о том,
О чуде рассказ был для них, словно гром.
В деревне об этом Мансур рассказал,
Почистили реку, в ней щуку поймал.
В той щуке нашёл он волшебный крючок,
Не нужен с тех пор ему стал червячок.
А реку и ныне зовут Кармаком,
По-русски бы звали ту речку Крючком!
Творчество Сергея Политова – это мост, соединяющий поколения. В эпоху глобализации его произведения помогают нам, современным жителям, не потерять свою уникальность. Они отвечают на важные вопросы: кто мы? откуда наши корни? какие истории хранят названия знакомых с детства рек и деревень?
Его работы – настоящий подарок для учителей, родителей и всех, кто интересуется краеведением. Это готовая, яркая и доступная форма, чтобы увлечь детей и молодёжь историей родного края.
Встреча с Сергеем Федоровичем оставляет твердую уверенность: пока среди нас есть такие сказители, способные донести голос прошлого, историческая и культурная память нашего края будет жива. Его творчество – не архивное достояние, а живой источник, из которого можем черпать вдохновение все мы.
И, возможно, после прочтения его стихов и легенд вы тоже по-новому взглянете на знакомый пейзаж за окном и почувствуете незримую связь с теми, кто ходил по этой земле сотни лет назад. А это и есть главная миссия настоящего писателя-краеведа.














